Праздник непослушания. Демонстрация в Тель-Авиве

Михаил Ошеров
Израильтяне, когда им все дозволено, ведут себя, словно малые капризные и непослушные дети. Сегодняшний вечерний тель-авивский праздник непослушания запомнится всем его участникам надолго. Да и длился он долго - народ на мероприятие, назначенное почему-то на очень позднее время - на 10 часов вечера, так вот, народ начал собираться на площади у театра "Габима" и на бульваре Ротшильда у Бейт-Ха-Ама уже часам к 9-ти. У Бей-Ха-Ама формировалась колонна партии "Хадаш" и  сочувствующих организаций, у "Габимы" - все остальные. А закончилось всё далеко за полночь.

Сегодняшняя демонстрация, насколько я понял, была незаконной, и сотрудники мэрии и полиции пытались ей помешать. По российским меркам, это были жалкие попытки.  Представьте себе организованную демонстрацию тысяч двадцать человек, выдвигающуюся с бульвара Ротшильда на площадь "Габимы". С флагами,  с двумя группами музыкантов на барабанах и других ударных инструментов. С несколькими лидерами с мегафонами. И жалкую цепочку полицейских солдатского возраста в зеленой форме (в СМИ сообщили, что это было подразделение ЯСАМ), человек 30. Молодые ребята, среди них русскоязычная блондинистая девушка, один афро-израильтянин и еще несколько русскоязычных парней. Когда они пытались перекрывать улицу, это получалась даже не одна шеренга, а пол-шеренги, так неплотно они стояли. Ими руководили два отъевшихся сотрудника полиции в темно-синей форме, вокруг толпы по тротуарам бегало несколько сотрудников какой-то спецслужбы, одетых как ортодоксы, но без цицит - темный низ, белый верх, без кипы, но с рацией. Это всё, что город Тель-Авив смог наскрести против двадцатитысячной демонстрации. Если вчера эти мощные полицейские силы справились с одной слабой девушкой Давни Лиф, причём серьёзно повредив ей руку, то сегодня эта жалкая кучка блюстителей неизвестно чего  лишь делала слабые попытки перекрывать дорогу хорошо организованной демонстрации.  Когда ЯСАМники пытались перекрыть улицу Марморек, народ пошел в обход театра "Габима" по соседней улице Губермана и по сдерот Хен, а основная демонстрация прорвалась - сначала прорывая полицейское перекрытие Марморек, потом - перекрытие на Ибн Гвироль, причем несколько раз. Цепочка ЯСАМников выстраивалась поперек, они брались за руки, толпа подходила, поджималась, потом барабаны начинали звучать громче и быстрее, всё ускоряясь и ускоряясь, толпа издавала громкий нарастающий крик, шла напролом и прорывала цепь. И так повторялось несколько раз - поперек  Ибн Гвироля, потом - у мэрии. Все, что успевала делать полиция - это перекрывать движение транспорта по ходу демонстрации, и то не всегда. Многие машины и мотоциклисты радостно гудели в поддержку демонстрации. Народ не свернул на привычное место для митингов у мэрии Тель-Авива, а пошел дальше по Ибн-Гвиролю. Потом в середине толпы была развернута палатка - символ протеста и поднята на высоко поднятых руках. Посередине перекрестка с улицей Рембандта. Зрелище это было немного сюрреалистичное. Потом народ двинулся немного дальше, и тут началось долгое противостояние с полицией и ЯСАМниками, которые как свою базу использовали отделение банка Леуми, превратив его во временную тюрьму для задержанных демонстрантов. Я не уверен, что это в дальнейшем сослужит банку Леуми  хорошей рекламой. Народ требовал всех отпустить, и в конце концов задержанных выпустили. Дальше народ двинулся дальше по Ибн-Гвиролю по маршруту, по которому раньше не ходил - направо по тихой улице Арлозоров до таханы ракевет. Разбуженные жители улицы Арлозоров выражали поддержку демонстрантам. Когда параллельно демонстрации, чтобы ее обогнать, по второй половине улицы Арлозоров, запыхавшись, пробежали всё те же ЯСАМники, народ прокричал им в мегафон что-то обидное про миштару. Кстати, кроме обычных лозунгов про "цедек хеврати" народ периодически кричал что-то про "мединат миштара". Следующая сюрреалистическая картина  открылась мне у таханы ракевет. Сначала я подумал про себя, что они все собрались ехать в Иерусалим на автобусах с автобусной станции  Арлозоров. Но демонстрация начала спускаться прямо на трассу квиша Аяллон. Всё оказалось еще круче. Флаги, транспаранты, люди, уходили вниз. Я пошел наверх на мост, ведущий в Рамат-Ган, и увидел фантастическую картину - стоящий квиш Аяллон и демонстрацию, двигающуюся вдоль него в организованном порядке - с флагами, транспарантами, музыкальными инструментами. Было уже поздно, после полуночи, уже шел четвертый час демонстрации, и я медленно двинулся в свой Рамат-Ган, думая по дороге о судьбах города Тель-Авива и государства Израиль. Демонстрация пошла дальше вдоль квиша Аяллон. Как я потом прочитал в интернете, они дошли до Азриеля и вернулись в центр Тель-Авива по улице Каплан. Невероятная энергетика.

Сегодня впервые на моей памяти израильтяне проявили неподчинение властям. В результате в итоге полиция подчинилась демонстрантам, перекрывая движение впереди пути следования демонстрации. Это - небольшая победа после вчерашних сломанных палаток на бульваре Ротшильда и арестованных молодых людей, победа небольшая, но всё же - победа. Молодые тель-авивцы заставили власти считаться с собой. Пьянящий аромат свободы, радость праздника справедливости, ощущение общности со всеми, с кем ты идёшь вместе - это сегодняшняя демонстрация. "Русских" израильтян на ней было немного, в отличие от предыдущей демонстрации, на которой была сформирована отдельная небольшая русскоязычная колонна с лозунгами и транспарантами. Израильтяне, которые сейчас выступают за "цедек хеврати", выступают и за права русскоязычной общины - "цедек хеврати" означает и прекращение дискриминации русскоязычных граждан Израиля, которые пока еще не проснулись и предпочитают поодиночке подыхать от безнадежности по своим углам  вместо общей борьбы за общее дело.