Атомная рогатка для ирана

Дмитрий Мартиросян
От событий, воспроизводимых в этой статье, нас отделяет 50 лет.
Однако если сравнить изложенные здесь факты с тем, что сегодня говорится и пишется об иранской угрозе, то становится очевидным: мир за это время, увы, ничуть не поумнел.
...О том, что произошло в июле 1961 года, не знал никто. По крайней мере, не должен был знать. Любую информацию, имеющую хотя бы косвенное отношение к данному происшествию, подвергали тщательной цензуре и умело перекрашивали в нужные цвета. И кто бы мог подумать, что все это время британские разведслужбы внимательно следили за «мирными забавами» израильтян и аккуратно подшивали в специальную папку те самые документы, «имеющие хотя бы косвенное отношение к данному происшествию». И не только документы. В папке с грифом «Совершенно секретно! При необходимости уничтожить!» содержались протоколы, свидетельства и персональные досье на главных и второстепенных персонажей этой загадочной истории.

Протоколировалось, нумеровалось и скреплялось все, включая самые невероятные высказывания политических деятелей и дипломатов того времени. К примеру, такое: «Этот Шимон Перес - опасный идиот, который пытается запугать арабов любой ценой», или: «В МААРАХ-е (парламентский блок социалистических партий Израиля МАПАЙ и МАПАМ) на почве отношения к мирному процессу зреет раскол на два крайних лагеря, представители которых похожи на ополоумевших ослов, готовых изнасиловать друг друга». Оба эти изречения принадлежат главе ближневосточного отдела британского МИД-а Альберту Смарту. Он произнес их сразу же после секретных испытаний израильской ракеты «Шавит-2», работа над которой началась в конце 1950-х. На это оружие возлагались особые надежды: оно должно было создать стратегический противовес гонке вооружений в арабских странах, пополнявших свои запасы из кремлевских закромов.
«Главный инспектор», он же премьер Бен-Гурион
Давид Бен-Гурион, возглавлявший в то время израильское правительство, усиленно убеждал всех и каждого, что «Шавит-2» никакого отношения к армейским нуждам не имеет. И предназначен он исключительно для… метеорологических исследований. Как ни странно, но первыми на эту удочку клюнули именно англичане. Лондонское внешнеполитическое ведомство без тени сомнения сообщило, что «нет никаких оснований не доверять Израилю». В Японии, дескать, давно испытывают такие ракеты, да и в других странах тоже. Не знаю, успокоили ли эти речи Бен-Гуриона и его команду, но бдительности он, похоже, не потерял. Об этом свидетельствуют очередные документы, внесенные в секретную папку, - отчеты американских «исследователей», командированных в Израиль Белым домом. Этой группе поручалось в общих чертах «провентилировать» вопрос о ядерных приготовлениях еврейского государства, а заодно побывать в городке Димона, где, по донесениям американской разведки, полным ходом шли работы над атомной бомбой.

О результатах инспекции руководитель группы докладывал лично президенту Кеннеди. В ходе обстоятельной беседы президент узнал, что ядерный центр в Димоне действительно существует. И предназначен он для широкомасштабных исследований, цель которых-создание реактора для выработки электроэнергии. Что же касается бомбы, то… «Главный инспектор» сумел убедить Кеннеди, что Израиль способен производить не более 300 граммов плутония в год. А такого количества не то что для бомбы, для ядерной рогатки не хватит. Вместе с тем составители отчета подчеркивали: «Нельзя упускать из виду того факта, что Израиль добился значительного прогресса в области ядерных исследований. Этот прогресс гарантирует им успешное завершение проекта к исходу 1994 года».
Выводы экспертов были незамедлительно и по секретным каналам переданы правительствам США, Великобритании и Канады. Но, судя по некоторым документам небезызвестной папки, убаюкивающий тон отчета означенные правительства не столько успокоил, сколько насторожил. В результате Бен-Гуриона пригласили на «очную ставку» с лидерами этих стран, в ходе которой те потребовали решительных объяснений по поводу реактора и метеорологических ракет. В качестве прелюдии к разговору израильскому премьеру дали понять, что еврейские непонятности очень беспокоят арабов, а это чревато большими неприятностями. В первую очередь - для Израиля. Трудно сказать, каким образом Бен-Гуриону в очередной раз удалось заговорить заморских покровителей. Никаких материалов на этот счет в папке не нашлось: то ли они были своевременно из нее изъяты, то ли это была такая тайна, что ее не рискнули доверить даже бронированному сейфу.

