Обоюдовыгодная база

Дмитрий Мартиросян
АСПЕКТЫ, О КОТОРЫХ НЕ ГОВОРИТСЯ
Политики преимущественно делают вид, что они знают
действенные способы предотвращения катастрофы.Эрих Фромм

России эта пролонгация договора по своей базе в Гюмри чрезвычайно выгодна, ведь она не платит за ее аренду, имея самую большую базу из оставшихся - зарубежных.
База в Гюмри действует уже одним фактом своего присутствия, т.к. она привязывает политику Армении к России и защищает от вмешательства Турции в попытки Азербайджана окончательно решить карабахский конфликт. Последнее- совсем не лишнее: из Баку постоянно звучат милитаристские заявления, а военный бюджет Азербайджана увеличен в 2010 году на $0,5 млрд. Стратегической же целью России является недопущение военного разрешения карабахского конфликта.

Кстати. 29 июля информацию о контракте по поставке Россией ЗРК С-300 ПМУ-2 «Фаворит» Азербайджану впервые опубликовала московская газета «Ведомости», но ФГУП «Рособоронэкспорт» официально опроверг эту информацию. Информацию о сделке не стали опровергать в министерстве обороны Азербайджана и глава МИД РФ Лавров.

«Давайте не забывать, что из себя представляют зенитно-ракетные комплексы С-300. Это оборонительное вооружение, призванное защищать соответствующую территорию от внешних ракетных атак, вот и все», - сказал глава МИД РФ Лавров. Вместе с тем, он выразил недоумение тем, что ЗРК С-300 стали своеобразным символом тревоги, обратив внимание на тот факт, что изначально разговоры шли вокруг Ирана, а теперь и Азербайджана.

Кстати. В 2005 году тот же Лавров заявлял о продаже тех же С-300 Ирану. Иран тогда даже выплатил часть стоимости комплекса. Но сделка так и не состоялась. Вспомним также еще и то, как в 90-е годы прошлого века Россия заявляла о своем намерении продать С-300 Югославии, и тогда сделка тоже не состоялась.

Глава российского внешнеполитического ведомства выразил уверенность в том, что ни одна из стран региона Южного Кавказа не пытается начать новые военные действия, поскольку это стало бы настоящим бедствием. То, что агрессор в любом случае не достигнет своей цели, как он заметил, стало очевидно в августе 2008 года, когда Грузия попыталась решить проблему Южной Осетии неприемлемыми для международного права методами. При этом глава МИД России выразил уверенность, что такого хода событий в плане карабахского урегулирования ожидать не приходится.

Кстати - о базах. Министр обороны Киргизии Кудайбердиев недавно предложил Москве как можно скорее подписать соглашение об объединении пяти российских военных объектов, расположенных на территории Киргизии, в единую базу.Бишкек готов разместить у себя базу РФ на 49 лет с возможностью продления этого срока. В обмен Киргизия рассчитывает бесплатно получать российское оружие. Бишкек предлагает не дожидаться октябрьских выборов в парламент, по итогам которых будет сформировано новое правительство, а подписать соглашение сейчас. Т.о. Бишкек хочет брать деньги за размещение российской базы. Эксперты объясняют такую спешку нестабильной ситуацией в стране и желанием правительства, не вполне контролирующего ситуацию на юге, укрепить подразделения армии и МВД. Какой ответ Бишкеку дала Москва, пока неизвестно, итоги переговоров не комментируются.

