Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!
В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга".
Глава 1-17. Материалы, представленные Костей Беркутом.
В. Сайкин «Тайны подземного Кенигсберга», К., 2009 г.
(Краткие тезисы). Продолжение.
Прогуливаясь по Музею янтаря, мы пытались угадать, где же мог быть подземный ход, который привел бы нас к туннелю. Я периодически разглядывал устройство форта с его бункерами, секретными переходами и крутыми лестницами. Хорошо бы в подвалы спуститься да там посмотреть.
В планах инженера фон Штайнца были обозначения, очень похожие на канализационные шахты, они как-то связаны с подземным ходом. Канализационные стоки немцы могли использовать как тайный проход в подземелье.
Башня Врангель. Парковая зона сразу за башней. В дневнике инженера фон Штайнца было написано, что вода откроет нам путь в подземелье. С помощью миноискателя мы наткнулись на немецкий люк с надписью «Кенигсберг» на немецком языке, который находился на глубине не более полуметра. Я достал карту и попытался представить, в каком же направлении нам нужно двигаться, чтобы добраться до Башни Дона, возле которой и должен быть пункт управления шлюзами.
Спуск в колодец оказался не очень длительным, но и не особо приятным. Проржавевшие металлические ступени, вмонтированные в бетон в старом немецком колодце, уходили вертикально вниз. И он был настолько узкий, что я, спускаясь, постоянно цеплялся спиной за его края. Полностью сделанный из бетона, он ничем не отличался от сотен таких же, разбросанных по всему Калининграду. Удивляла идеальная чистота, отсутствие сточных вод и вообще какой-либо влаги. Это совсем не похоже на канализацию. Значит, мы на верном пути.
Вглядываясь в серый коридор, уходящий вдаль, я подумал, что этим ходом, скорее всего, давно не пользовались, и существовал этот секретный лаз как запасной вариант, на крайний случай. А значит, у нас есть шанс добраться до главного пункта управления и перекрыть шлюзы.
Медленно двигаясь по бетонному коридору, я видел в свете фонарей только один бетон и ничего больше. Бетон был не сплошной, как в лаборатории инженера, а как бы состоял из плит, плотно подогнанных одна к другой. Дальше дороги не было. Тупик. Где-то здесь и должен быть секретный ход, а дорогу нам укажет вода.
Один из нас яростно орошал бетонный пол водой, остальные, вооружившись молотками, начали простукивать непробиваемые стены. Мы простучали каждый уголок бетонной стены и не обнаружили ничего, что могло бы нас хоть чем-то заинтересовать.
В бумагах инженера фон Штайнца было написано: «Вода откроет путь к подземельям, когда наступит два часа». Я начал разбрызгивать воду во все швы между бетонными плитами. И тут мне показалось, что на противоположной стене нанесен какой-то узор. Прямо на наших глазах на серой стене стала проявляться картинка. Бетон, хоть и казался на первый взгляд одинаковым, при попадании воды где-то становился более светлым, а где-то более темным. Перед нашим взором открылся фамильный герб фон Штайнца и стрелка-указатель с фашистской свастикой. Эта стрелка указывала в самый угол, где сходились три плоскости: две боковые стены и потолок. Если смотреть на этот угол с того места, где мы находились, то он напоминал перевернутый знак «Мерседеса». Если знак «Мерседеса» означает – на земле, на воде и в небе, то что же означает этот знак инженера – на земле, на воде и под землей?
Если внимательно посмотреть на этот угол, от него отходят три луча – влево, вправо и вниз, как три стрелки. Здесь, как на циферблате, одна стрелка стоит на двух часах, другая – на шести, а последняя – на десяти. Подойдя вплотную к углу и досконально изучив его, мы обнаружили стрелку, больше похожую на замазку, такого же серого цвета, которая находилась на левом луче. Поддев эту стрелку ножом, мы перевели ее из левой стороны в правую, которая соответствовала двум часам. Рядом с нами раздался металлический щелчок, и одна из бетонных плит отошла в сторону.
