Плохая свекровь

Любовь Ковалева
«Моя свекровь – плохая» - с такими словами обычно начинала любой разговор мамина двоюродная сестра и продолжала, рассказывая о ее поступках, доказывающих, что она, Мария Павловна, действительно очень, как говорили у них в деревне, «характерная».  И Надежда, так звали мамину сестру, как ни старалась, не могла угодить своей своенравной свекрови. И белит она не так, и готовит не так, ну все делает не так.
 Живет моя тетушка, как у злой мачехи. 
                Я была в доме у Марии Павловны, когда ездила в деревню в гости. Самой хозяйки не было, но, увидев висевший на стене портрет, я поняла: это тетина свекровь. На меня смотрела суровая женщина с недовольным видом. Я подумала, что перед фотоаппаратом могла бы и притвориться. И поняла, что тетя Надя ничуть не преувеличивает, рассказывая о своей жизни.
           Мужа своего, Толика, тетя Надя очень любила, разводиться с ним не хотела. Вопрос решили по-другому: молодые купили небольшой домик, поступив против воли родителей, обидев их тем, что покинули крепкий, хороший отчий дом, уйдя жить в маленькую чуть ли не лачужку, да еще заплатив за нее деньги, заняв их у родственников.
         Лучше жить в шалаше, чем терпеть издевательства родственников мужа! Родственники тети Нади жалели и поддерживали ее. 
              Шли годы.
         Как-то ранней осенью готовились к свадьбе. Отдавали замуж выросшую дочь тети Нади за нашего соседа. Готовили у нас во дворе. Ради такого случая я решила пропустить занятия в институте (была суббота) и с удовольствием резала овощи для салатов. Тетя Надя командовала парадом. Без ее одобрения приглашенные повара  не смели ничего предпринимать. Сама она, занимаясь готовкой, по привычке, о чем бы ни шла речь, начинала так: «А моя свекровь – плохая!» Мы сочувственно кивали, тоже по привычке.
         Часам к пяти явилась Анюта, моя старшая сестра, гордость нашей семьи. Она работала учительницей в школе и была вечно занята. Вот и сегодня, несмотря на свадьбу, пришла с работы поздно: она работала во вторую смену и не могла оставить своих четвероклассников. Ее уважали за неизмеримую доброту, честность и мудрость не по годам, хотя ей было всего двадцать пять лет.
        Тетя Надя Анюту недолюбливала. Она сама хотела стать учительницей, но в институт не поступила: не добрала баллов. Стала бухгалтером. Меня называла глупой девчонкой до тех пор, пока я не поступила в институт. Как только я стала студенткой, тетя стала говорить, что я – высокомерная и гордая. И добавляла, что я некрасивая и не достойна своего жениха.
       Я молча все сносила, прощая ее: ведь у нее тяжелая жизнь. Мало того, что свекровь плохая, еще и муж, которого Надежда очень любила, рано ушел из жизни, и тете пришлось одной поднимать двоих детей. И потом, людей без недостатков не бывает.
        Итак, Анюта, вернувшись с работы, надев халат, приступила к работе: стала чистить картошку, прислушиваясь к разговорам. Тетя Надя по привычке начала: «А моя свекровь – плохая! Пришла как – то к нам и говорит, что в недавно купленном нашем доме   сыро, и дает  сшитые ею две байковые ночные…» тетя Надя хотела, видимо рассказать, какими плохими оказались эти ночные, сшитые плохой свекровью. Или еще что-то в этом духе, но Анюта ее перебила.
- Что??? Твоя свекровь тебе сшила две ночные?
-Да, сшила.
- И ты говоришь, что она – плохая?
- Да, плохая,- простодушно отвечает тетя.
- А моя свекровь за те годы, что мы с мужем прожили, не то, что мне ничего не подарила, она даже Иришке ложки меду не дала, когда та заболела. Мед она привезла из Ставрополья (мы в то время еще жили в Азербайджане, примечание автора), торговала им на базаре, но нам -  ни продала, ни просто так не дала. А когда Михаил родился, она шесть месяцев к нам носа не показывала. А ведь кроме моих детей, у нее внуков нет.
- Да ведь твоя свекровь не от мира сего!
- А ты слышала хоть раз, что я о ней что – то плохое сказала? Пусть она ко мне плохо относилась, но я ее с днем рождения никогда поздравить не забывала. И подарки к праздникам всегда дарила. Я, тетя Надя, думала, что свекровь твоя на самом деле плохая, а теперь так не думаю. И, пожалуйста, при мне больше о ней ничего плохого не говори!
        Свадьбу сыграли, а после свадьбы тетя Надя долго у нас не появлялась. Мы уже забеспокоились: не случилось ли с ней чего (мобильных телефонов тогда не было), как любимая нами тетушка появилась.
           На мамин вопрос, где она пропадала, мы услышали неожиданный ответ. Оказывается, Надежда получила телеграмму о том, что ее свекровь тяжело заболела. Взяв на работе отпуск за свой счет, она помчалась в деревню, где жила ее свекровь и ухаживала за ней до тех пор, пока та не умерла. А разве некому было за той ухаживать? Ведь рядом с ней жила дочь и две взрослые внучки. А Надя после смерти мужа перебралась в город к своей матери. Пришлось оставить престарелую мать и сына,  больше месяца жить в деревне, потерять в зарплате.
- Не знаю почему, но я почувствовала необходимость прожить со свекровью последние ее дни. Чем-то помочь ей. Когда я в молодости от нее уходила, я не подумала о том, что увожу от нее сына, внуков, и как ей тяжело будет жить без них. Я поняла, что она вовсе не ненавидела меня. Она меня  учила тому, чего я не могла. Или не знала. Она добра мне желала. Сын мой – это ее внук, я люблю его, значит – и ее.
            Когда Толик умирал, спросил меня, буду ли я ухаживать за его мамой, когда она заболеет, я ответила: нет. А сама слова не сдержала. И не жалею об этом.
          Моя мама, добрейший человек, долго не могла прийти в себя от услышанного. Ведь тетина свекровь действительно была суровой, своенравной и, как говорили у них в деревне, «характерной». Но ведь не бывает людей, у которых нет никаких достоинств.