Итоги визитов
Медведев прибыл в Армению, и все было прекрасно - был подписан военный договор, и он объяснил, что договор не касается Карабаха. Потом Медеведев посетил Азербайджан и разъяснил там, что у России с Арменией особые отношения, однако эти отношения не направлены против Азербайджана. А карабахский конфликт является для России прекрасной возможностью показать, что она может исполнить роль посредника. В результате этого сложилась ситуация, когда Россию невозможно выдавить из процесса урегулирования карабахского конфликта. То, что сделала Москва, еще раз подтвердило взятый Россией курс - ни нашим, ни вашим. Это сегодня соответствует интересам России в регионе. Отмечу четкую позицию Москвы: войны быть не должно.
Проблема Карабаха теоретически имеет все шансы на урегулирование. Но тупик ситуации заключен в том, что ранее политика Алиева-старшего привязала Азербайджан к западному капиталу, тем самым сильно сузив пространство для маневра во внешней политике Баку. Совместная разработка каспийских месторождений, строительство нефтепровода БТД, это огромные деньги, которые Запад пока не «наварил». И любая нестабильность в регионе - это огромные убытки для западных нефтяных компаний, которые представлены в проектах на Каспии. Поэтому у Алиева-младшего сегодня связаны руки в вопросе силового решения карабахского вопроса.

С другой стороны, обращаясь за помощью к России, Алиеву-младшему придется поставить «на кон» очень многое. Во первых - это полный разворот во внешней политике в сторону России, во-вторых - это откровенный «кидок» западного нефтяного консорциума. Алиев вынужден соглашаться «замораживать этот конфликт» до того момента, пока не кончится у Азербайджана нефть и интересы западных нефтяных компаний в регионе не будут исчерпаны. Вот тогда можно будет и воевать, однако для финансирования войны ресурсов (материальных и человеческих) может не хватить. Силовой выход из ситуации возможен при неизвестном конце его окончания, но и он потребует от Алиева-младшего патриотизма, каковым тот не обладает.
Если же он пойдет на союз с Россией, то его международный политический имидж можно будет считать нивелированным. Другими словами, у него есть возможность вернуть Карабах, но только ценой потери собственной власти. Либо трансформировавшись в лидера государства, с которым Запад не будет иметь дел ни при каких условиях.

Москва же просто вынуждена считаться с ролью Азербайджана в регионе. Россию интересует в первую очередь экономическое и энергетическое сотрудничество с Азербайджаном, что продемонстрировали последние соглашения в газовой сфере.
Во время визита Медведева в Азербайджан был подписан договор SOCAR (госнефтекомпания Азербайджана) с «Газпромом» о том, что с 2011 года Россия удвоит закупки азербайджанского газа до 2 миллиардов кубометров в год. Не самый выгодный для Москвы экономически, договор преследует цель минимизировать возможность допуска азербайджанского газа в конкурирующий с российским трубопроводом «Южный поток» газопровод «Набукко», за которым стоят страны Евросоюза. Кроме того, Баку важен для России также в качестве фактора стабилизации обстановки на Северном Кавказе.

«Миражи, миражи на горизонте…»
Ситуация на Южном Кавказе выглядит довольно мрачно. Две самые протяженные границы между странами региона - армяно-азербайджанская и российско-грузинская - по-прежнему закрыты, полностью или частично.
Выделим три опасных «миража» - ошибочные подходы к ситуации в регионе, чье воздействие можно охарактеризовать как однозначно деструктивное.
Первый из этих «миражей» появился уже давно: Кавказ рассматривается как огромная «шахматная доска», на которой великие державы передвигают местные «фигуры». На самом деле это не так. Напротив, как бы ни менялась геополитическая «погода», местные силы манипулируют великими державами не меньше, чем сами подвергаются манипуляциям. В прошлом веке державой, определявшей судьбы региона в наибольшей степени, был СССР: правда, в этот период он старался не столько урегулировать противоречия на Кавказе, сколько «подавить» их. Когда речь идет о таком запутанном клубке взаимоотношений, более верным представляется сравнение не с шахматной доской, а с конструкцией-замком из домино - достаточно сдвинуть одну из них, и все сооружение рухнет.
Вторым «миражом» следует считать тезис о том, что над регионом и сегодня «нависает» русский медведь, готовый в любой момент обрушиться на беззащитные кавказские народы. Конечно, Россия остается самым влиятельным внешним игроком в регионе. Однако сегодня способность Москвы контролировать развитие событий меньше, чем кажется большинству наблюдателей. Наличие естественного барьера в виде Кавказского хребта и давних традиций независимой государственности на Южном Кавказе вынуждали как царскую Россию, так и СССР опираться на местные элиты. Количество этнических русских в регионе всегда было невелико. Многие западные аналитики сочли войну «08.08.08» свидетельством наличия у Москвы неоимперских планов по установлению гегемонии на Южном Кавказе и в «ближнем зарубежье» в целом. На деле же в последние два года Россия потратила много времени и усилий на создание стимулов и раздачу «подарков» Армении и Азербайджану, а президент Медведев уже лично принимает участие в урегулировании Нагорно-карабахского конфликта.
 
