Капелла закрывает сезон

Павлова Вера Калиновна
     22 июня Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга закрывает концертный сезон. В исполнении Хора и Симфонического оркестра Капеллы прозвучат кантата для хора и оркестра «Иоанн Дамаскин» Сергея Ивановича Танеева (р.1856 - 1915) и поэма для солистов, хора и оркестра «Колокола» Сергея Васильевича Рахманинова (р.1873 - 1943). Дирижер – народный артист России Александр Чернушенко. Сольные партии исполнят Барбара Кригер (сопрано, Германия) и солисты Большого театра Андрей Дунаев (тенор) и Петр Мигунов (бас).

     Кантата «Иоанн Дамаскин», посвященная памяти Николая Рубинштейна, оказалась первым сочинением Танеева, в котором его талант и мастерство выявились полно и ярко. Критика того времени писала: «Эта прекрасная музыкальная композиция, в которой встречается множество очень тонко и умно задуманных эффектов в хорошем смысле этого слова, композиция, проникнутая в своем целом серьезным достоинством и внушающая полное уважение к познаниям и умению автора».
 
     Этот успех был, в сущности, первым в творческой жизни композитора, которого не уставали упрекать в «заумности», сухости, отсутствии непосредственности и таланта. «Иоанн Дамаскин» отличается высоким мастерством, возвышенным, строгим строем музыки, благородством и безупречностью вкуса.

     Музыку на стихотворение Эдгара По «Колокола» (1849) в переводе Константина Бальмонта Сергей Рахманинов написал по предложению автора анонимного письма.. Как оказалось впоследствии, письмо это было послано молодой виолончелисткой Марией Даниловой. Рахманинова заинтересовало стихотворение.

     С ранних лет увлеченный колокольным звоном и не раз передававший его в своих произведениях, он принимается за сочинение, определив его жанр как вокально-симфоническую поэму. В четырех частях произведения показан весь жизненный путь человека от светлой, полной радостных надежд юности до кончины.

     «Колокола» принадлежат к выдающимся русским музыкальным произведениям кануна Первой мировой войны. В этой поэме, как в «Прометее» Скрябина, отразились тревожные, напряженные настроения начала века.