Как основать Ярославль. Пособие для чайников

Вишневский Илья
На центральной площади Ярославля стоит памятник основателю города князю Ярославу Мудрому. Мимо огромной бронзовой фигуры на высоком постаменте течет поток машин. В руках князь держит меч и небольшую деревянную башенку (символы воина и строителя).
В другом месте, где располагался когда-то городской кремль-детинец, как дополнительный аргумент, воздвигнут камень с надписью «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль».

На самом деле «основал» Ярославль в указанном на камне году скромный преподаватель истории, сотрудник местного музея.

Он был автором книги, в которой обосновывалась и доказывалась теория, что город был основан князем Ярославом Мудрым в период с 988 по 1010 гг.
Как позднее историк признался в своих мемуарах, написать статью, а затем книгу по этой теме его попросили в областном комитете КПСС для того, чтобы отметить юбилей города в 1960 г. Это был своего рода политический заказ, что в те времена исключало саму возможность какой-то научной дискуссии.
Причина была прозаическая – выбить деньги из жадной Москвы, чтобы отремонтировать дороги, фасады, водопровод.
Благое намерение, конечно.
Исторический миф и городская канализация.
Житие святого и благоверного князя Ярослава Мудрого и не менее святая и вечная проблема городских сортиров.

Хотя все доказательства опирались лишь на логические рассуждения, а не исторические источники, 1010 год был официально провозглашен годом основания Ярославля. К каждому «круглому» юбилею – 950 лет, 975 лет – город исправно получал финансирование на ремонт, строительство, проведение торжеств. Это стало традицией для ярославского начальства –клянчить у Москвы деньги на «юбилеи».

И вот – тысячелетие (2010 г.)
Подготовка идет уже давно. Только на реконструкцию волжской набережной потрачено несколько миллиардов . А еще в планах постройка нового планетария, ремонт улиц, возведение памятника тысячелетию Ярославля, триумфальной арки и многого другого.
Финансовый кризис заставил отказаться от части проектов, урезать статьи расходов, но сам праздник отменен не будет.

И за всей этой шумихой почти незамеченным остался один факт.

В древнейшей части города – на «Стрелке» – где располагался когда-то Ярославский кремль, до 1937 г. находился главный храм города – Успенский собор.
Во времена большевистской борьбы с религией храм взорвали. Долгое время это место оставалось пустым, но к тысячелетию собор решили отстроить заново.
Перед началом строительных работ археологическая экспедиция Академии наук РФ провела здесь раскопки.

В ходе изысканий не было найдено остатков крепости начала 11 века, которую, согласно легенде, основал Ярослав Мудрый. Выяснилось, что в то время, когда князь должен был возводить крепость и вводить христианство, в действительности здесь наслаждалась жизнью крошечная мерянская деревня.
А на месте будущего белокаменного собора располагался самый обыкновенный огород, на котором росла репка – местный деликатес.

И только в конце 11 века, уже после смерти Ярослава Мудрого (1053 г.) тут появляются первые следы славянского присутствия.

Конечно, для городских властей это оказалось неприятным сюрпризом, но никаких изменений в программе подготовки к юбилею не произошло.

Никто, по видимому, и не вспомнил, что еще несколько десятков лет назад И.В. Дубов, известный историк- медиевист из Ленинграда, писал:
«Понятно, что составителям преданий и их последователям – ярославским краеведам – очень хотелось возникновение своего родного города связать с именем Ярослава Мудрого – крупнейшего политического деятеля Древней Руси, искуснейшего дипломата, книжника, законодателя. И никто не говорил о другом Ярославе, хотя и основавшем династии муромских и рязанских князей, но неоднократно прогоняемого из своих уделов, терпевшем поражения не только от своих соперников – русских князей, но и от мордвы. Такой князь-неудачник не мог вызывать интереса у местного краеведения. Думается, что сейчас нет прочных оснований для того, чтобы уверенно приписать одному из Ярославов строительство города-крепости Ярославля».


Да, оказывается, был такой удельный князь – Ярослав Святославич Муромский (дата рождения неизвестна – скончался в 1129 г.)
Время его правления совпало с активной колонизацией славянскими племенами Верхней Волги. Ярослав Святославич соперничал с Волжской Булгарией, строил на Волге города, совершал карательные экспедиции против местного населения (мерян и черемис).
Вполне возможно, что именно им и был основан Ярославль, как небольшая сторожевая крепость.
Произошло это уже после смерти Ярослава Мудрого – примерно в 60-е годы 11 века (впервые Ярославль упоминается в одной из летописей при описании событий 1071 г.)

Эффект «замещения» в городской мифологии хорошо известен.
Возможно, легенда об основании Ярославля князем Ярославом Мудрым сложилась в 16-17 веках в местном фольклоре потому, что в те времена город стал одним из крупнейших на Руси, здесь проживали многие именитые купцы,члены "Гостиной сотни" а этим задавалам и снобам так хотелось подчеркнуть значимость, древность своего родного города громким именем основателя .

Как разбогатевший купчик-нувориш, стыдящийся своего «низкого» происхождения и изо всех сил старающийся найти "знатных" предков, так и Ярославль отказался от своего «отца-неудачника» и нашел себе другого, овеянного славой и почетом.

Раскопки последних лет, хоть и косвенно, подтверждают такую точку зрения.

Наивная, трогательная местная легенда о Ярославе Мудром и несчастном медведе, убитом при основании города, когда-нибудь (возможно, очень скоро) будет окончательно опровергнута.

Финансовый кризис к этому времени закончится, и новый юбилей можно будет отпраздновать с куда большим размахом.

В качестве утешения для жителей Ярославля остается добавить, что князь Ярослав Святославич Муромский, как и князь Ярослав Мудрый, - святой Русской Православной Церкви