Берта Вегманн

Улексия Миссосупова
Berta Wegmann,26 декабря 1847, Соглио, Кантон Граубюнден, Швейцария - 22 февраля 1926, Копенгаген
Датская художница - портретист и жанрист.
Берта родилась в Швейцарии, поэтому некоторые источники называют ее швейцарской художницей, в семье коммерсанта Эберхарда Людвига Вегманна (1810 - 1869) и Катрин, урожденной Мини (1821-1857).
В возрасте пяти лет, в 1853 году, ее родители переехали в Данию. Отец Берты, мануфактурщик-фабрикант, в юности сам хотел быть художником, поэтому, когда он обнаружил у своей дочери талант к живописи, он первым сам стал давать ей уроки рисования.

В 1860 году Берта стала учиться в Копенгагене у художников Генриха Бантзена (Heinrich Buntzen), Фредерика Фердинанда Хельстеда (Frederik Ferdinand Helsted) и Фердинанда Лунда (Ferdinand Lund), которые принадлежали к поколению художников, чьи идеализации и национально-романтический стиль в живописи был уже давно не в моде.
В возрасте 19 лет, в 1867 году, при финансовой поддержке зажиточной семьи Мельхиор, Берта продолжила обучение в Мюнхене у престижного немецкого художника, профессора Вильгельма фон Линденшмита Младшего (Wilhelm Lindenschmit) и художника-жанриста Эдуард Курцбауера (Е. Kurzbauer). Специализация девушки была – исторический живописец – жанрист.
Вскоре после прибытия в Мюнхен она познакомилась со шведской художницей Жанной Баук (Jeanna Bauck), которая приехала в Мюнхен годом раньше. Девушки подружились и стали жить вместе. Знаком их дружбы стало то, что Вегманн неоднократно писала портреты подруги.
Вместе они объездили половину Европы, побывали в Тироле, Бретани и Венеции. Экспонировать свои работы на выставках Вегманн начала в 1873 году в Копенгагене, первая картина, представленная на экспозицию называлась «Больной ребенок» . Раннее творчество Берты представляет собой сюжетные картины сентиментальной направленности и довольно много пейзажей, написанных в горах Тироля и прибрежных районах Балтики. 13 лет Берта училась и жила в Германии. Кроме этого, целый год художница прожила во Флоренции.
В 1880 году Вегманн и Баук переехали в Париж, где Берта увлеклась течениями современного французского искусства. Опять же, о времени пребывания Вегманн в Париже есть противоречивые сведения. Якобы, по одной из версий, она училась в студии французского художника Эдуара Мане и позже говорила, что «восхищается им, как человеком, но совсем равнодушна к его искусству». А в другом источнике написано, что в Париже Берта с подругой училась у самого Леона Бонна. Впрочем, по мнению искусствоведов, не вызывает сомнений
влияние Мане на выбор Вегманн колорита и многих фигурных композиций для своих картин «французского периода».
В 1881 году Берта удостоилась права выставить свои работы в Парижском Салоне, где получила Почетное упоминание, что приравнивалось к официальному признанию художницы критиками и коллегами. В следующем году на выставке Салона Вегманн получила Малую золотую медаль за портрет своей сестры.
В 1882 году Берта Вегманн поселилась в Копенгагене.
В 1883 году художница представила портрет сестры на выставке уже дома, в Дании, и Комитет Шарлоттенбурга наградил ее медалью Торвальдсена. Это означало полный успех и признание на родине. В этом же, 1883 году, Вегманн стала первой женщиной, когда-либо избранной кандидатом в члены Академии художеств на пленарном заседании Ассамблеи Академии.
В 1887 году Берта Вегманн стала членом Академии, а позднее в этом году она была избрана в Комитет Шарлоттенбурга, хотя до сих пор это было исключительной прерогативой мужчин-художников.
Берта Вегманн. В саду
Улекса фон Лу
Сад порыжел, опустел, облетел,
ржавчинка листьев - тепло в небесах,
травы, шурша сухо, сбились в постель,
и спит земля - сон у солнца в глазах.

Что там в траве? Обронила браслет,
летом играя в саду в бадминтон.
Блеск затаенный - в травинках просвет
воспоминания, золота тон.

Осень - токката тоски и печаль
в голых деревьях, реки синеве,
бледной сиенной окрашена шаль,
листьев шуршанием - стершийся след.

Bertha Wegmann In the Garden.
http://www.stihi.ru/2011/12/26/2750
Среди известных картин художницы середины 1880- начала 1890-х – «Mands portr;t» (Мужской портрет), натюрморт «En Kunstners Kvistkammer» (Чердак художника), «Portr;ttet af etatsrad Moritz G. Melchior» (Портрет советника Морица Мельхиора, 1884), «Portr;t af maleren Otto Bache» (Портрет художника Отто Баше, 1896), «En ung Moder med sit Barn i en Have» (Молодая мать с ребенком в саду).
Среди знаменитых работ художницы начала 1890-х выделяют «Портрет Ханны-Люсии Баук» (Portrait of Hanna Lucia Bauck, 1890). Ханна - Люсия была младшей сестрой Жанны Баук. Их отец, Карл Вильгельм Баук, был композитором, историком музыки и органистом. Естественно, Ханна училась на пианистку в Стокгольме. В октябре 1889 года она поселилась в Мюнхене и прожила со старшей сестрой до самой ее смерти в мае 1926 года. Отмечу, что Ханна-Люсия умерла всего через несколько месяцев после смерти сестры.
Берта проводила большую работу по приему женщин-художниц в Академию художеств. С 1887 по 1907 год Вегманн была членом Ассоциации женщин – художников.
В 1888 году при участии художницы и в сотрудничестве с Академией была создана художественная Школа для женщин.
В конце 1880-х и 1890-х годах Вегманн принимала участие в крупных выставках в Скандинавии и Европе, ее картины экспонировались на Всемирной Выставки в Париже в 1889 и 1900 годах, на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году, и каждый раз с отличием. Из Парижа, например, художница привезла оба раза серебряные медали.
В 1893 году в Копенгагене состоялась большая выставка датских женщин-художниц, на которой работам Берты Вегманн был выделен целый зал.
В 1892 году Берта Вегманн стала первой женщиной, получившей Золотую медаль за заслуги Ingenio et Arti. Медаль «Ingenio et Arti» является личной наградой датского и присуждается видным датским и зарубежным ученым и художникам. Медаль была учреждена королем Кристианом VIII в 1841 году и присуждалась как мужчинам, так и женщинам. Среди награжденных этой почетной наградой Дании – художники Анна Анкер и Бьюрн Ньоргард, писатель Карен Бликсен, балерина Кирстен Симоне и актриса Гита Норби.
Берта Вегманн умерла в 1926 году в возрасте 79 лет в своей студии. После смерти художницы все ее картины и документы унаследовал Тони Мюллер, ее сосед в здании Ассоциации читающих женщин (the Women's Reading Association). В 1941 году Мюллер продал все наследие художницы на аукционе и основал Премию имени Берты Вегманн для поддержки нуждающихся молодых женщин-художников.
По материалам сайта - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post146938465/