Снова об И. В. Сталине

Алина Боковая
Еще в 2011-м году президент Д. А. Медведев выступил с инициативой о «десталинизации» сознания общества. Готовился закон о десталинизации, была создана комиссия и назначен   ее руководитель. Однако тогда начатый процесс не был доведен до конца. С приближением полосы выборов он затих. Оказалось, что временно. После выборов 4-го марта и победы на них  Путина В. В., когда, казалось бы, и нужда в «десталинизации» отпала, кампания по опорочиванию И. В. Сталина и дискредитации социализма в СССР вспыхнула с новой силой. Каждый день в программе ТВ – несколько передач, прямо или косвенно касающихся Сталина. Да и в остальных не обходится без того, чтобы некая особь не выскочила на экран и не забилась в истерике по поводу «сталинских»  репрессий. То же и в газетах. Потоки чернухи, гнусных намеков и прямых оскорблений. С одной особенностью – хоть бы раз дали одновременно и так же свободно высказаться защитникам  Сталина и  социализма. Впрочем, однажды допустили  что-то похожее, хотя и двусмысленно. И сразу получили от народа хороший отлуп  («Суд времени»). Но снова взялись за старое.
Все это нисколько не удивительно. Даже самым наивным, доверчивым душам из взрослых людей очевидно, что правящий дуумвират терзается страхом: а вдруг народ  очнется от политической летаргии да предъявит им претензии за все преступные художества  «возврата к капитализму», а точнее – установления режима клептократии в стране!
Удивительно другое. Почему так робко, так приниженно звучат выступления защиты. Всегда как – будто оправдываясь, за что-то извиняясь,  с недомолвками и оговорками. С лейтмотивом; «Конечно, мы виноваты, но просим и нас понять…!»
Я не политик. Никогда не была членом никакой партии. Была рядовой гражданкой Советского Союза, работала в геологии. Пережила все тяготы развития вместе со своей страной.  Но не могу выдержать этого официозного злопыхательства, хочу выразить в противовес ему свое мнение о личности и исторической роли  И. В. Сталина.
               
            Мое представление о Сталине.

Сталин И.В. не был ни монстром, ни извергом или садистом, ни политическим преступником, как его пытаются теперь представить.
Сталин был профессиональный революционер. Подготовке революции, участию в ней была отдана первая половина его жизни. К моменту свершения революции он был уже в числе ее ведущих лидеров. Лидеры были вооружены научной революционной теорией, несущей народным массам самые светлые идеи уничтожения эксплуатации людей и освобождения труда, построения справедливого общества для всех трудящихся, вознаграждающего их по труду.
После победы в 1917-м году Великой Октябрьской Социалистической Революции перед ними  встала задача реализации плодов победившей революции. Но, в отличие от теории революции, к тому времени не было разработанной научной теории построения социализма. Были лишь самые общие идеи: диктатура пролетариата (неизвестно как реализуемая), создание общенародной  собственности (без четкого различения частной собственности на орудия и средства производства и личной собственности), увеличение производительности труда (при полном отсутствии научной и  технологической базы), создание общественных форм потребления (при исходной массовой бедности) и др.
Началась борьба идей, сопровождавшаяся борьбой за власть. Вначале и Сталин колебался в выборе линии дальнейших действий. Однако вскоре он понял, что «мировая революция» - это химера. Кончилось все тем, что именно он как  умный, волевой и решительный прагматик вынужденно взял на себя реализацию идеи о построении социализма в одной отдельно взятой стране – России, как единственно возможную. Ему пришлось делать это в условиях и обстоятельствах того времени:
- огромная  аграрная страна с неразвитыми производительными силами, разоренная тремя войнами и двумя революциями;
- подавляющее преобладание в населении бедного неграмотного крестьянства, зараженного мелкобуржуазной частнособственнической психологией, ковыряющего сохой разодранную на клочки землю;
- сопротивление свергнутых революцией эксплуататорских классов – помещиков, утративших свои усадьбы, землю и привилегии, царского офицерства, капиталистов, потерявших свои капиталы и собственность, банкиров, отлученных от своих финансовых кормушек и др.;
- сопротивление церкви, всегда, как и теперь, прислуживавшей власти;
-сопротивление, вплоть до саботажа и вредительства, миллионной массы чиновничества, доставшегося победившей революции в наследство от царизма;
- Троцкий с его многочисленными сторонниками, желавший войти в Историю как величайший революционер всех времен и народов, подпаливший мировую революцию;
-«старые большевики», прошедшие тюрьмы и каторги, освобожденные победившей Революцией. Они считали свои заслуги перед ней главными, презирали Сталина как  «выскочку» и «недоучившегося семинариста», и склонялись к троцкизму;
- «бонапартисты», в основном из военных;
-казачество, боровшееся за свои угодья и привилегии, дарованные царем;
-вредительство и диверсии «пятой колонны» тайных врагов Советской власти внутри страны, поощряемых и подкупаемых извне;
-угроза вооруженной агрессии со стороны империалистических государств, панически боявшихся социализма и желавших уничтожить его в зародыше;
-интеллигенция с ее нытьем и предательством интересов своего народа, чем она занимается и сейчас;
         И многое  другое.