По нескольким отрывочным свидетельствам можно догадаться, что Бен-Гурион представил собеседникам какие-то экономические выкладки. Какие? Неизвестно. Но они моментально успокоили канадо-англо-американцев. А те, в свою очередь, утихомирили иордано-египтяно-сирийцев. Вместе с тем те же самые документы говорят об отличной координации действий между США и Великобританией. Например, стенограмма встречи Кеннеди с Бен-Гурионом была немедленно передана в британское посольство в Вашингтоне, а оттуда в Лондон-в МИД, канцелярию главы правительства и еще по одному «северному» адресу, который не принято называть вслух.


В свою очередь, беседы британского премьер-министра Гарольда Макмиллана с Бен-Гурионом сходным образом улетели за океан. Причем на пути следования бумаги обрастали ценными примечаниями и уточнениями экспертов в штатском, работающих по обе стороны Атлантики. Исходный текст и комментарии к нему показывают, что американцы и англичане были обеспокоены «оболванивающими» уловками Бен-Гуриона, которые тот подбрасывал своим высокопоставленным экзаменаторам. К примеру, на полях документов о неофициальном визите Бен-Гуриона в Оксфорд периодически появляется пометка: «Чайный визит!!!»
Именно так: с тремя восклицательными знаками. Видимо, неожиданная поездка израильского премьера очень озаботила соотечественников Шерлока Холмса.
А визит был и в самом деле удивительным, потому что начался он в… Канаде. Бен-Гурион прибыл туда только для того, чтобы коротко переговорить с коллегой Макмилланом. И в ходе светской беседы кратко намекнул, что собирается заглянуть в Оксфорд на чашку чая.
Для чего? Над этим вопросом долго ломали головы политики, дипломаты и мастера шпионажа. Но до истины докопались. Сопоставив челночные визиты Бен-Гуриона в США, Канаду и Великобританию, господа аналитики поняли, что израильского лидера интересовал вовсе не этикет чайных церемоний, а вполне осязаемые американские ракеты «Хоук» и их британские аналоги. Ракеты эти нужны были Израилю для сдерживания растущей военной мощи Египта. На вооружении египетских ВВС в то время находилось двадцать самолетов МиГ-19. Бен-Гурион справедливо полагал, что ракеты класса «земля-воздух» решат исход небесных схваток куда эффективнее, чем боевые самолеты.

И еще один удивительный документ, не имеющий, казалось бы, прямого отношения к описываемым событиям. В 1961 году британский генштаб вел параллельные «исследования» в Багдаде. И сумел добыть уникальные свидетельства о планируемом вторжения иракской армии в… Кувейт (оно состоялось через тридцать лет!). Стратеги из Багдада полагали, что для захвата сопредельного государства потребуется не более 48 часов, ибо вооруженные силы Кувейта и Лиги арабских государств не способны отразить молниеносной агрессии. Растущие аппетиты Ирака насторожили не только англичан. Не менее пристально следили за событиями в Багдаде и израильтяне. И спустя двадцать лет (в 1981 году), получив неопровержимые данные о ядерных приготовлениях потенциального агрессора, израильские ВВС разбомбили иракский ядерный реактор.


