Казтрансгаз

Джованни Вепхвадзе
В детстве я слышал об игре «казаки-разбойники». Вначале, я думал, что казаки и есть разбойники, но потом мне об]яснили, что казаки - это хорошие, а разбойники плохие. В дальнейшем, услышав слово «казах» я подумал, что это то же самое, что «казак», пока, немного подрастя, не разобрался в его значении.
Последние события истории моей страны внесли некоторые изменения в понимание этих слов, и я уже стал возвращаться к своей детской интерпретации этих слов. Казак не очень стал для меня отличаться от разбойника, а казах от казака. О первой ассоциации,  казака и разбойника, если говорить о ней, то я вспоминаю события 90-ых годов в Грузии, Молдавии, на Северном Кавказе. А вот насчет казахов ассоциации у меня возникли позже. Уже в начале 21века, когда казахские компании стали вносить инвестиции в мою страну, на радость местных правителей. Так, на смену компании «Тбилгаз», к нам пришла новая компания со сложным названием  Казтрансгаз. Она заявила, что старые счетчики китайского производства устарели и их надо менять, причем за счет потребителей. «Зачем мне менять мой  старый счетчик, если он исправно работает, а я исправно плачу за газ» - подумал я и не стал менять его. Более того, мы попросили, чтобы работники газовой конторы надели на счетчик целлофан,   чтобы не возникало подозрений, что мы воруем их газ. Несмотря на то, что газ стоил недорого,  потребители умудрялись его воровать, делая всякие махинации со счетчиком.
Вначале все было хорошо, но в один прекрасный день счетчик вдруг остановился. Как видно старость и условия сделали свое дело.
Мы как добропорядочные граждане поспешили вызвать мастера из конторы  «Казтрансгаза». Мастер, посмотрев на счетчик, заявил, что его следует менять, и что на следующий день к нам придут представители «Казтрансгаза» и официально его снимут. Представители, сняв наш старый счетчик, написали акт и послали нас  в лабораторию своей конторы для получения заключения. В лаборатории, где в наше отсутствие открыли счетчик, сделали заключение, что он нами открывался и что с ним проводили всякого рода махинации. Наверно имея в виду, что мы, таким образом, воровали газ, меняя показатели прибора. Я понимал, что они могли написать что угодно. Лаборатория в их ведомстве, вскрытие счетчика производилось в наше отсутствие, так как мы оставили его у них и надеялись по собственной наивности на их честное заключение. Как человек наивен.  Разве могли мы предположить, что они не только дадут ложные показания, но еще и подадут на нас в суд.
 На заседании суда обнаружилось, что, таких как мы, вызванных по поводу газового счетчика, было много. Нам грозило два штрафа. Один административный, в пользу государства, а другой в качестве возмещения ущерба Казтрансгазу. Но суд, ознакомившись с делом и узнав по документу, что, с момента как мы посадили счетчик в целлофановый пакет, прошло больше трех месяцев, из-за давности освободил нас от уплаты административного штрафа. А вот контора продолжала требовать уплаты своего.
Конечно, им можно было бы ничего не платить. В суд они уже не смогли бы подать. Но они могли «отрезать газ». А остаться без газа в наших условиях было невозможно. Каково платить за то, что ты не потреблял, только потому, что кому-то так хочется. Я представил себе, что меня грабит разбойник. Доказывать ему свою правоту нет смысла. У него сила и никто тебя не может защитить. Более того, он еще подает на тебя в суд. А суд, не вникая в суть дела, только освобождает тебя от администьративного штрафа. Я понял, что контора и суд действуют заодно.
  Через некоторое время в одной газете появилась статья, что у Казтрансгаза большой государственный долг, который он не знает, как покрыть. Вот и прибегает к подобным методам. А государство ему не мешает, чтобы дать возможность покрыть долг.
  Я заметил, что у нас, когда кто-то что-то слишком дорого продает, оправдывается тем, что у него долги. Но вот грабить население из-за того, что наделал большие долги, это что-то новое. Может быть для меня.
  Кстати, когда я был вынужден ходить по конторам «Казтрансгаза», я там не увидел ни одного казаха. По лицам я всегда смогу отличить казаха от грузина. Там были одни грузины, мои земляки, которые, прикрываясь казахами, грабили своих. Ну а казахи молчат. Может им не важно, что у некоторых, таких, как я, могут возникнуть ассоциации с детской игрой и словами – казах-казак-разбойник.
Но это не детская игра, скорее взрослый спектакль, где в роли казахов и разбойников выступают местные актеры.