Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!
В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга".
Глава 1-20. Материалы, представленные Костей Беркутом.
В. Сайкин «Тайны подземного Кенигсберга», К., 2009 г.
(Краткие тезисы). Продолжение.
Оставив все инструменты, пустые баллоны и даже прожектор, мы налегке отправились в обратный путь. Двигаясь по коридорам и туннелям с одним фонариком на двоих, я старался проплыть это расстояние как можно быстрее, не останавливаясь на отдых. Минуя галерею призрака и спустившись с лестницы, мы добрались до туннеля. Мне казалось, что этому бесконечному пути не будет конца. И тут я увидел голубой маячок, оставленный еще в день нашего первого погружения. С трудом переставляя ноги, мне удалось добрести до лестницы. Вокруг меня было то же подземелье.
Сидя в этом сыром и мрачном подземелье, меня начало поколачивать от холода. Я решил обследовать другую сторону туннеля.
Я не спеша стал спускаться под воду. В этот раз меня интересовала противоположная сторона туннеля, что вела к подземным заводам. Я прекрасно понимал, что заводов давно уже нет, и, скорее всего, туннель где-то подорван, но мне хотелось проверить и эту сторону. Это погружение не заняло много времени, хотя ничего интересного я не нашел. Проплыв минут 20 в северном направлении, я уткнулся в точно такую же металлическую решетку, перегораживающую туннель, как мы встречали раньше, только вся она была замотана разноцветными тонкими проводами. Часть из них уходила куда-то в стену, а часть утыкалась в деревянные ящики со взрывчаткой, которые были расставлены вдоль всей решетки. Я еще раз внимательно осмотрел туннель и отправился в обратный путь.
Парить одному в полной тьме по просторному туннелю подземелья, двигаясь как в невесомости, было немного жутковато, но и заманчиво интересно.
Никому не было дела до трех искателей приключений, выгружающих водолазное оборудование в огромные матерчатые сумки. Никем не замеченные, мы без проблем добрались до люка и, погрузившись во тьму подземелья, направились к подземному городу. В этом городе меня завораживало все. Там каждый камень, каждый барельеф представлял собой историческую ценность. Их можно было потрогать, ими можно было полюбоваться, но нельзя забрать с собой. В этом городе не было ни золотых украшений, ни картин старых мастеров, но, тем не менее, его ценность была уникальна.
До подземного города мы добрались знакомым путем без всяких проблем и приключений.
Отворив старую дубовую дверь и шагнув вперед, мы опять вернулись в Средневековье. Перед нами простирался подземный город, сохранивший свой первозданный вид с тех незапамятных времен. Жаль только, что его нельзя вынести наверх и показать людям.
Вода с безжалостной быстротой подтачивала стены подземного города, угрожая его разрушить. Не обращая внимания на все красоты этой дивной пещеры, мы прямиком направились к таинственному гроту, полностью замурованному кирпичом. Этот грот оказался не очень большим, и, едва попав в него, я заметил на дне большое количество разбросанных повсеместно человеческих костей. В узком проеме виднелась бетонная балка. Вода здесь, как и во всем подземном город6е, доходила мне до груди.
Стена эта, по замыслу немцев, не должна была пропускать воду, чтобы сохранять в безопасности основную дверь в бункер. Но, видимо, ее впопыхах слепили, вот вода ее снизу и подточила.
Массивная металлическая дверь наглухо перегораживала нам проход в бункер. С правой стороны ее виднелся знак: кенигсбергский орел держит древний герб Альтштадта. Скорее всего, это и есть главное хранилище немцев. Эту дверь и динамитом не возьмешь. От динамита тут рухнет все, и костей не соберешь. К тому же вода, попав внутрь бункера, может уничтожить все, что там находится. Тем более, в записях инженера было сказано про библиотеку Кенигсбергского университета. Ведь это один из старейших университетов мира, в котором столетиями копились старинные рукописи и книги. Им же цены нет! К тому же где-то в подземелье запрятаны архивы и секретные разработки Третьего рейха. Может, за этой дверью все и находится.
