Выстрел в спину

Валерий Тарасов-Минский
Народная газета, 19 июня, 1996 г.
№ 150 (1435)

Валерий ТАРАСОВ
Выстрел в спину

Несколько дней не дожил до выпускного бала старшеклассник Сережа.
Лаконичный рапорт:
“7 июня 1995 года около двух часов ночи возле дома номер петь по улице Гастелло в г. Старые Дороги обнаружен труп с огнестрельным ранением сзади в левую половину грудной клетки...”
Несколькими минутами раньше перед изумленным прохожим предстал паренек, лежавший на летнем асфальте, широко раскинув ноги и руки и сощурившись неживым взглядом в метеоритный, дождь, сыпавший под трели соловья на планету искры из холодной Галактики. Рану со спины под сердцем выдала лужица крови, чуть вытекшая из-под крепкого и сильного тела подростка, и еще отрешенно мертвый покой в зрачках.
Скоро следствие установит личность: ученик 11-го класса второй школы Сережа Орлов. Утром новость метнулась по городу, но первой стукнула в дверь к родителям выпускника, мечтавшего после выпускного бала стать абитуриентом милицейской академии...
Вряд ли в этом крылась чья-то месть, и вопрос, кто убил и за что, повис без ответа. Версии будоражили провинциальный городок неделю, а пока тело оставалось на асфальте и криминалист-эксперт щелкал фотовспышкой, синхронной с затвором фотоаппарата “Зенит”...
Свидетель Михаил:
-- Ночью я проснулся от хлопка, похожего на пистолетный выстрел. Сплю в зале, и балкон был открыт — жарко. Я вышел в кухню и посмотрел на часы, было где-то без пяти час ночи. Через секунд тридцать по направлению к улице Коммунистической прошла легковушка. По звуку мотора мне показалось, что сразу шла на малой скорости, а после хлопка выстрела скорость увеличилась. Лег спать и проснулся, когда приехала милиция..."
Неужели чье-то заказное убийство, и кого — школьника?
Сторож Владимир, который вызвал милицию:
-- Работаю в МП “Дружба”... После часа ночи мы коротали за разговором ночь с приятелем, услышали крик, вышли на улицу. Мужчина звал осмотреть тело парня, лежавшего на дороге. Сообща решили, что он мертв, и позвонили в милицию...
Никакой зацепки. Только заключение баллистической экспертизы, что пуля выпущена из револьвера системы “Наган” выпуска начала века.
Буквально через часы, когда раскручивался маховик этого следствия и прокурор подписывал решение о создании следственной группы, недалеко отсюда произошло еще два убийства...
В полдень возле деревни Кривая Гряда летевшие на бешеной скорости “Жигули” на крутом повороте вынесло в кювет, перевернуло, проволокло на боку по воде с ряской, и сила инерции шмякнула коробку на крышу, выметая в проемы от сорванных дверей пассажиров. Двое корчились: мужчина в агонии от разбитого позвоночника, женщина — захлебываясь в стоялой взбаламученной жиже. Водитель-убийца, отделавшийся синяками и ссадинами, выполз из-под обломков и, хромая, бросился к утопающей, выдавил ей язык и профессионально стал делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. От комплекса бежали люди и подъезжали автомашина и трактор... Именно это автотранспортное убийство и стало ключом в безнадежно запутанном первом, ночном, следствии.
Еще через день в милицию пришел ученик-старшеклассник Саша, узнавший об убийстве одноклассника:
-- Я отправился погулять в поселок Новый, возвращался поздно и шел возле гаражей с тыльной стороны дома N 7, когда услышал выстрел. Увидел бежавших в мою сторону двух мужчин. Прислонился в темноту от угла гаража и притаился. У первого бегущего, высокого, на шее была массивная цепочка из желтого металла в разрезе ворота распахнутой темной рубашки с короткими рукавами. У второго, пониже ростом, запомнил в зубах сигарету, которая тлела, он в правой руке что-то массивное держал... Лиц не разглядел, парней не знаю».
Следствие пробуксовывало на версии с проехавшей автомашиной, потому что гулявшие в эту ночь пассажиры могли бы иметь отношение к убийству, но... не имели. В том уголовного дела легла первая сотня листов протоколов допросов, заключения экспертиз. Свидетели подбрасывали версию мести чеченской мафии — несколько человек этой национальности проживали в городе и открыли прибыльный бизнес...
Не буду раскрывать тонкости профессионалов, которые скорее всего и вывели бы на след убийцы, но он явился сам... по милицейской повестке и сразу, с порога дал показания на себя. Замучила совесть. Двое погибших в “Жигулях”, которыми он управлял, были друзьями, вернее, другом был один, а погибшая пассажирка была женой второго закадычного друга.
Бывшая жена Бориса Баранова, убийцы, с которым они давно в разводе, объяснила это так:
-- Борис очень предан друзьям, готов сделать для них что угодно. Он служил в Беларуси старшим прапорщиком, друзей перевели для прохождения службы в Афганистан. Борис по собственному желанию написал рапорт о переводе в Афган. Друзья уволились, и он тоже ушел из армии...
