Один день из жизни Наполеона

Софья Кишкель
        В пятидесятые годы за городом Ошмяны в Белоруссии на высоком берегу реки стояла полуразрушенная церковь без крыши, без окон. Внутри битый кирпич, лишь кое-где на стенах проступали чуть виднеющиеся остатки росписи. Чуть дальше за церковью был виден земляной вал. В старину такими земляными валами обносили кладбища. По преданию в этой церкви при отступлении молился Наполеон, а за земляным валом похоронены французы, которые умерли от ран, голода и холода при отступлении.
После переправы через Березину Наполеон с небольшим эскадроном конницы и лучшим отрядом гренадёров, с двумя повозками с провизией, оторвался от остатков своей разгромленной армии. Все мысли Наполеона были направлены на то, чтоб скорее вернуться в Париж. Шёл Ноябрь, было холодно, выпал снег. Карету Наполеона еле тащили три лошади. Он полулежал в карете, иногда дремал, иногда смотрел на унылый пейзаж и разбитую дорогу. «Проклятые дороги, здесь в России никто никогда, наверно, не заботился о строительстве дорог. Когда во Франции я стал военным консулом, то первым делом распорядился заняться строительством дорог» - думал Наполеон, глядя на солнце, которое садилось за лес. Он смотрел на красный диск солнца, оно напоминало ему зарево пожара в Москве. Тогда он ещё на что-то надеялся, теперь всё было окончательно потеряно. Он погубил некогда непобедимую французскую армию.
Темнело, выслали вперёд несколько конников. А тут ещё лопнула рессора у кареты, пришлось остановиться. Пока чинили рессору, подъехавшие конники доложили: версты за три есть село, а дальше за рекой небольшой городок. Наполеон приказал ехать в село. Остановились на окраине, запылали костры. Разыскали старосту, потребовали: накормить лошадей, организовать ночлег для Наполеона и привести священника. Староста сказал: «Корм лошадям найдём, есть сено в стогу, остановиться можно у меня в избе, а вот священник живёт в городке и приезжает только на службу. Я могу послать за ним, а церковь открою, ключи у меня.» Наполеон приказал открыть церковь. Он зашёл туда один. Перед алтарём горела лампадка, освещая убранство церкви. С алтаря на него смотрел печальный лик Богородицы. Наполеон стал на колени и долго молился. Молился ли он о загубленных жизнях французов, которые замёрзли, умерли от ран, голода в России или просил прощения у Бога за эти загубленные жизни. Может он просто просил для себя благополучного возвращения домой. Несколько гренадёров ждали его у церкви. Когда он вышел, ему доложили, что ещё подошла сотня солдат гвардейского корпуса и несколько карет с ранеными. Есть умершие, среди них молодой солдат Жак Шалье, сын одного из друзей Наполеона. Наполеон прошёл к каретам, умерших положили на доски. Он снял шапку постоял около солдат, распорядился похоронить за оградой кладбища. Потом направился в избу, где ему был приготовлен ночлег. Там он долго не ложился, потребовал бумагу и долго что-то чертил. Наполеон не казался сломленным. Он уже обдумывал планы новых походов, которые должны были поднять славу французской армии.
Утром с несколькими приближенными и небольшим отрядом конницы он незаметно уехал. Дорога его лежала в Вильно. Он там был уже через несколько часов, а оттуда уехал в Париж.
Все последующие сражения не принесли славу Наполеону. Его слава полководца закатилась в России.