Мы вплотную приблизились к таинственной двери и принялись обшаривать руками всю ее поверхность в надежде найти какую-нибудь секретную кнопку, открывающую дверь. Внезапно моя рука наткнулась на металлическую пластину, почти целиком замазанную цементом. Да это кодовый замок! Эти двери гидравлические и открываются электромотором. Надо выбираться отсюда и еще раз обследовать всю пещеру.
Я, переходя из одной пещеры в другую, добрался в самый конец подземного города. Эта часть подземелий была менее обустроенная и находилась на разных уровнях. Я выбрался наверх и развалился на сухой площадке, возвышающейся над водой, чтобы немного отдышаться и передохнуть.
Разглядывая серые стены пещеры, я увидел в воде какой-то странный предмет. Это был обрывок ткани, который мы видели вчера в самом начале подземного города. Как эта тряпка могла за одни сутки в стоячей воде переместиться на такое расстояние? Или здесь существует дух пещеры, который двигает вещи, или тут течение, и вода куда-то уходит. Вода двигалась к дальней стене, над которой угрюмо нависала большая скала. Там была расщелина. Вода уходит через нее куда-то. Можно попробовать протиснуться между скал. Расщелина довольно-таки широкая. Я увидел довольно широкую трещину, непроглядной тьмой уходящую в даль. Скорее всего, этот проход образовался, когда немцы открыли шлюзы и большой поток воды, с силой ударившись о скалу, пробил себе более широкий путь.
Проход, по которому мы двигались, постоянно сужался и в какой-то момент стал настолько узким, что я оказался зажат между двух скал. Течением меня потянуло на самое дно. Здесь трещина была немного шире, и мне наконец удалось проскользнуть это опасное место.
Я очутился в длинном и узком, как труба, гроте. Плыть по нему было намного легче. Пробивая этот ход и вымывая мягкие породы, вода оставила на иссеченных стенах следы своей работы. В свете яркого прожектора двигаться было намного приятней, и вскоре мы оказались в небольшой пещере, где под потолком образовалась воздушная пробка. Этим подземельям не будет конца! Нам придется плыть, пока мы не доберемся до самой Преголи. Хотя, если над нами проходит Ленинский проспект, то до реки не так уж и далеко.
Завернув за угол и проплыв небольшое расстояние через такой же узкий грот, мы попали в огромную загадочную пещеру. Со всех сторон этой странной пещеры на нас смотрели десятки огненных глаз. Сковывающий страх парализовал все тело, не позволяя двигаться. Россыпь мерцающих звезд горела над нами, наполняя пещеру желтоватым светом. Я стал различать всевозможные барельефы, вырубленные в скале, которые были украшены кусочками янтаря вместо глаз. Высокие своды пещеры были отделаны тоже янтарем, и эти янтарные звезды разливали огненный свет по всему пространству. Все это походило на какой-то сказочный город. Это все очень похоже на какой-то языческий храм. Здесь все барельефы и фрески с какими-то божествами.
Неподалеку от нас виднелась довольно-таки глубокая ниша. Кое-где виднелись наскальные рисунки, очень напоминавшие первобытную живопись. Ниша напоминала небольшой грот. Весь грот как будто переливался, отсвечивая янтарем. Здесь были и янтарные панно, собранные из кусочков янтаря, и небольшие культовые фигурки, и черепа, выточенные из камня, у которых вместо глаз сияли бусинки янтаря. В дальнем углу виднелся вырубленный из цельного куска скалы дряхлый старец. Это был Патолс, бог смерти и подземного мира у древних пруссов. Скорее всего, мы попали в подземный город древних пруссов, но как он сохранился в первозданном виде, просто загадка. В эту пещеру несколько столетий не ступала нога человека, и мы первые, кто ее открыл. Старинные фрески чудом сохранились до наших дней. Древние пруссы были язычниками, у них не было письменности, и поклонялись они своим богам. Также у них существовал обряд жертвоприношения. Здесь нет ни надписей, ни крестов. И вообще, эта пещера полностью отличается от средневекового подземного города, который мы только что прошли.