Мы втроем оттолкали бетонную глыбу в сторону, и перед нами открылся потайной ход. Пройдя первые метры, мы обратили внимание на то, что и ход, и лестница отличались от тех, по которым мы шли раньше. Старая кирпичная кладка и низкие сводчатые потолки создавали мрачноватую картину. Из глубины тянуло холодом, плесенью и жутью.
Медленно спускаясь по винтовой лестнице, мы поняли, что этот ход прорыли, скорее всего, в середине ХIХ века, когда строили башни Дона и Врангель. Было впечатление, что каменные ступени ведут нас вглубь земли или в ад.
Спуск вниз был довольно таки долгий. Пройдя не менее 5-6 этажей вниз, мы наконец оказались в огромном холле с массивным сводчатым потолком, полностью выложенным кирпичом. Паутина и плесень повсюду украшали и без того обветшавший за долгие годы подземный ход. Несмотря на затхлый воздух, идти было намного легче. Этот ход был значительно выше и шире тех, что мы встречали раньше. Шел он не по прямой, как обычно, а как бы описывал дугу.
Несколько раз мы проходили этот маршрут поверху, измеряя все расстояния шагами, и вот сейчас, двигаясь по подземному коридору, я постоянно сверялся с картой, отсчитывая шаги.
Постоянно попадались какие-то надписи, сделанные на стене.
Вскоре наше внимание привлек фашистский крест, выложенный желтым кирпичом на фоне красной кирпичной кладки. И если учесть, что этот ход строился 150 лет назад, то кому могла прийти в голову идея разбить старую кладку, чтобы выложить здесь эту свастику?
Двигаясь вперед, мы обнаружили, что от основного коридора отходит боковой ход, намного ниже главного. Решили идти прямо. Боковые проходы можно и потом обследовать.
Если мы сейчас доберемся до пункта управления шлюзами и сумеем откачать воду, то сможем попасть во все секретные хранилища немцев.
В каждом форте было много подвалов, которые часто шли в несколько этажей, но это были хранилища для боеприпасов. В случае разрушения или затопления к ним добраться было бы невозможно, даже теоретически.
Разложив карту и сверив ее с пройденным путем, я предположил, что над нами проходит пересечение улиц Черняховского и Сергеева, немного не доходя до башни Дона. Если верить планам инженера, то как раз этот отворот и должен привести нас к пункту управления шлюзами. Главный ход ведет к башне Дона или бастиону Грольман.
В главном ходе все проходы подорваны и завалены битым кирпичом. Разбирать завал бесполезно.
Мы направились в боковой проход и, пройдя не более двухсот шагов, наткнулись на железную дверь. Эту дверь и снарядом не прошибешь. Колесо, вмонтированное в дверь, заблокировано. Может, заржавело, а может быть, опять какой-нибудь хитрый механизм тут установлен. В двери была прорезь для ключа, неправильной формы. На наградном железном кресте, найденном в сейфе, нанесены какие-то странные насечки, очень похожие на те, что делают на ключах. Не исключено, что этот крест и есть секретный ключ.
Железный крест как влитой вошел в замок, и раздался легкий щелчок. Колесо легко проворачивалось, вытягивая за собой все задвижки. Прошло более шестидесяти лет, а механизм работал как новый.
Под моим натиском тяжелая железная дверь со скрипом открылась, и нашему взору предстало огромное помещение, полностью напичканное какой-то аппаратурой. Это был пункт управления шлюзами. Обследовав подземный бункер, в котором находилось много вспомогательных и служебных помещений, мы наткнулись на продовольственный склад. Здесь было такое количество консервов, соков и разных упаковок, что этого нам хватило бы на несколько лет. Неподалеку в стопках лежала наполовину сгнившая немецкая форма и различное нательное белье. Аккуратно сложенные, на деревянных полках пылились какие-то тюбики и коробочки.
Большинство шлюзов работают от электроприводов. Все приборы испортились, а запчастей нет. Шлюзы приводят в движение металлические цепи, очень похожие на велосипедные, только намного больше. Цепи настолько прогнили, что их мог разорвать даже ребенок. Поменять их невозможно. Надо под водой добираться до шлюзов, там наугад все разбирать и менять эти цепи. Это просто нереально.
