Выбивание почвы из под ног

Александра Кук
Среди воцерковленных в ходу заместо “спасибо” говорить “спаси господи”. Я очень мучилась в свое время, потому, что среди них боялась использовать нормальное, привычное слово, а церковное выражение язык не поворачивался произнести, таким оно казалось надуманным и показушным.

Читая старинные книги и историков, я подозревала, что люди настоящего ведут себя добрее по отношению друг к другу, чем люди прошлого. Но ведь и роль религий в обществе уменьшается... Мне положено было закрывать глаза на какое-либо улучшение в этой области, такого просто не могло быть, потому, что не могло быть никогда, и как глупый попугай, я все твердила (себе и окружающим), что падший человек, все более удаляясь от бога, погрязает в грехах. Стивен Пинкер в книге The Better Angels of Our Nature: The Decline of Violence In History And Its Causes хорошо показал, как совершенно объективно уменьшается процент насильственных смертей с развитием современной цивилизации. Культ войны и жестокости теряет свою силу. Бахвальство военными подвигами уходит в прошлое. Зависимость от религий глобально уменьшается.

Вспомните религиозные войны прошлого. Вспомните современные конфликты, связанные с религией: Африка, Сирия, Югославия, Кашмир, Бирма и т.д. и т.п. Религия - один из основных поводов для ненависти и нетерпимости. Она не может дать никаких общих "правил", поскольку верующие одной религии с ее правилами - еретики, безбожники, изуверы, раскольники, отступники, сектанты или неверные для другой. Люди постепенно учатся лучше понимать друг друга - свободное общение, непосредственный обмен информацией и обращение к разуму этому помогают. Религия - нет.

Какое-то время я думала, что смягчение нравов может быть добрым делом христианства, постепенно “проявляющимся” в человеческой среде. Н.О. Лосский в "Истории Русской философии" писал: "Соловьев был вынужден с горечью признать, что все прогрессивные реформы прошедших столетий - запрещение пыток и истязаний, прекращения преследований религиозных сект и еретиков, ликвидация крепостного права - были проведены в основном неверующими." Вот цитаты из самого Соловьева: "Те, которые ужаснутся этой мысли, что Дух Христов действует через неверующих в него, будут неправы даже со своей догматической точки зрения. Если Дух Христов может действовать через неверующего священнослужителя в церковном таинстве, почему же он не может действовать в истории через неверующего деятеля, особенно когда верующие изгоняют его? Дух дышит, где хочет". "Мы, Христиане, должны помнить, что две главные заповеди, в которых Христос изложил весь смысл Христианства, - люби бога больше самого себя, а своего ближнего - как себя самого - взяты из Ветхого Завета." "Каждый народ по-своему служит задаче христианской религии". Всему найдется удовлетворяющее религию объяснение. Последняя цитата настораживает.

Будучи православной, я была обязана разделять “злой взгляд" на человеческую природу: грешники, достойны ада и т.д. На самом деле, если понаблюдать за ежедневными взаимодействиями с окружающими людьми, картина сложится совсем другая. Простой пример: спрашиваем дорогу у незнакомца. Он ничего не зарабатывает, отвечая правильно, но, тем не менее, в абсолютном большинстве случаев незнакомец ответит правильно, даже не задумываясь. Конфуцианец Мен-цзы (372—289 до н. э.) приводит пример с ребенком, который вот-вот упадет в колодец - почти любой, незадумываясь, его поддержит. В людях "доброго" гораздо больше, чем "злого", надо только научится это замечать, а не сучки да бревна в глазах. Именно поэтому злое, когда оно случается, и вызывает в себе - раскаяние, в других - возмущение. А у закоренелых "антисоциальных элементов", рецидивистов, наверняка, с психикой просто что-то очень не так.

Кстати, насчет "поступайте с другим так, как, как вы хотите, чтобы с вами поступали" - это Конфуций (500 до н.э.) первый, насколько я знаю, сказал, а не Христос. Только это просто очень грубое приближение, в конкретной ситуации не работает, поскольку люди любят разное. Мне приходилось и на это закрывать глаза. А когда я написала о своих сомнениях в блоге, православная “Преподобная Мать” тут же посоветовала мне заткнуться. Для меня это послужило "холодным душем", "переполненной чашей" и на многое (в том числе, на зомбирование) глаза открыло. Вот простой пример того, как этот “золотой” принцип не работает: дочка моя очень любит ласку и всегда просит, чтобы ее приласкали, сын - не очень, только когда ему совсем плохо. По отношению к дочке, я должна себя вести более ласково, чем мне самой бы было приятно, а к сыну - менее. Да если бы христиане действительно во всем руководствовались этим принципом, они и дружить бы нормально не могли.

В нормальном состоянии я была способна оценить, как кто поступает, хорошо ли, плохо, какие будут последствия, кто виноват. Если я поступала неправильно у меня появлялось чувство вины, которое помогало либо исправить поступок, либо не совершать такого вновь. Был рассудок, чтобы оценить, нужно ли чувствовать себя виноватой в данном случае. Христианство на всем этом поставило крест: “не осуди”, “считай себя самым великим грешником”, “всегда сокрушайся о грехах” и т.д. В результате “моральный компас” совершенно сбился и вся я была в подвешенном, неопределенном состоянии, всегда “без вины виноватая”. Боялась сказать, боялась самостоятельно думать, оценивать, боялась радоваться.

В голове у взрослого человека есть некие моральные "цензоры", которые в большинстве случаев знают, как должно, а как нет поступать. Инстинкты и жизненный опыт помогают. Я так себя неуютно чувствовала, когда мои "цензоры" постоянно конфликтовали с официально православно-христианской позицией. Никто никого реального не обидел и не причинил вреда - а приходится считать нарушение каких-то странных правил грехом и осуждать его...

Выбить почву из-под ног - удобный способ получить контроль над человеком. Мне еще повезло с тем, что у меня никогда не было настоящего “духовного отца”. Если бы попался “опытный”, он, хорошо меня зная, мог бы полностью подчинить меня своей воле, и я никогда не выбралась бы из этой трясины.