И в этих условиях Сталин  должен был построить социализм.
Все действия, все решения Сталина диктовались острейшей объективной необходимостью и совершались в условиях жесточайшего цейтнота. Некогда было  разъяснять неграмотному населению преимущества  социализма, хотя это и делалось, перевоспитывать его, ждать, пока изменится психология миллионов людей. Например, казалось бы, зачем понадобилось Сталину уничтожать зажиточное крестьянство?  Но он был вынужден это сделать. Нужно было накормить голодающие города. Прибрать и накормить массу беспризорных детей, выброшенных на улицы войнами и революциями. Накормить армию, срочно создаваемую для защиты от неотвратимо надвигающейся внешней вооруженной агрессии. Накормить миллионы людей, вовлекаемых в индустриализацию страны. Накормить миллионы студентов. Я лично очень хорошо помню времена, когда всех поголовно выпускников школ поглощали ВУЗы. Стране срочно нужны были свои  высокообразованные специалисты. И надо было  содержать и развивать науку. А для всего этого нужно было быстро увеличить производительность сельхозтруда. Это можно было сделать лишь через его механизацию. Трактора начали выпускать, всякие сеялки и жнейки, затем и комбайны. Но все эти машины требовали больших, широких полей. Со всей остротой  встала необходимость коллективизации. А ей  жестоко, вплоть до вооруженных восстаний, сопротивлялось именно  зажиточное  крестьянство.  Оно и пало жертвой своего исторического времени, смены  общественно – политического строя.
Такие цепочки противоречий и необходимостей возникали при каждом действии Советской власти в ходе построения социализма. И требовали немедленных и крутых решений. И Сталин, с его преданностью идее социализма, с его суровой решительностью, с его железной волей был востребован лишь, как сейчас бы сказали, как провайдер исторических процессов.
Особо трудный вопрос – «сталинские» репрессии. Просматривая вышеприведенный список  противоборствующих делу социализма сил, нетрудно понять, почему Сталин вынужден был создать репрессивные органы. Но репрессивные органы, будучи созданы, начинают жить и развиваться по своим внутренним законам. Социализм строили не в благостном обществе праведников. Общество разрывали внутренние противоречия различных направленностей. Эти же противоречия проникали и в замкнутую систему «органов». Там тоже служили живые люди, каждый со своей мотивацией. Были люди убеждений, готовые свято исполнять свой долг. Но были и карьеристы, и угодничающие,  и желающие отомстить своим  личным врагам, и попавшие во взаимозависимость круговой поруки, и интриганы, и просто дураки, и даже садисты. Были там и тайные враги нового строя. Много было жертв их деятельности, как виноватых, так и невинных. Смена общественно – экономического строя в огромной стране не могла пройти без жертв. Но число этих жертв современные политические лизоблюды, приписывая их лично Сталину, сознательно и злостно очень сильно преувеличивают.
В связи с этим любопытный факт. Годы тому назад была начата шумная, даже истерическая кампания по реабилитации невинных жертв «сталинских» репрессий. Была создана комиссия по реабилитации. Открывались архивы. Печатались списки реабилитированных. Был привезен с  Соловков камень и  установлен как временный символ на месте, где мечтали воздвигнуть обелиск в память погибших. И вдруг все прекратилось. Как отрезали. С чего бы это? Я думаю, ответ прост. Некого  стало реабилитировать. Список невинных жертв  быстро исчерпался.