Я решил получше рассмотреть помещение, полностью заставленное какими-то приборами и агрегатами. Все это замыкалось на центральный пункт, где находились десятки разных рычажков, лампочек и выключателей, о предназначении которых я даже не догадывался. Я направился к огромному сейфу, стоящему в углу. Сейф был абсолютно пуст.
Здесь должен быть проход в главные подземелья Кенигсберга. Решили проверить все стены.
Проходя по старинному ходу и освещая фонарем отдельные фрагменты стены, нам опять попался фашистский крест, выложенный желтым кирпичом. Мы всю свою ненависть и плохое настроение обрушили на фашистскую свастику, разбивая ее молотками. Неожиданно раздался громкий скрежет, одна из бетонных плит, лежащих на полу, отошла в сторону, обнажив темную бездну, из которой пахнуло сыростью и плесенью. Оказалось, это мы, попав молотками в центр кирпичного креста, привели в действие секретный механизм, открывающий проход. Мы подошли к краю этой бездны и увидели, что вниз ведут ступени такого же грязно-серого цвета. Мы начали спуск. Чем ниже мы спускались по этой лестнице, тем этот мерзкий запах гнили все больше усиливался. Долго спускаться нам не пришлось. Луч фонаря отразился на блестящей поверхности. Это была вода, от которой и шел этот застоявшийся отвратительный запах. Без аквалангов тут не обойтись. Вскоре мы выбрались из-под земли на свежий воздух и, предварительно замаскировав вход, отправились по домам.
Мы решили как следует подготовиться к поискам. Собрав все необходимое оборудование и инструменты, мы по старым немецким картам и схемам решили воссоздать планы подземелий, в которые нам предстояло утреннее погружение. Неужели мы сможем добраться до секретных подземелий Кенигсберга и прикоснуться к их тайнам?
После войны о подземельях ходило много разных легенд, и по рассказам пленных немцев, под землей существует целый город, но у немцев там располагалась в основном военная промышленность и все, что с этим связано. Хотя после взятия Кенигсберга было очень много попыток добраться до подземелий, и поговаривали, что даже добрались. Но все это было под контролем госбезопасности и вся информация спрятана в секретных архивах, куда нам никогда не добраться. Тем не менее, кое-какая информация в послевоенное время просачивалась. Правда, утверждали, что многие подземные ходы завалены битым кирпичом и затоплены водой. Подземный город так никто и не видел. Нам должно повезти, у нас все планы есть. И до входа в подземелье мы добрались.
Прибыв на место и припарковав машину неподалеку от башни Врангель, мы под покровом ночи стали перетаскивать водолазное снаряжение к люку, ведущему в подземелье. Ни одна живая душа нас не заметила, и мы спокойно стали углубляться в недра земли.
Спускаться по крутым ступеням вниз с тяжеленными баллонами и остальным снаряжением было непросто, поэтому мы двигались медленно. Добравшись до открытого люка, ведущего в нижнее подземелье, мы обратили внимание, что запах стал более сносный, чем раньше. Может быть, выветрился, а может быть, мы просто к нему привыкли.
Не спеша пробираясь по влажным ступеням вниз, я обратил внимание, что под потолком и на стенах здесь намного больше паутины. В некоторых местах она, просто обволакивая, покрывала всю стену. Дойдя до воды, мы стали готовиться к погружению.
Погружаясь в черную бездну подземного хода, где луч фонаря растворялся в темноте, а предметы были видны не более чем на пару метров, я первое время даже немного опешил.
Прошло меньше минуты с начала нашего погружения, как каменные ступени закончились, и мы очутились в огромном коридоре, больше похожем на туннель метро, посередине которого четко прослеживались две железнодорожные колеи.
Я пытался рассмотреть хоть какие-нибудь детали подземного туннеля, но мутная вода наглухо скрывала все от наших глаз.
Двигаясь под водой, было очень тяжело точно определить пройденное расстояние, а вот направление я знал наверняка, постоянно сверяясь с компасом. Мы шли абсолютно верным курсом в сторону замка.
Продолжение: http://proza.ru/2012/06/25/1339