Интеллигентский подход

Александра Кук
Часто можно слышать, что быть фанатиком, воспринимать религию слишком серьезно, а религиозные книги - дословно, это плохо. Ну а принимать религию отстранено, по-современному, это нормально, все таки, источник красивых традиций и морали. Подумаем, если ДЕЙСТВИТЕЛЬНО известен способ общения с существом, создавшим всю Вселенную, как можно этот способ (религию) не воспринимать серьезно? Если считать, что есть какие-то священные писание и предание, то как можно опускать из них “неудобные” в данный момент куски? Мы либо верим - либо мы не верим. По-моему, те кто “сидят на заборе” просто боятся додумать до логического конца. Что же касается морали и традиций, то священные книги, так же как и речи святых, изобилуют жестокостями и несправедливостями, чудовищными для современного человека. Избиения младенцев и жен, религиозные войны, крестовые походы, анафемы, жестокие казни и наказания, рабство, пытки, право первой ночи, навязанные пожизненные браки, касты и сословия, инквизиция, неравенство перед законом, гонения на инакомыслящих... Все это процветало во времена, когда та или иная религия была ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ. Религия жила с этим, принимала это, часто объясняла и подтверждала это. А зачем нам нужно возвращаться в средневековье?

Среди всех батюшек, в церкви которых я ходила, самым умным и добрым, на мой взгляд был предпоследний. Очень благообразного вида, как старец с иконы, помимо церкви также преподававший философию в университете. Как-то на проповеди он признался, что верит во всеобщее спасение. По-человечески это было легко понять: батюшка был наполовину индус, конечно же знал, что и среди индусов полно нормальных добрых людей - за что их в ад? Да и добрыми, по-моему, не могут быть те, кто принимает как должное идею вечных мук.

Огромное количество православных, включая священников, поспешат назвать идею всеобщего спасения ересью. А.И. Осипов в книге "Посмертная жизнь" пишет: "Святому Исааку Сирину, конечно же, повезло, что он живет не в наше время. Крепко бы ему сегодня досталось вместе со святыми Иустином Мучеником, Григорием Нисским, Афанасием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, Ефремом Сириным, Амфилохием Иконийском, Епифанием Кипрским, Иоанном Дамаскиным, Максимом Исповедником, авторами многих стихир Октоиха и Миней и еще многими за их убеждение о возможности спасения нехристиан – из еретиков бы им не выбраться".

Дорогие интеллигенты! Можно бороться и барахтаться годами, пытаясь следовать своей доброй и терпимой версии той или иной религии. Но нужно ли? Почему то, как нам хотелось бы, чтобы мир был устроен, должно быть правдой? Соседу хочется совсем другого, хотя он и читает ту же священную книгу. Святые - кто в лес, кто по дрова. Какой вывод сделает разумный человек? Возможно, все эти споры - просто много шума из ничего.