Психология. Упражнения интеллектуального тренинга

УПРАЖНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРЕНИНГА ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Упражнение I. “Три слова”
Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, включающих эти слова. Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.
I вариант: “озеро”, “медведь”, “карандаш”.
II вариант: “улица”, “книга”, “фартук”.
III вариант: “мяч”, “небо”, “цветок”.
IV вариант: “очки”, “сумка”, “велосипед”.
Упражнение можно усложнить, если предложения с тремя словами будут составляться так, чтобы они образовали небольшой рассказ.

Упражнение II. “Поиск общего”
Даются два случайно выбранных слова. Надо назвать как можно больше их общих признаков. Стандартные ответы заключают в себе указание на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы – результат анализа существенных признаков.
I вариант: “тарелка”, “лодка”.
II вариант: “дерево”, “дом”.
III вариант: “солнце”, “рубашка”.
IV вариант: “самолет”, “ложка”.

Упражнение III. “Исключение лишнего слова”
Предлагаются три слова, выбранных наугад. Необходимо оставить два слова, для которых можно выделить общий признак. “Лишнее” слово надо исключить. Нужно найти как можно больше вариантов исключения “лишнего” слова.
I вариант: “собака”, “помидор”, “солнце”.
II вариант: “вода”, “ветер”, “стекло”.
III вариант: “машина”, “лошадь”, “заяц”.
IV вариант: “стул”, “пень”, “квартира”.
Относительно каждого варианта необходимо получить 4-5 и более ответов.

Упражнение IV. “Поиск противоречивых предметов”
Предлагается слово, обозначающее предмет. Необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных первому – по назначению; внешнему виду; существенным признакам; материалу, из которого изготовлен предмет.
I вариант: “дом”.
II вариант: “человек”.
III вариант: “полено”.
IV вариант: “страна”.
Все ответы должны быть обязательно дополнены обоснованием и аргументацией: почему они отвечают так, а не иначе.

Упражнение V. “Поиск соединительных звеньев”
В качестве задания предлагаются два предмета, не связанные между собой. Необходимо назвать 2-3 предмета, находящихся между первым и вторым и составляющих как бы “переходный мостик” между ними. “Переходные” предметы должны быть связаны между собой и заданными словами логическими связями. Если такие связи неочевидны, то необходимо специально обосновать ответ.
I вариант: “лопата”, “автомобиль”.
II вариант: “шкаф”, “завод”.
III вариант: “ножницы”, “трава”.
IV вариант: “котенок”, “озеро”.

Упражнение VI. “Способы применения предмета”
Задается какой-нибудь предмет. Необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем можно называть способы, взятые из реальной жизни, и способы придуманные, фантастические. В последнем случае надо обязательно сформулировать обоснование способа применения.
I вариант: “книга”.
II вариант: “автомобиль”.
III вариант: “помидор”.
IV вариант: “дождь”.

Упражнение VII. “Заглавие”
Приготовьте (придумайте) небольшой рассказ объемом в 10-12 предложений. Затем необходимо придумать к нему заглавие так, чтобы оно отражало основную идею текста. Желательно, чтобы к одному рассказу было придумано 5-7 названий.

ПРИМЕР УЧЕБНОГО ТЕКСТА (РАССКАЗА)
АВТОР - КОНСТАНТИН ПАУСТОВСКИЙ

С дождями связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по двору петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится неясное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово “крапать” хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, называют ласково – дождиком: “дождик собрался”, “дождик припустил”, “дождик траву обмывает”.

                                                                        


Рецензии
Уважаемый Андрей!
Примерно в 1990 году я применял на уроках физики подобные упражнения, может быть они вам пригодятся.Их можно наполнять содержанием по любому предмету. С уважением, Леонид.

http://zhurnal.lib.ru/l/leshinskij_leonid_abramowich/234.shtml
http://zhurnal.lib.ru/l/leshinskij_leonid_abramowich/235.shtml
http://zhurnal.lib.ru/l/leshinskij_leonid_abramowich/236.shtml
http://zhurnal.lib.ru/l/leshinskij_leonid_abramowich/236.shtml

Леонид Лещинский   28.06.2012 22:26     Заявить о нарушении