Продлением срока дислокации российской базы в Гюмри власти России дают понять Западу и другим государствам, что Закавказье не может быть использовано в борьбе против Ирана, к которому Москва относится намного более лояльно, чем Вашингтон и страны Евросоюза. Однако, недавнее продление военного союза между Россией и Арменией не меняет того факта, что экономические инструменты имеют в регионе больший вес, чем военные. Даже в «отколовшихся» регионах, - Южной Осетии и Абхазии - согласившихся на фактический контроль России в качестве своей гарантии, козыри Москвы не так сильны, как кажется на первый взгляд. Она вкладывает на этих территориях миллионы долларов - притом, что деньги ей нужны для других целей. Почти ни одно государство мира не последовало примеру России, признавшей независимость двух республик; более того, этот ее шаг усилил недовольство на неспокойном Северном Кавказе.

В долгосрочной перспективе компромисс по этим «замороженным» конфликтам возможен, поскольку тупиковая ситуация относительно статуса двух территорий ослабляет возможности Москвы в решении еще более актуальной проблемы в сфере безопасности - на собственном Северном Кавказе. Таким образом, всесилие русского медведя скорее иллюзорно: Москва несомненно остается задиристым и непредсказуемым игроком, но ее возможности отнюдь не беспредельны.

Кстати. России в будущем, возможно, надо будет «притормозить»наращивание добычи нефти, заявил недавно генеральный секретарь Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) Абдалла Салем аль-Бадри в ходе видеомоста Вена-Москва. Отвечая на вопросы журналистов, он отметил, что в настоящий момент уровень добычи нефти в России не влияет на работу ОПЕК и планы по квотированию. «Но если это (рост добычи нефти в РФ) будет продолжаться такими темпами, то, возможно, России придется чуть-чуть притормозить», - сказал глава ОПЕК.

Третий «мираж» - представление о том, будто Южный Кавказ представляет для Запада большой стратегический интерес: на практике данный подход, как это ни парадоксально, приносит больше вреда, чем пользы. В основе тезиса о том, что регион имеет глобальное значение, лежит стремление Запада превратить его в новый важный энергетический коридор и еще одну зону расширения НАТО. В том, что касается энергоносителей, Южный Кавказ действительно является важным коридором для транспортировки каспийской нефти и газа; у Азербайджана были веские причины для прокладки трубопроводных маршрутов, не зависящих ни от России, ни от Ирана. Кроме того, поставки нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан приносят Азербайджану миллиарды долларов крайне необходимых доходов - и Грузии тоже, пусть в куда меньшем объеме. Разработка каспийских газовых месторождений также ослабила зависимость обеих стран от российского «голубого топлива».

