Ангкор Ват

Константин Рыжов
 Ангкор Ват является самым грандиозным и одним из самых прекрасных храмовых ансамблей древней Камбоджи. Построенный в годы правления воинственного камбоджийского короля Сурьявармана II (1113-1150), он в совершенной классической форме воплотил в себе все многовековые достижения кхмерского искусства. По своей логичности, уравновешенности масс и объемов, величию создаваемого впечатления, великолепию деталей Ангкор Ват по праву занимает одно из первых мест среди архитектурных памятников всех времен и народов.
 
Храм был посвящен индуистскому богу Вишну и одновременно служил святилищем и усыпальницей самого короля Сурьявармана II. (В Ангкорской империи бытовал культ Вишнураджи; объектом поклонения  в нем являлся правящий король, которого кхмеры считали земным воплощением Вишну). Он как бы являет собой символ небесного дворца с пребывающим в нем духом правителя страны. По завершению строительства Ангкор Ват стал центром огромного храмового комплекса, занимавшего площадь  около 260 квадратных километров и включавшего в себя еще около 200 храмов. Его внешний облик символизирует священную гору Меру в индийской мифологии – «центр вселенной и местожительство богов». Храм окружал ров 200-метровой ширины. Сохранившийся, но сильно заросший, этот ров в сезон дождей заполняется водой, и тогда храм, окруженный сплошным зеркалом воды, выглядит «горой Меру в окружении вод мирового океана» – именно так, как и задумывали древние зодчие.
Внешняя стена храма окружает территорию в 1,95 квадратных километра. Посетитель входит  в храм через главный портал этой стены и сразу охватывает взглядом все сооружение, которое возвышается на трех стоящих друг на друге  террасах. При этом первая терраса поднята  над землей на 3,5 м, вторая – на 7, а третья – на 13 м. Каждая из террас по периметру окружена галереями, крытыми двускатными крышами. На верхней террасе установлены пять устремленных в высоту башен – четыре по углам и одна в центре. Но так как фасад сооружения обращен строго на запад, а дороги к храму ведут с востока, запада и юга, то путешественник, с какой бы стороны не подходил он к Ангкору, всегда видит только три башни. Высота главной, центральной башни составляет 65 м. Тем самым достигается «эффект роста» – храм зримо растет на глазах приближающегося зрителя. Соразмерность, уравновешенность всех частей – первое, что сразу ощущается при знакомстве с памятником. Силуэт Агкор Вата впечатляет своей сложной гармонией. Поражает легкость, с какой вздымаются красивые башни, напоминающие бутоны огромных лотосов, и вместе с тем плавная протяженность храма, который, опускаясь уступами с самой вершины, широко раскинулся по обе стороны от нее.

Древний камбоджийский храм строго делился на части, каждая из которых имела свое назначение. Первый этаж с его обширной галереей,  украшенной многочисленными рельефами, был доступен для всех, но не сообщался с остальным храмом и был как бы изолирован. Рельефы, расположенные здесь, были предназначены для толпы и говорили с этой толпой простым и красноречивым языком легенд. Каждая скульптура и каждый отдельный рельеф представляют собой произведение искусства. Сюжеты здесь самые разные: и сцены из «Рамаяны», горячо любимой кхмерским народом, и композиции, прославляющие Вишну, и приподнятый, возвышенный рассказ о подвигах самого Сурьявармана II.

Второй этаж представляет совершенно особый, замкнутый мир внутренних двориков, разделенных крытыми галереями. Это место уединения и раздумий. Здесь царят тишина и покой. Внутренние дворики окружают центральную крестообразную часть, которая ведет на третий этаж, являясь как бы цоколем для венчающих весь храм башен. Возможно, что раньше на месте внутренних двориков были бассейны. Легко представить себе красоту этих вод, отражающих колоннаду галереи.
После кругового обхода второго этажа следует подъем на самый верхний – третий. Он царит над окружающим пространством. Сила и величавая мощь, с которой центральная башня возвышается уступами своих тимпанов, захватывает могучим великолепием. Множество  выступающих врезных фронтонов возвышаются один над другим и каскадом низвергаются навстречу смотрящему на башню, а углубления и выступы их создают богатейшую игру  света и тени. 

Почти все ритуалы в Ангкор Вате происходили под открытым небом. Внутреннее пространство храма чрезвычайно мало: открытые галереи, внутренние дворики и ничего, или почти ничего, что хотя бы отдаленно напоминало закрытые пространства европейских храмов.

История Ангкор Вата в чем-то сходна с историей Боробудура. В середине XV века величественная столица Ангкорской империи была заброшена и поглощена джунглями. В 1601 г. на ее развалины наткнулся испанский миссионер Марсело Рибандейро. Потом о них опять забыли, и только в 1861 г. заброшенный город  был заново открыт  французским путешественником Анри Муо. Освобожденный из плена джунглей, Ангкор Ват стал ныне объектом восхищения  сотен тысяч туристов.

Восточная культура в Древности и Средневековье  http://proza.ru/2013/07/11/270