До Кенигсберга на этой горе, возле Преголи, находился древний город пруссов Твангсте, и когда крестоносцы его сожгли, то на этом месте построили Королевский замок. А вот под деревянными постройками пруссов и существовал этот подземный город, в котором мы сейчас и находимся.
В дальнем углу находился бог подземного мира. Здесь была вырублена ниша в скале, где в огромной чаше грудой лежали небольшие фигурки и пластины, сделанные из янтаря. Нельзя подходить близко к языческим богам, и, тем более, нельзя ничего брать у них, потому что боги могут прогневаться.
Вдруг у нас за спиной, у самого входа в грот, раздался страшный скрежет, и огромная решетка рухнула вниз, захлопнув мышеловку.
Во первых, он бог смерти, а уже во-вторых, подземного мира, и сейчас мы у него в западне. Но самое страшное, что все наши инструменты остались в другой пещере, а эту решетку, больше похожую на ворота в средневековом замке, просто так, голыми руками не возьмешь. Скорее всего, ее можно открыть только снаружи, но бесполезно надеяться, что нам кто-то поможет.
Странно было, что столько лет прошло с тех пор, как ее установили, но, тем не менее, она была еще в приличном состоянии, и все наши попытки поднять или сломать ее оказались безрезультатными.
Священный для пруссов грот оказался небольшим, и у нас не заняло много времени, чтобы еще раз убедиться, в каком безнадежном положении мы оказались.
Пытаясь найти выход, я постоянно обращал внимание на картины, выдолбленные прямо в скале, хотя и сильно обветшавшие от времени. На многих из них изображены дикие звери и охота. Часть этих фресок была украшена маленькими кусочками янтаря, создавая неподражаемую картину.
Мы обнаружили колодец. Зачем нужен колодец в языческом храме? В древности у пруссов мертвых сжигали и недалеко от изваяния бога смерти делали курганы. Обычно их хоронили в священных рощах, и ни о каких колодцах упоминаний не было. В подземелье единственный вариант, который у них был, это умерших сжигать, а пепел сваливать куда-нибудь в яму или пускать по течению реки. В колодце должна быть проточная вода. Это наш шанс. Он может как-то соединяться с подземной рекой. Нам надо попробовать, все равно других вариантов у нас нет.
Погружаться вниз, постоянно цепляясь баллонами за стенки, было очень неудобно, да и на самом дне большого комфорта не наблюдалось. Колодец в самом низу соединялся с небольшой протокой, в которой высота не превышала полуметра. Некоторые участки приходилось преодолевать по-пластунски, цепляясь за острые камни и скребя баллонами о скалу. Двигаясь по течению реки, я добрался до глубокой ямы. Вода сюда вливалась небольшими потоками и растворялась, уходя сквозь небольшие трещины в скале и оставляя после себя остатки захоронений. Других выходов отсюда не было, поэтому мне пришлось вернуться обратно к колодцу. Следуя по такой же узкой протоке против течения, мы вскоре очутились в небольшой пещерке, которая нам уже была знакома. Второй раз за сегодняшний день мы оказались в подземном городе древних пруссов. Вдохнув полной грудью разреженный воздух, мы стали рассматривать углубление под потолком. Оно, как труба, уходило куда-то ввысь. Это и был выход на поверхность у пруссов. Его создала сама природа.
Полностью пройдя большую пещеру, мы перешли в более маленькую, которая находилась на разных уровнях. Выбравшись на верхнее плато, мы уже могли идти по сухой скале, изредка поглядывая на мирно протекающую подземную реку. Прыгая с камня на камень, мы поднимались все выше и выше, так что нависающая над нами скала была на высоте вытянутой руки. Впереди был обрыв, а через него мостик, с виду похож на каменный. Вполне приличная переправа, да и, тем более, идти нам здесь не более 10 метров. Мы двинулись на другой берег и уже почти прошли середину, как, в одно мгновение, мост крутнулся под нами, и мы полетели вниз. Хорошо, что падать было не высоко. Под нами была вода, которая и смягчила удар. Если бы через открытые шлюзы вода не наполнила этот ров, то нам бы пришлось тяжело. В древности под такими хитрыми мостами обычно ставили колья, так что шансов у искателей приключений практически не оставалось. Немного проплыв, мы нашли более пологое место, где и выбрались наверх.