Вторая грандиозная стратегическая концепция, навязанная Западом, касалась присоединения Грузии к НАТО. При этом никто не оспаривает права страны вступить в альянс - за это грузинский народ в свое время проголосовал на референдуме. Вопрос заключался в том, целесообразно ли Грузии и НАТО добиваться этой цели в ускоренном порядке - как теперь стало очевидно, это был неверный путь. Усилия на этом направлении нисколько не укрепили безопасность Грузии, а НАТО оказалась не готова к приему страны с устаревшими постсоветскими вооруженными силами и слабыми государственными институтами, а также сразу двумя неразрешенными конфликтами. Стало очевидно: президент Грузии Саакашвили явно переоценивал готовность США поддержать его действия в Южной Осетии. В результате после завершения конфликта Тбилиси потерял Южную Осетию с Абхазией и не получил искомого Плана действий по подготовке к членству в НАТО.

Было бы куда лучше, если бы вместо подобного риторического и избирательного стратегического взаимодействия Запад сосредоточился на более «будничной» работе - помощи в институциональном строительстве.

Кстати. Генеральный секретарь Совета Европы Ягланд дал высшую оценку полицейской реформе в Грузии.Он заявил, что «грузинская реформа должна стать предметом экспорта».Об этом генсек Совета Европы сообщил после встречи с главой МВД Грузии. «Я был в Грузии и вместе с другими важными вопросами ознакомился с полицейской реформой. Я восхищен этой реформой и думаю, что она может стать предметом экспорта во многие другие страны», - отметил Ягланд.Напомним, министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили в сентябре посетил с официальным визитом Совет Европы.

Если бы регион рассматривался через иную призму, это позволило бы и внутренним, и внешним силам заняться решением важнейших повседневных задач. Южный Кавказ бы только выиграл, если бы нынешние великие державы заключили «перемирие», основанное на учете интересов друг друга - при условии, конечно, что намерения всех сторон не носят враждебного характера. «Посторонним» региона следует договориться об отказе от поставки в регион наступательных вооружений и совместных усилиях по предотвращению любой эскалации конфликтов. Но подобная схема может быть реализована только в том случае, если страны региона не входят ни в один военный блок - подобный статус превратит Южный Кавказ в своего рода «нейтральную территорию».

Сегодня эта идея выглядит утопичной - в свете российского военного присутствия в Абхазии и Южной Осетии, а также «действующего вулкана» Карабахского конфликта. Тем не менее внешние игроки вправе думать об ином будущем для региона и соответственно выстраивать свою политическую линию.

Кстати. В Баку 14-15 сентября состоялось XI заседание совета руководителей органов безопасности и служб разведки стран-членов СНГ, посвященное укреплению связей и расширению сотрудничества между органами спецслужб в сфере пресечения угрозы международной безопасности. В принятом по итогам XI заседания совета меморандуме говорится, что руководители органов безопасности и разведслужб стран СНГ в будущем должны определить новые и плодотворные возможности двустороннего и многостороннего сотрудничества с целью ведения качественной борьбы с внешними угрозами, сказали в среду в центре по связям с общественностью министерства национальной безопасности Азербайджана.

Председатель Совета руководителей спецслужб и органов безопасности стран-членов СНГ, директор Службы внешней разведки России Фрадков дал подробную информацию о проделанной работе за период после Х заседания. Он также сообщил участникам о важности сотрудничества органов безопасности и разведслужб СНГ в борьбе с угрозами международного терроризма, религиозного и политического экстремизма, а также подобных противозаконных явлений. Предложение Фрадкова по избранию на следующий год Эльдара Махмудова председателем Совета руководителей органов безопасности и спецслужб было принято единогласно. Новый председатель совета, министр национальной безопасности Азербайджана Махмудов рассказал о том, что со стороны терроризма, а также порождающих его явлений, в том числе экстремистских и криминальных структур, были подвержены угрозе стабильность государств, и в основном национальные интересы. Была отмечена важность своевременной передачи коллегам опережающей информации, полученной от органов безопасности и спецслужб, в обеспечении региональной и международной безопасности. Махмудов высоко оценил динамичное развитие сотрудничества между органами спецслужб стран-членов СНГ, наблюдаемое в последнее время. Он отметил, что обсуждения, проведенные в рамках ХI заседания, окажут положительное влияние на совместную деятельность в областях сотрудничества и, с учетом новых реалий, послужат повышению эффективности деловых отношений.

