Венецианов. Спящий пастушок

Нина Бойко
    СПЯЩИЙ ПАСТУШОК

Алексей Гаврилович вернулся в Сафонково, продолжая налаживать свое  маленькое хозяйство. Умело применяя агрономические рекомендации,  добился  регулярных и достаточно обильных урожаев. Появились скотный двор, небольшой конезавод, молочная ферма.
Заботился Венецианов не только о собственном благополучии. Он построил больницу в Сафонкове, содержал доктора, и сам, бродя с мольбертом по окрестным полям, неутомимо собирал лекарственные травы. Устроил школу для крестьянских детей, создал «мирской склад», где при необходимости крестьянин мог получить зерно, а осенью возвратить его без процентов.  Впоследствии Алексей Гаврилович добился, что самый бедный его мужик имел две лошади и по четыре-шесть голов рогатого скота.
Порой ему казалась, что взятая на себя обязанность непосильна, и тогда он писал родным:  «Обязанности помещика очень тяжелы, ежели их выполнять  по законам гражданским и церковным».
 
Он организовал художественную  школу  для талантливых крепостных из Сафонково и окрестных имений. Практически все жанровые картины художников  школы Венецианова родились здесь, среди округлых  холмов и густых лесов, на берегу тихой речки Ворожбы.
Живописец Аполлон Мокрицкий вспоминал впоследствии: «Мы все пришли к нему голышами;  у каждого были свои нужды; он помогал нам всячески и все мы теперь едим хлеб, и кто жив из нас, все, все живем его попечением о нас…  И знаете что еще? Ни один дурным путем не пошел; он и воспитывал нас, и добру учил, кого и грамоте заставлял учиться. Его семейство было нашим семейством, там мы были как его родные дети… Многих он своим ходатайством на свободу вывел, обо всех хлопотал как о своих детях».  Сафонково кормило и  семью Венецианова и всех его воспитанников.

На берегу Ворожбы Алексей Гаврилович написал «Спящего пастушка» –– тихую, поэтическую картину. Трактовка  пейзажа, связь человека с природой –– все было новым, блистательно разрешая задачу всей европейской живописи.

В 1827 году Алексей Гаврилович снова надолго уехал в Петербург. В столице у него была большая мастерская, и художественная школа переместилась туда. Венецианов отдавал ученикам главные свои силы, наставлял «ничего не изображать иначе, чем в натуре является, и повиноваться ей одной без примеси манера какого-либо художника».  Он знал, что таким путем ученики приблизятся к правде и красоте вернее, чем годами копируя римские и греческие образцы. Но полностью не отрицал академической выучки. Некоторых питомцев посылал в академические классы, где их охотно принимали и не раз отмечали наградами.

В петербургской квартире Венецианова бывали Пушкин, Крылов, Жуковский, Кольцов, Гоголь… Она стала своеобразным литературно-художественным салоном. Чувствуя себя чужаком в среде живописцев, Венецианов в кругу литераторов всегда был своим. Это  нашло отражение в знаменитой картине  Чернецова «Парад на Марсовом поле», где Венецианов стоит поодаль от группы художников, но рядом с Пушкиным, Жуковским и Крыловым.