Бывший афганец после развода уехал в Минск к родителям, устроился на работу водителем в закрытое общество с ограниченной ответственностью. С годами и сам перестал чувствовать ответственность за дела и поступки. Иначе зачем бы ему понадобилось покупать на авторынке “Наган” образца 1885 года. Ведь знал же бывший комвзвода и орденоносец, участвовавший в шести боевых операциях, как признался сам, что “с Афгана осталась привычка, если оружие в руке, то оно стреляет... Парень был обращен ко мне спиной, я выстрелил”.
За что, почему? Очень сложно ответить с точки зрения дня сегодняшнего на моральный вопрос. Ведь оружие стреляет всегда безнравственно, повинуясь движению пальца на спуске. Нравственность бессмысленно обсуждать в безнравственном обществе. Разве не такими мы стали за последние годы? Разве нравственно торговать на рынках оружием, телом через объявления в газетах, родителям детьми через телерекламу?..
15 июня Баранова задержали по подозрению в убийстве. Убедившись, что он не шизик, наговаривающий на себя, проверив факты, заключили под стражу.
История с воздушным компрессором, списанным в воинской части и восстановленным отцом друга Бориса, банальна. Фирме с ограниченной ответственностью понадобился этот механизм. Борис позвонил другу Жавнеру и договорился, что берет за энную сумму для организации, чего, мол, железка будет простаивать в гараже? По рукам?
Компрессор погрузили и под звон нескольких бутылок засиделись допоздна, изредка поглядывая в окно на служебный “Жигуль” с прицепом, где стоял компрессор.
-- Курили. Жавнер рассказывал, как его вывезли ребятки в лес, избили и отняли последние деньги. Он их знает, тех, кто бил. Говорит, что, когда пришел в себя, услышал угрозу — предложение утопить его, исходящую от некоего Касперовича. Собрал силы и рванулся к лесу. Жена там была и может подтвердить.
Жена с сынишкой спала в соседней комнате и ничего не собиралась подтверждать или опровергать. Зато Серега, кипя гневом, рвался сходить “на точку” и отовариться еще одной бутылкой.
Поплутав возле ресторана с темными окнами, друзья остановились у чужого подъезда.
-- Борька, что у тебя под мышкой выпирает?
-- Ствол. Настоящий, купил за двести баксов.
-- Врешь, цацка, наверное...
Борис молча выдернул “Наган”, мягко перевел барабан и нажал на спуск. Пуля вошла в дерево дверной коробки, сколола штукатурку на кладке и взвизгнула, скалывая кирпич, где-то в темноте жилого подъезда.
-- Давай ходу отсюда, а то перебудим всех.
Побродив еще немного, успокоились. Водки нет — ладно.
По улице Гастелло навстречу шагала плечистая фигура. Жавнер окликнул:
- Касперович?
Видно, душа желала крутизны, разборки с превосходящими силами с кем угодно...
-- Попался, гад! Борька — он самый!
Жавнер ударил под дых и отскочил.
Парень с удивлением, сгибаясь, наблюдал, как в руке у второго нападавшего блеснула вороненая сталь. Автоматизм выстрела привыкшей опережать противника руки не дал Борису даже осмыслить, что он делает, куда и в кого стреляет. Мысль была попугать, но цель “по стволу” сама притягивала мушку прицела дернуться под левую лопатку. Не убежишь, щенок!
Цель была поражена! Пришло осознание. Тогда-то убегавших и увидел Сережин одноклассник Саша. Убийцы вернулись через час, когда милиция хлопала дверцами уазиков и фарами высвечивала окрестности...
-- Какого хрена ты взял ствол? — вопрошал Жавнер.
-- А как жена станет перестилать мне постель, я ведь под подушку сунул сперва? Ладно, больше не пьем, покемарим и — в Минск за расчетом в фирму. Выезд в пять, по дороге заедем к Генке Дедовичу в Кривую Гряду, идет?
Генка уже был на работе. Гости перекусили, отдохнули, но водку не пили. Генкина жена Наташка сама предложила в обед съездить к нему на работу и забрать мужа домой... Спидометр кренил стрелку: 80, 90, 100 километров в час. Крутой поворот уводил ленту асфальта в сторону, колеса повело в кювет, и Борис подчинился этому движению, прибавил скорость и повернул колеса в сторону заноса, чтобы выправить уже непослушную автомашину...
Потом он будет уверять, что хотел застрелиться, потихоньку перепрятывая из раскуроченной машины револьвер. Застрелиться на могиле неизвестного паренька, нелепо погибшего. Тогда, в эти мгновения, Борис не мог знать, что хрипевшие Жавнер и Наташка обречены. И мысль застрелиться на их могилах придет еще позже, когда он через неделю вернется в Старые Дороги из Минска... По повестке за автотранспортное убийство.
Из устного заявления погибшего Жавнера С.И. об ограблении в лесу каким-то Касперовичем выросло уголовное дело 220133, которое возбудил Стародорожский РОВД. Расследование установило: факт ограбления не подтверждается. Не было 100 долларов и 40 тысяч белорусских рублей отнято у него. Все было почти с точностью до наоборот.
Суд приговорил Бориса Баранова к высшей мере — расстрелу, но потом, рассматривая кассационную жалобу, смягчил приговор: убийца раньше ни в чем предосудительном замечен не был, добровольно сообщил о совершенном убийстве и активно помог следствию. Имеет правительственные награды за выполнение интернационального долга в Афгане за то, что безупречно по заданию правительства жал на спусковой крючок... Пятнадцать лет, из них первые пять — в тюрьме!
Белый вальс Сережины подруги танцевали с другими.
Год назад.