Почему нет тенденции, а есть депрессия?

Александра Кук
Очевидна такая ситуация: если двоечник в школе все время говорит себе: "Я обречен быть двоечником, я не могу стать лучше, все равно ничего не получится" - то так оно и будет. Если же человек сам осознает, что хоть чего-то уже достиг, у него появиться стимул работать над собой. А когда ему и близкие скажут: "Молодец, мы в тебя верим" - у него появятся крылья.

Еще одна аналогия с двоечником: чтобы чему-нибудь научиться, понять и запомнить, нужно, чтобы было интересно позитивное отношение. Из-под палки, в депрессивном состоянии или со страху хорошо никогда не получится. Иваси вспоминаются:

Побоями учить — что мертвого лечить,

Но многие того не понимали.

Ученые труды (туды их растуды)

Вколачивали розгами в зады.

А в это время ученик покорный

Лежал ничком и, охая притворно,

Держал в кармане шиш и тихо мозговал

Над тем, что педагог не задавал.

Я на практике не видела, чтобы воцерковление делало меня или кого-то, кого я лично знала ЛУЧШЕ. Я очень хорошо запомнила, что положено считать себя самым грешным человеком на свете, и по мере воцерковления, все больше осознавать свою греховность, свое падение. По аналогии с двоечником, может ли человек избавиться от грехов, когда постоянно говорит себе, что не может?... Конечно, окормлявшие меня "блюстители" (извините уж, но про себя зову их "черными вОронами и ворОнами") тут же неприминут мне заметить, что человек ничего без бога не может. Это тавтология. Во-первых, все понимают, что для любой нашей затеи нужны благоприятные обстоятельства, от бога или нет. Во-вторых, без свободной воли человек не может грешить, как не может стул или компьютер. Двоечнику, несомненно, поможет вера в учителя, да и без учителя он не может, по определению, стать отличником, но без воли, веры в победу, без содействия самого ученика он никогда не сможет исправиться. Он должен верить, что МОЖЕТ САМ изменить ситуацию. Спортсмен ничего не достигнет, если будет все время представлять себе  поражение. Мои старания убедить себя, и окружающих "доброжелателей" - убедить меня, что я - безнадежная грешница и не могу ничего, ввергают меня, по крайней мере, в депрессию. А депрессия (уныние) - это еще один грех. Замкнутый круг.

Был как-то звонок от официальной женщины из православной церкви, которая, в числе прочего, как я поняла, волновалась, что мы давно не приходили... Мне почему-то сразу вспомнились среднеазиатские рассказы о том, как молодых заставляют в мечеть ходить: приходят старики и сидят целый день, пока человек не сдастся. Нет, конечно, у большинства христиан не так. Женщине из церкви подумалось, что мы не ходим из-за злобной английской бабушки, обижавшей опаздывающих и родителей с беспокойными детьми.

Бабушка эта подводит меня к следующему. Предполагается, по крайней мере у православных, что в загробной жизни никакого зла не будет. Практически все люди в обычной жизни постоянно творят и добро, и зло по понятиям христианства. Значит, как-то от привычки ко злу им нужно избавиться. Либо его выжжет какой-нибудь божественный огонь (но где тогда свобода выбора?), либо человек должен, не без помощи свыше, работать над собой и собирать душевные сокровища. Люди воцерковленные, священники и монахи очевидно выбрали такую работу своим приоритетом. Где тогда среди них тенденция к улучшению?

Идеал религиозного человека победившего зло представляется этаким Серафимом Саровским, выходящим к каждому со словами "Радость моя" и, действительно, чувствующим эту радость. Никакого осуждения, деления на своих и чужих, гордости, злорадства. Любовь и сострадание, желание помочь. Такие люди есть - и среди упомянутой выше категории, но, во-первых, я не могу сказать, что их больше, чем среди остального человечества, а во вторых, я не вижу этого процесса улучшения среди отдельно взятых представителей. Вот злобная бабушка в церкви, как злобствовала пару лет назад - так и злобствует. Когда мама работала в монастыре, постоянно до меня доходили обрывки разговоров типа "это он такой злой, потому, что монах", "женоненавистник", "довел служащего до инфаркта в тридцать лет" и т.д.

