Капитан Немо из Божениново

Константин Гостюхин
Родился будущий подводник 26 сентября 1858 года в сельце Божениново Алексинского уезда Тульской губернии. О его ранних годах жизни практически ничего не известно. Возможно, на выбор профессии военного моряка, повлиял его старший брат Николай, моряк-гидрограф, в честь которого на карте Берингова моря названа гора - «гора Беклемишева». Еще известно, что Михаил Николаевич - выходец из древнего и некогда знатного рода дворян Беклемишевых, имеющего непосредственное отношение к истории Алексина.
 
Учиться и учиться

Документальная биография М.Н. Беклемишева начинается с карьеры морского офицера. В 21 год, в 1879 году, Михаил Беклемишев, окончив Техническое училище Морского ведомства, становится прапорщиком по морской части. Но на этом он и не думает останавливаться, вновь продолжает напряженно учиться. Сначала оканчивает курс в Минном офицерском классе, затем, в 1891 году, оканчивает Морскую академию, причем, сразу по двум специальностям - кораблестроителя и инженера-механика. После академии мичман Беклемишев успешно сочетает в себе как теоретика, так и практика морского дела: он служит на кораблях береговой обороны Балтийского флота и одновременно преподает в Минном офицерском классе.

Догнали и перегнали

Наступил 20-й век. В мире явно пахнет порохом. Все ведущие морские державы ринулись в бешеную гонку вооружений. Цель - как можно быстрее создать эффективную боевую подводную лодку. Отстать в этой гонке - значит проиграть войну на море. Русский Военно-морской флот также спешно начинает разработку своей собственной субмарины. 19 декабря 1900 года в обстановке строжайшей секретности была создана комиссия для проектирования подводных судов в составе старшего помощника судостроителя И.Г. Бубнова, старшего инженера-механика И. С. Горюнова и лейтенанта М.Н. Беклемишева. К тому времени западные державы ушли в отрыв, например, в Америке, уже практически был готов подводный торпедоносец «Фультон». Русские кораблестроители вполне разумно решили, что опытом конкурентов не грех и воспользоваться, и организовали М.Н. Беклемишеву ознакомительную поездку по иностранным стапелям. Беклемишев инкогнито побывал в США, в Англии, Германии и Италии. В Америке ему даже удалось присутствовать во время одного из погружений лодки американского изобретателя Голланда. Сейчас этот вояж Беклемишева можно было бы расценить как грамотно проведенную экономическую разведку потенциальных противников. Вернувшись из за  границы, Беклемишев вместе с Бубновым и Горюновым приступают к работе. В очень короткие сроки им удается выполнить государственный заказ и при этом избежать многих ошибок предшественников. Им даже удалось в чем-то превзойти своих конкурентов, например, наш первенец погружался на 20 метров глубже и ходил под водой быстрее, чем тот же американский «Фультон». В мае 1903 года первая русская подводная лодка была спущена на воду, и начались ее ходовые испытания. В первом погружении на борту находился сам «русский капитан Немо» - Михаил Николаевич Беклемишев. 14 октября 1903 года испытания были успешно закончены, и этот день по праву считают днем рождения подводных сил России. 31 мая 1904 года подводным лодкам-миноносцам высочайшим указом были присвоены собственные имена. Так, русская подводная лодка № 1 получила красивое имя «Дельфин».

«Дельфин» и русско-японская воина

Первое дело было сделано - лодка на плаву. Но кто на ней будет служить, кто ею будет управлять? Перед «отцами» подводной лодки встала другая проблема - подготовка экипажей для субмарин. Первым капитаном «Дельфина» становится капитан 2-го ранга Беклемишев. Это, пожалуй, редчайший, если не единственный, случай в истории кораб-лестроения, когда создатель корабля становится и его капитаном. Беклемишев лично набирает команду из десяти матросов и двух офицеров. Требования его жесткие: подводники должны быть некурящие, здорового сложения, хорошего поведения, техни-чески образованные и, главное, - желающие служить на подводной лодке, т.е. доброволь-цы. Требования завышенные, и чтобы как-то стимулировать моряков, свыше было дано указание платить жалование подводникам столько, сколько они сами себе положат. Может быть, это и байка, но байка с тем смыслом, что профессия подводника в те дни расценивалась как смертельно опасная, поэтому, дескать, пусть получают, сколько хотят, все равно недолго. Тем временем «Дельфин» используют как учебный класс, на нем «обкатывают» будущих подводников. Но вскоре занятия прервала русско-японская война. 15 ноября 1904 года «Дельфин» и несколько других подводных лодок были погружены на состав и отправлены по железной дороге во Владивосток. Первый боевой выход в море состоялся лишь 28 февраля 1905 года. «Дельфин» за все время пребывания на театре военных действий не произвел ни одного боевого пуска торпед. Фактически он так и не принял участие в боях, но само присутствие русских подводных : лодок заставило японцев отказаться от морской блокады Владивостока.

Последний выход в море

В 1910 году Михаил Николаевич в чине генерал-майора по адмиралтейству вышел в отставку. Продолжает преподавательскую деятельность. После революции никуда не поехал, остался в России. Работал в Главном управлении Морских сил Республики, командовал опытным судном «Микула». Дважды подвергался аресту органами НКВД, но после разбирательства оба раза был отпущен. В 1931 году окончательно ушел на пенсию. Скончался Михаил Николаевич 18 февраля 1936 года в Ленинграде. Умирая, сказал своему сыну, кстати, тоже моряку: «На могилу мою не ходи. Для тебя я навсегда ушел в море...». Сын, Владимир Михайлович, исполнил последнюю волю отца, и могила «русского капитана Немо» затерялась где-то на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. Но род Беклемишевых из Боженинова, к счастью, не пресекся, и сейчас в Москве живут его потомки.