К этой же теме эпизод. Когда американского посла в СССР спросили, почему в начале гитлеровского нашествия  не проявила себя в СССР «пятая колонна», он ответил, что она была уничтожена еще до начала войны.
Сейчас наемные очернители Сталина и его эпохи всячески выпячивают «кровавую борьбу за власть» в руководящих кругах СССР. Как будто это невидаль. Давно известно, что в любое историческое время и при любом строе вокруг любого «трона» абсолютной власти  разворачивается борьба не на жизнь, а на смерть. Борются кланы за влияние на властителя в своих корыстных интересах, как это происходит и сейчас. Всплывают отдельные личности, борющиеся за власть, каждая по своей мотивации.  Кто-то ищет утоления генетического, с древнейших времен заложенного инстинкта  лидерства. Кого-то ломают амбиции. Кто-то желает провести свою политическую программу. Кого-то провоцируют и подталкивают тайные общественные силы. В кровавой борьбе за власть погиб великий Гай Юлий Цезарь.  Пал ее жертвой император Павел I, так и не сумевший найти, кому довериться, на кого опереться.  Петр Великий пытал и вешал своих политических противников и даже лично рубил им головы. Он казнил двух  преданных ему людей, сообщивших  ему об измене Мазепы. Таким примерам из истории несть числа.
И  Сталин боролся за власть. И применял жестокие, а подчас и кровавые методы. Вот только вопрос: зачем ему была нужна власть? У него не было корыстных личных интересов. Злейшие его враги не осмеливаются приписать ему стяжательство или склонность к роскошной жизни. Он ничего не тащил себе. Не оставил после себя ни квартир, ни дач, ни машин, ни счетов в банках – ничего, кроме ношеной одежды и штопаных носков. Он боролся за власть ради одной-единственной цели – построения, укрепления и защиты социализма в своей стране! Этой идее он был предан до конца своих дней, ей отдавал все свои помыслы и все свои силы.
Его недостойные потомки увлеченно сплетничают о том, какой он был подозрительный, недоверчивый человек, какой коварный и жестокий, как он мучил и губил сначала самых преданных своих сподвижников, а затем и целые народы. Опять-таки притворяются наивными младенцами. Им якобы не известно, какому психологическому давлению подвергаются лица, поднявшиеся в борьбе до абсолютной власти! Все рвутся к их телу, пытаясь внушить им свои воззрения. Их отгораживают от объективной информации. Их провоцируют и подставляют на каждом шагу. Интриги, ложь, доносы, лесть и подхалимаж, заговоры и покушения, предательство и измены, и все прочие подлости. Какое мужество, какую выдержку, какую устойчивую психику должен иметь человек, чтобы действовать в такой клоаке. Вероятно, и Сталин в чем-то не выдерживал такого давления. Сомневался, делал ошибки. Впадал в крайности. И все-таки он не сломался, не предал дело всей своей жизни. Не объявил себя императором, как Бонапарт. Сохранил коллегиальные формы управления страной. Умел  ценить способности и волю других политических деятелей. В конце жизни очень серьезно задумывался о необходимости демократизации советского общества. Но на это уже не хватило жизни одного человека.
Перечислять, что именно сделал  И. В. Сталин для своей страны, нет необходимости. Всем это прекрасно известно.
Если бы любого из современных политиканов, хотя бы тех же Сванидзе или Млечина, высокомерно выговаривающих Сталину за его ошибки, изобличающих его «преступления», перенести в то историческое время, посадить на место Сталина и поставить перед ними те задачи, которые он себе ставил, любой из них либо делал бы все то, что делал Сталин,  подчиняясь исторической необходимости, либо пустил бы страну под откос и сам бы вылетел на помойку Истории, как те Керенский или Горбачев.
Я думаю, что никаким  «десталинизаторам» не удастся вытравить этого великого деятеля из исторической памяти народов. А все потуги «разоблачителей» свидетельствуют только об их страхе перед  этой величественной фигурой.