Несколько лет назад, когда были события в Грузии, зашел к нам в гости сосед-дьякон и, вдруг посмотрев на меня с плохо скрываемым злорадством, как скажет "Это третья мировая война начинается" - зная, что, в случае ухудшения международных отношений, я не смогу больше видеться со своими друзьями и мамой... И это не только человек в сане, но практически друг семьи, которому я ничего плохого не сделала... Посмотрев на него в эту минуту, я почувствовала, будто что-то оборвалось. Каркающий черный ворон, лишь один из огромной стаи...

Кто-то разбухает просто от сознания собственной святости и организует клуб поклонников, один священник заявляет, что самые грешники - скромные и застенчивые (догнать, побить и еще раз побить их!) Многие отправляют ближних в ад за то или иное отличие от себя: некрещенных или не причащающихся, а то и просто боящихся смерти... Кстати, самый добрейший и совершеннейший из встреченных мной священников верил во всеобщее спасение - это очень хороший показатель степени “любви к ближнему”, мне полагается. Мы все что-то не любим по причине устройства характера и по жизненным обстоятельствам. Кто-то ненавидит скромность, кто-то трусость, кто-то еще что-нибудь. Но для встреченных мной верующих было характерно возведение личной нелюбви во вселенское правило для всех. Вот такое супер-раздутое самомнение...

Представим себе человека, который вошел в церковь и сказал: "Я только что перевел старушку через дорогу"... Конечно, на него зашушукают "гордыня", "вспомни о мытаре и фарисее". Да нет, я не говорю, что нужно хвалиться какими-то поступками, в этом тоже ничего хорошего нет. Думается, ЕСЛИ все же в какой-либо церкви действительно хотели, чтобы люди СТАЛИ ЛУЧШЕ, там должны были бы поощрять СОВМЕСТНЫЕ добрые дела. Например, батюшка после проповеди говорит: "В субботу давайте пойдем и приведем в порядок садик в сиротском приюте". Я знаю, что ящики для подаяний в церквях стоят, но одно дело - бросить копеечку, другое - пойти и чем-то реальным кому-нибудь помочь. Пока что единственное в таком роде, что я слышала, было "пошли после службы протестовать к Белому дому по поводу бомбежки Сербии" в одной из церквей, в которую я ходила. Не знаю, было ли это добрым делом или нет (в любом случае, я не пошла), политика - дело запутанное. В то же время, мамин духовник и настоятель одного из московских монастырей через маму мне передал, чтобы я ни в коем случае не ходила в эту Зарубежную церковь, а ходила бы в соседнюю с ней греческую. Я не послушалась, поскольку мне нравилось, во-первых, ПОНИМАТЬ, о чем служба и проповеди, а во-вторых, первые православные проповеди в моей юности были этого самого настоятеля Виктора Потапова на Голосе Америки. Но нет, тогда был конфликт между церквями из-за какой-то собственности в Израиле и Зарубежная церковь считалась некошерной. А теперь Зарубежная и "не-зарубежная" - одна церковь. Политика, политика, политика...

В девяностые я немного вовлеклась в деятельность одной итальянской общехристианской благотворительной организации и один раз сходила помогла им разобрать пожертвованную одежду для бедных. После мероприятия все пошли в парк на пикничок и кто-то из присутствующих там католиков прочитал перед началом "Отче наш". А какое-то время спустя я в одном их "пособий для кающихся" вдруг обнаружила, что молится вместе с католиками - это, оказывается, страшный грех, испугалась и побежала исповедоваться. Больше реальных добрых дел совершать не пыталась...

Многие верующие, как мне кажется, закрывают глаза на проблему сосуществования благого, всевидящего и всемогущего Бога и человеческих страданий, особенно страданий детей, которые еще не успели совершить никакого зла. По-моему, единственный выход для них - верить, что если такой Бог все-таки есть, то он предоставит всем без исключения людям возможность счастливой вечности, и величина этого счастья будет несравнимой с величиной страданий на земле. А для многих верующих такое предположение - большая заноза. Есть такой, по-моему, страшный умственный фокус - заставить человека думать, что ему (и тем СТРАДАЮЩИМ МАЛЫМ ДЕТЯМ) на самом деле положено гораздо больше страданий, и это милость "доброго" Бога, что он не мучает людей ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ. Вот цитата из размышлений одного православного “психолога” (эх, жалко румынский православный психолог уехал в Румынию, много чего хотелось бы с ним обсудить!):

