Один день на Байкале

Анатолий Просняков
На днях, в день независимости России, мне довелось с сестрой, приехавшей в гости с берегов Волги, оказаться на знаменитой Кругобайкалке. Вначале был план добраться до Слюдянки, а затем на «матане», кругобайкальском поезде, состоявшем из двух-трех вагонов, добраться до старой Ангасолки, где находится главная цель экскурсии: центр имени Рериха. Но в железнодорожной кассе не смогли найти расписание «матани», даже в служебном справочнике данные отсутствовали. Раньше этот поезд уходил из Слюдянки на час позже электрички из Иркутска, поэтому все желающие, отдыхающие или туристы, могли спокойно на него пересесть. В кассе сказать ничего не смогли, и я решил отправиться до Черной Пади. Это остановочный пункт перед тоннелем. Дальше надо спуститься по крутому склону и пройти вдоль ручья до Байкала. Для молодежи преодолеть 3-4 километра по натоптанной тропе не составляет труда. Пожилому человеку корневища деревьев, камни, неровности пути, переходы через ручей доставляют дополнительные препятствия. Это уже территория Байкальского национального парка, но поразило, что деревья, упавшие на тропу, совершенно не убираются, как и прочий мусор, который любят разбрасывать наши люди. Лес тоже предоставлен самому себе в отличие от советских времен, когда лесники регулярно очищали его в целях пожарной безопасности.

Мы попали в обеденный перерыв, поэтому вышли на берег и умылись байкальской водой. На платформе у железнодорожного пути сидела группа туристов. Выяснилось, что они пришли из Слюдянки. Цель их путешествия – Половинка, есть такой поселок на Кругобайкалке с замечательным пляжем. Но идти пешком в их планах не было. Доехав из Иркутска на электричке, они узнали в Слюдянке, что «матаня» уже ушел час назад. А им сказали, что «матаня» идет позже. Оказалось, расписание изменили.  Теперь они заночуют в палатке до завтра, когда пойдет поезд. Местные жители тоже оказались недовольны изменившимся расписанием, потому что не успевают сходить по магазинам в Слюдянке, так как время стоянки сократили. Для них «матаня» - единственный транспорт, на котором они только дважды в неделю могут привозить продукты питания. Кроме этого, из поезда исключили грузовой вагон, требующий ремонта. Крупногабаритный груз местные жители уже не смогут перевозить. Оказалось, что и ремонтировать его  не хватает средств у железной дороги. Да и вообще, кто-то заметил, что Кругобайкалку собираются закрыть – невыгодна. Для меня это была новость, хотя сам работаю на железной дороге. Как ее можно закрыть? Ведь это же – гордость России, такого у нас больше нигде нет. С такими мыслями мы с сестрой отправились в выставочный центр.

Должен заметить, что сестра решилась на этот путь только с одной целью: попасть в центр Рериха. Увлечение творчеством Николая Рериха прошло через всю ее жизнь. Действительность оправдала ее ожидания. Не только внешним видом Центр поразил ее, но и внутренне: экспозиции, беседы экскурсовода, познание нового и необычного в истории семьи Рериха, доброжелательность персонала. Над центром развевается флаг Мира. Эта точка является духовным центром Мира. Такая условность нам понятна, ведь Байкал сам по себе является центром жизненной силы для человечества, имея самые большие запасы питьевой воды. Интересна выставка скульптора Алексея Леонова, который в свои 30 лет изваял настолько необычные и гениальные произведения, что его невольно сравниваешь с великим Микеланджело. Видя, как тяжело достался нам путь, нам предложили остаться на ночь, потому что имеются номера. Есть здесь и столовая и магазин. Но нам надо было возвращаться на последнюю электричку, поэтому пришлось поторопиться в дорогу.

Раньше Кругобайкальскую железную дорогу называли «Золотой пряжкой» Транссиба. Дорога, идущая по самому берегу великого озера, насыщена тоннелями, переходами, мостами. Она объединяет памятники природы с памятниками инженерной мысли. Здесь растут уникальные растения-эндемики, которых не встретить в других местах. Есть здесь и геологические памятники, где наглядно и доступно можно познакомиться с историей формирования земной коры нашей планеты. Разумеется, на Байкале немало других интересных мест, но здесь мы можем любоваться на творение рук русских инженеров. В идеале, Кругобайкалка должна стать единым научно-музейным, туристическим центром. Наверняка так думает каждый житель Иркутской области. Но, как видим, гуляют по ней не только туристы. Но и слухи, которые могут оказаться правдой. Ведь никто, даже Федеральная пассажирская компания, не решился бы так изменить расписание поездов, чтобы отрезать путь для желающих посетить этот чудный уголок. Никто, если бы в программе правительства Иркутской области были обозначены основные приоритеты в развитии туризма и бюджетная поддержка таких комплексов, как Кругобайкалка. Судя по отношению к ней, она сегодня не ожерелье на берегу Байкала, как поэтически ее иногда называют, а кость в горле для властных структур. Ведь за десятки лет мы не видим никакого развития, никакой динамики: все те же шпалы, изрезанные туристами, и те же виды. А ведь здесь можно создать целую страну под названием Байкаллэнд, в которую будут стремиться люди со всего мира. Для этого нужно лишь желание власти, только желание. А найти средства и возможности – это вторично.

С такими грустными мыслями и разговорами сестра преодолела утомительный и травмоопасный путь вновь, но успела к последней электричке. Она совершила для себя подвиг и увезет свои воспоминания о байкальском походе к великой русской реке Волге.

Постскриптум. Через несколько дней после написания заметки расписание "матани" вновь вернули к прежнему. Это уже постарались высшие силы. Но, говоря серьезно, проблема остается. Раньше еженедельно курсировал "кругобайкальский экспресс" от Иркутска и до порта Байкал. Туристы со всей России, из Европы, из Америки на нем совершали двухдневную поездку по Кругобайкалке. Однажды моими спутниками в "экспрессе" оказались поляки, совершающие свадебное путешествие; в другой раз я с коллегами так провел корпоративный праздник. Многие иркутяне с удовольствием совершали подобные выезды. Двухчасовой остановки хватало, чтобы искупаться в бухте Половинной. Помню, с каким удовольствием группа корейцев совершала омовение байкальской водой. Во всем мире Байкал ценится за чистейшую воду. В этом году "экспресса" нет. Туристические поезда (крайне редко) идут из Москвы. Видно, что и у федеральных властей хватает забот и без Байкала. А ведь проблема Байкала - общероссийская. Вид проржавевшего плаката со схемой Прибайкальского государственного природного национального парка, оставшегося еще с советских времен, говорит сам за себя. Именно таково наше отношение к святыне.
Но мы обязаны что-то делать. Если мы всем миром будем ставить вопросы остро, обозначать проблему, чтобы наш глас не терялся, то и власти всех уровней начнут думать в этом направлении. Зато лекарственные травы у Байкала оказались чудесными, залечив раны сестры, полученные ею в пути, за какой-нибудь час.