Постоянной проблемой в политике на Кавказе остается «узкий билатерализм» - и она еще усугубляется многообразием политических задач, стоящих перед такими державами, как Россия и США. К примеру, политика США в отношении Армении определяется в основном миллионной армянской диаспорой, имеющей сильные лоббистские позиции. В то же время в военных кругах и энергетическом бизнесе США есть немало сторонников сближения с Азербайджаном, рассматривающих эту страну как важный источник нефтегазовых поставок и «промежуточный пункт» для отправки по воздуху войск и снаряжения в Афганистан. Наконец, политика Вашингтона по отношению к Грузии какое-то время считалась образцом воплощения бушевской программы «распространения демократии». Дело в том, что почти никто в Вашингтоне не задумается о подходе к Южному Кавказу в целом, как к региону, чьи экономические нужды и проблемы в сфере безопасности носят взаимосвязанный характер. Поэтому и решать их целесообразнее всего в рамках единой региональной политики.

Кстати. Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу во время своего выступления на ужине, данном в честь гостей прошедшего в Стамбуле симпозиума «Мировые лидеры», отметил, что подписанные с Арменией протоколы будут утверждены после установления широкомасштабного мира на Южном Кавказе, включая мир между Азербайджаном и Арменией. А пока обсуждение протоколов отложено. Глава внешнеполитического ведомства Турции сказал, что его страна для установления хороших отношений со своими соседями должна держать под контролем риски в регионе. Напомнив, что Турция одновременно является кавказской, черноморской, среднеазиатской, ближневосточной и балканской страной, он подчеркнул, что находящиеся в этих регионах страны ждут от Анкары конструктивных шагов. Турецкий министр также добавил, что для установления политической стабильности важным фактором является экономическое развитие. По этой причине не должно быть никаких препятствий перед такими важными проектами, как «Набукко». Обладающая сильной армией и укрепляющая свои позиции благодаря своей дипломатии, Турция в качестве «мягкой силы» будет участвовать во всех процессах.

А президент Азербайджана Алиев и премьер-министр Турции Эрдоган в рамках саммита лидеров тюркоязычных стран подписали в Стамбуле соглашение о создании Высшего совета стратегического сотрудничества между двумя странами. Алиев не преминул отметить, что нагорно-карабахский конфликт всегда является основной темой обсуждения между Баку и Анкарой. По его словам, усиление Турции в результате стараний премьера Эрдогана означает усиление Азербайджана. «Сегодняшняя Турция не та, которая была десять лет назад. Турция является большой и сильной страной, есть согласие между народом и правительством. Мы - братья, это братство в нашей крови и оно передается от поколения к поколению. Это будет вечно. Поэтому усиление Турции является положительным фактором в разрешении нагорно-карабахского конфликта. Турецкое правительство в вопросе разрешения конфликта ведет активную политику. Я уверен это даст положительные результаты и территориальная целостность Азербайджана будет восстановлена», - заявил Алиев.

В Армении же, по состоянию на 16 сентября, Протокол N5 к соглашению о российской военной базе не вошел в повестку дня парламента Армении. Не вошел по технической (?!) причине: поскольку нет еще соответствующей оценки Конституционного суда Армении. В КС также сообщили, что по состоянию на 15 сентября они не получали еще Соглашения из МИД Армении.
В преддверии зимы, Россия стала более чем прагматично выступать с позиции своих интересов в российско-армянских отношениях. Ведь Россия закупает газ у Азербайджана и Туркмении за более чем $200 за тысячу куб.м и продает фактически тот же газ Армении в два раза дешевле. Так уж «получилось»… Кто же будет покрывать эту разницу в цене? Уж точно - не российский налогоплательщик…
сентябрь 2010