"Относительно же справедливости можно сказать, что ведь ее вообще нет. Кто сказал, что справедливость существует? Даже само это понятие является не духовным, а социальным. Но и в социуме справедливости нет. И Бог не справедлив, но многомилостлив. Если бы Бог был справедлив, нас бы не было на этой земле. По справедливости мы давно должны были быть в геенне огненной, а мы ходим, радуемся и даже бываем счастливы. Это же его милость к нам, а не справедливость. Когда-то Бог пытался быть справедливым и учинил потоп, но потом сказал, что не будет больше. Он хотел быть справедливым, и Дафан и Авирон под землю ушли. Мы знаем примеры Божественной справедливости, трепещем от них и рассчитываем на Его милость к нам, а не на Его справедливость. И нет ничего более милосердного, чем пришествие в мир Сына Божиего, устроившего наше спасение. Поэтому поиск справедливости в этом мире – это, на мой взгляд, ложная идея. Ее нет. И отстаивать правду, отстаивать справедливость – это некая романтическая мечта, которая, к сожалению, сгубила многие жизни." ( http://www.pravmir.ru/razdrazhitelnost/ )

Первая мысль от прочитанного: "Что бы случилось, если бы у этого человека кто-то из близких НЕСПРАВЕДЛИВО попал бы в тюрьму? Ага. Закричал бы о правах человека громким голосом. И как всевидящий и всемогущий бог мог "пытаться когда-то" быть справедливым и не преуспеть в этом?

Вообще, милосердие должно быть БОЛЬШЕ справедливости, а не меньше ее, включать в себя справедливость, а не отвергать ее. И верить в то, что младенец СПРАВЕДЛИВО заслуживает вечных страданий я не могу. Извините, но, по-моему, нужно быть САДИСТОМ для этого. Не понимаю, как кто-то может считать Ирода злодеем за избиение младенцев, и в то же время полагать, что по справедливости этим младенцам положено гореть в аду. Какое-то очень извращенное понимание справедливости. Да речь и не только о младенцах. Чтобы считать, что любой человек заслуживает ада нужно этого человека, ближнего или нет, просто НЕНАВИДЕТЬ. Такая ненависть может появиться, если кого-то обижали все подряд. Но для обычного среднестатистического человека это не характерно. Мы потому-то так и расстраиваемся, когда нам нахамят, что это необычная ситуация. В большинстве случаев люди ХОРОШО относятся друг к другу. Еще о себе я могу думать, что я достойна наказания, потому, что, допустим, я знаю свои темные мысли. Но про остальных людей я же не могу (и не должна) предполагать такого. У меня нет оснований считать, что все люди вокруг меня достойны ада. Я не могу и не хочу так верить. Я вообще не представляю себе, как можно говорить "Бог есть любовь" и не верить, что единственное справедливое "наказание" - это раскаяние.

Никто не может доказать, что у человека есть хоть какие-то права, ни верующие, ни атеисты. Но, так же как и в случае моральных норм (по Канту), есть желание большинства людей, чтобы такие права были. Когда первых христиан было мало, их устраивали браки христиан и язычников и это было "морально". Когда христиан в Римской империи стало большинство - это стало "аморально". Так же сейчас большинство людей хотят, чтобы им было разрешено высказывать свою точку зрения, чтобы суд за них заступался по-справедливости и т.д. Отсюда и все "права человека". Больше ничего не надо.

Очень часто слышала это "если бы Бог был справедливым"... и дальше применяется понятие о справедливости не то неандертальцев, не то Испанской Инквизиции (зуб за зуб, короче). По-моему, это очередной трюк, умственный фокус и т.д. "Справедли;вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния". Понятие это не постоянно во времени и пространстве. Мы не требуем, чтобы ворам отсекали руки, не ходим смотреть жестокие казни и не одобряем пыток. Такие наказания мы считаем несправедливо жестокими. Мы, по большей части, хотим, чтоб преступники не совершали больше преступлений. Все. Почему же тогда "православно-воцерковленная" часть населения использует понятие справедливости, неприемлимое в современном "цивилизованном" мире, как единственное возможное?

Насчет "вОронов и ворОн", я, в общем, благодарна им, что их карканье меня во время разбудило. Вспомнилось из "Аквариума":

Но я благодарен всем, стрелявшим в меня:
Теперь я знаю, что такое свинец

Когда человек видик алкоголика, он не захочет много пить. Когда доктор наблюдает неудовлетварительные последствия лечения, он прекращает давать лекарство. Пообщайтесь с фанатиками, понаблюдайте за ними внимательно, и у вас, скорее всего,  пропадет желание считать себя религиозным человеком, поскольку фанатизм  - последняя неизбежная стадия иногда очень затянувшегося болезненного процесса.