Вот выдержки из документов, рассказывающих о событиях тех дней.
На следующий день после бомбардировки, администрация Белого дома провела экстренное совещание. Протокол не велся, и подробности стали известны лишь благодаря профессиональной памяти бывшего госсекретаря США, генерала Александра Хейга.

По его словам, тогдашний глава Пентагона Каспар Уиллард Уайнбергер был взбешен. Он, не стесняясь в выражениях, потребовал от Рональда Рейгана немедленно свернуть программу военной и экономической помощи Израилю. И вот что самое интересное: будущий преемник президента Джордж Буш-страший первым поддержал министра обороны, назвав операцию израильских ВВС “грубым попранием международного права”. Думал ли тогда Буш-старший, что спустя десять лет уже его летчикам придется «грубо попирать международные права», методично стирая с лица земли военные объекты в Ираке? И мог ли он представить, что еще через несколько лет его сын, Буш-младший, завершит оккупацию Ирака, в котором вздернут самого Саддама Хусейна? Сам Хейг, как свидетельствуют документы, на том заседании ограничился короткой фразой: «Если мы сегодня не поблагодарим Израиль за то, что он сделал для человечества, то спустя несколько лет нам придется благодарить Бога за то, что он надоумил евреев спасти нас...»

Если даже Хейг и не произнес на заседании этих слов, а выдумал их позднее, его фразе все равно суждено было стать пророческой. Ядерное безумие захлестывает мусульманский мир, и каждый день приносит все новые и новые тревоги. «Если к исходу нынешнего столетия никто не остановит Иран, зеленое знамя исламского фундаментализма будет развеваться на атомном древке»,-этот прогноз выдал в конце 1990-х крупный специалист в области ядерной энергетики Кон Шлоссенберг. Параллельно он упомянул, что о «ядерном древке» мечтают не только в Тегеране. Вот цитата: «Специальные курьеры МАГАТЭ совершили не один визит в Дамаск, пытаясь оказать давление на Сирию, мечтающую о покупке реактора в Китае. При активном содействии того же Китая ведет работы по созданию атомной бомбы и Алжир. Глава пакистанского правительства неоднократно призывал лидеров всех мусульманских стран объединить усилия для совместной разработки ядерного оружия…»
...Когда инспекторы ООН поняли, насколько близок был Саддам Хусейн к созданию собственного ядерного оружия, руководители западных разведслужб схватились за головы. Если бы иракский диктатор отложил вторжение в Кувейт всего на 1 (один !) год, война в Персидском заливе могла протекать совершенно иначе. И Саддам уже в 1991-м грозил бы Израилю не «химией», а атомом. После той войны в газетах много писали о том, что Израиль спасло чудо. Чудеса не происходят дважды,-скажет спустя пять лет после операции «Буря в пустыне», в 1996-м, тогдашний начальник генштаба Липкин-Шахак.-Ядерная угроза со стороны мусульманских стран реальна.

Спустя еще десять лет иранский президент Махмуд Ахмадинеджад заявит о необходимости избавить мир от Израиля и пообещает стереть «сионистское образование» с карты планеты. А Эхуд Ольмерт брякнет что-то невразумительное по поводу атомной бомбы Израиля в беседе с корреспондентом германского телеканала SAT1. ООН затаится в ожидании. Американский президент выступит с очередным заявлением по поводу дипломатического урегулирования иранской угрозы. Совбез прогнется под американским давлением, но ровно настолько, чтобы позволить иранцам продолжать свои «мирно-ядерные» приготовления. Россия выразит озабоченность, но одновременно предложит Ирану «обновленный план сотрудничества». А вся мировая общественность вновь примется дружно обсуждать (и осуждать) планы Израиля по поводу возможного превентивного удара по ядерным объектам Тегерана…

Как же все-таки Израилю сегодня не хватает людей калибра Бен-Гуриона.
Да и не только Израилю… Черепаха-она же птица гордая: пока не пнешь, не полетит…

По материалам архивов британской прессы
июнь 2010