Это не простой мост, а с секретом. У него смещенный центр тяжести. Когда ты выходишь на такой мост, он вполне устойчивый, но по мере продвижения к центру, устоять на нем так же трудно, как на канате. Раз такой хитрый мост построили, есть что прятать. Для того и строились эти потайные города, чтобы свои богатства прятать. Самое спокойное место.
Почему они все своды пещеры янтарем украшали? У них янтарь – это божественный камень, к тому же в пещерах темно, а факелы много света не дают, вот они и устанавливали шлифованный янтарь, который и отражает лучи, наполняя эти залы желтоватым светом. Сейчас, когда хотят добиться отражения, то с задней стороны янтарной пластины ставят фольгу, и получается по принципу зеркала, а пруссы замазывали заднюю сторону янтаря специальной глиной, чтобы добиться такого же эффекта.
Вдали виднелось небольшое углубление, похожее на языческий храм. Этот храм был очень похож на предыдущий, только меньше размером. В самом углу виднелся кусок скалы с высеченной на ней какой-то странной фигурой. Этот безбородый юноша – Помримпс – бог войны и всех вод. За скалой виднелась какая-то ниша. Упершись ногами в скалу, мы попытались сдвинуть этот камень с места и, как ни странно, нам удалось оторвать его от стены. Между скалой и камнем образовался крохотный проход, сквозь который можно было не пройти, а проползти, попав в небольшое помещение. Мы стояли посреди комнаты, полностью украшенной кусочками янтаря. Только, в отличие от знаменитой Янтарной комнаты, эта была крохотной и состояла не из пластин, подогнанных одна к другой, а из кусочков янтаря сферической формы. Яркий свет, попадая на выпуклый камень, как сквозь призму преломлялся, наполняя всю комнату янтарным блеском. Маленькие солнечные искры гроздьями рассыпались по комнате, ослепляя нас. Мы были поражены этим видом. Это настоящая янтарная комната. На противоположной стенке, на большом выступе, стояли большие и маленькие фигурки богов и зверей, сделанные из янтаря. Найти в янтарном городе янтарную комнату, пускай даже другую, это просто чудо! Жаль, что ее нельзя забрать с собой. Янтарь приклеен к скале какой-то глиной. Хорошо бы самые большие вставки с вырезанными на них зверями с собой забрать. Им более восьмисот лет. Кто нам поверит, что мы все это нашли?
Главное, что мы нашли наследие Пруссии, про которое писал Герхард фон Штайнц. Мы не просто нашли подземный город Средневековья, а пошли дальше и обнаружили подземный город древних пруссов и их святыню. Пускай это другая янтарная комната, но от этого ее ценность не меньше. Мы смогли обнаружить то, что не нашли ни немецкие рыцари в Средние века, ни фашисты, перерывшие под Кенигсбергом все перед войной. Мы нашли наследие Пруссии, наследие древних пруссов – этот подземный сказочный город, с которого и началась история Кенигсберга.
Подземный город и все сокровища, что спрятаны в том бункере, должны принадлежать всем людям. Никто не может быть владельцем подземного города. Это общее достояние народа.
Как мы доберемся до сокровищ? Надо перекрыть шлюзы, а воду откачать. Можно перекрыть только подземный город, а подземное течение запустить в широкую трубу.
Я напишу книгу про все наши поиски, про подземелье и подземный город. И тогда люди, прочитав ее, поверят нам и узнают правду о подземном Кенигсберге.
Продолжение: http://proza.ru/2012/07/05/1643