Тогда, в Кишиневе...

Игорь Землянухин
 


Я подошел к двери и нажал на кнопку звонка. За дверью послышались шаркающие шаги. Небольшая заминка, которая ушла на то, что бы хозяин квартиры посмотрел в глазок, и сразу же наверстывая эту паузу, начал щелкать дверной замок. Дверь открылась.
- Привет дядя Миша, с праздником тебя.
- Максим! Какой ты молодец, что пришел. Проходи, давай раздевайся. Ну, честно, молодец. Я уже грешным делом….
- Я вот тут, дядя Миша, к тебе не с пустыми руками. И я протянул бутылку водки.
- Проходи на кухню.
- Я ведь как подумал, мол, цветы тебе как бы на хрен не нужны, открытку, ну тоже вроде не то, а вот как бы бутылка к стати.
- В логике тебе не откажешь.
Когда мы прошли на кухню, дядя Миша суетился по поводу закуски, бормоча себе поднос, доставая из холодильника подходящие для этого дела продукты.
- Как там дела в конторе? За этот год, что я на пенсии что-то изменилось?
- Да, так, все как обычно. Они воруют, грабят, убивают. Мы их ловим, суд сажает. Нет, все как обычно. Горенко подполковника получил. Все.
- А ты как?
- Да тоже пока без замечаний.
Бутылка в руках дяди Миши зажурчала, отдавая свое содержимое хрустальным стопочкам на столе.
Взяв свою в руки, я встал и произнес.
- Дядя Миша. Вот честно, без всякого. Ты для меня, очень дорогой в жизни человек. Ты тот, с которого я беру пример, каким надо быть. Спасибо, что ты показал мне сопливому лейтенанту, который к тебе попал после школы милиции, кто такой настоящий розыскник. Спасибо тебе, и с праздником, днем Советской милиции. Как говорили до не давнего времени, рожденная революцией.
 Выпили.
- Спасибо Максим. Ты тоже мне, поверь, не чужой…
- Ну, все, дядя Миш, кончай эти сопли с сахаром…
- Да, мне это,… в глаз попало…
- Так, я так и понял, что ж, ну в глаз попало. Все понятно.
- Дурак ты, Максим.
- И это тоже понятно. А где твои все?
-Ленка Николаевна не работе, дочка внука в поликлинику повела.
- А, что он заболел?
- Нет, в садик медкомиссию проходит, решили, что ему среди сверстников надо, со старым ментом…. В общем, в садик его определяем.
- Понятно
- С Жанной твоей у тебя, что? Хоть на свадьбу пригласишь?
Я скривился, и пустым взглядом уставился в окно.
- Так! Ну а она тебе, чем не угодила? Умная, красивая девчонка, с лица хоть воду пей…
Я присел на табуретку и уставился в пол.
- Ээээ? Что, так все серьезно?
-Это не она мне не угодила, это я ей не подошел. В Германию она укатила, по контракту, на пять лет. А я в ее планы не вписался.
- И что дальше?
- Не чего. Вон сколько их по улице ходит. Как-то управлюсь.
- Максим, ты бы определялся в этом плане. Вот эти все гульки твои, они до добра не доведут.
- Доведут, не доведут… давай по второй?
- Давай.
Выпили по второй.
- Ты закусывай.
- Русские и после второй не закусывают.
- Это когда с гестаповцами пьют, то тогда не закусывают, а ты давай не стесняйся.
Я налег на «селедку под шубой».
- Был у меня в восемьдесят втором …. Там конечно парень вот типа тебя… Да нет, пожалуй покруче будет, ты да такого еще не дошел.
- Начались «были старого чекиста».
- Ты бы лучше послушал, что бывает, когда по бабам без лимита летает.
- Ну и, чо бывает?
- Максим, «чо» по-китайски…
- Знаю, жопа.
- Молодец, хоть, чему-то научился.
- Давай рассказывай.
- Случилась вся эта история. Тогда в восемьдесят втором, в Кишиневе.
- А какие черти тебя туда занесли?
- Да вот занесли. Я по окончанию школы милиции туда в розыск распределился. Ну, вот влюбился я в одну, она сама из Кишинева. Я Львовскую школу оканчивал, и она там училась.
- В школе милиции?
-Тфуты! Нет. Техникум кино там есть, до сих пор помню, адрес, улица Клубная пять. Вот она там училась.
- Ну и…?
- Нечего. Ты, что думаешь? Только у тебя с Жанной  не срослось, у меня тоже не все гладко в жизни было. Красивая зараза…. Видел фильм, «Табор уходит в небо»?
- Ты, что дядя Миша, в Светлану Тому влюбился?
- Ну, похожа она на нее была, как сейчас не знаю. Не про то разговор. Работал я тогда на земле, в территориальном отделении. И к слову сказать, началось это как-то с самого утра, еще толком не проснулся. Я на службу собираюсь, как хозяйка квартиры, ну, где я комнату снимал, к телефону зовет, мол, мне с работы звонят.
  Дежурный толком не чего не объяснил, сказал, что бы я со всех ног на адрес бежал. Там дом есть, его «клюшкой» называют, форма у него такая и на фасаде красная звезда. На улице маршала Тимошенко, дом этот находится. А это как раз моя зона обслуживанья.
 Пришел я туда, а там начальства, матерь божья! А ты не забывай, что Кишинев это столица Молдавской ССР. А значит, и руководство прикатило республиканского уровня. Сам прокурор всея Молдавии!
- Дядя Миша, ты не сказал, из-за чего такой пожар.
- Ну, да. Началось вся эта кутерьма так. Спит, значит со своей женой, в своей квартире, в своей постели мужик.
- Это, что начало анекдота?
- Да уж….анекдота, слушай дальше. Имя у него было еще странное, Федотий.
- Да видать хлебнул он в школе с таким имечком.
- Видать дразнили его, это точно, терпеть он своего имени не мог. Представлялся везде Федором.
- Да, я бы повесился с таким именем…
- Имя он значит свое, не любил, а вот женщин любил. Но об этом чуть попозже.
  Значит, спит он, и тут звонок в двери. Да еще такой, что проснулся он и даже пошел открывать. Открыл, а там ни кого. Ну, проронил злое тихое слово и только дверь закрывать, смотрит, а возле двери портфель стоит. Портфель такой не новый, но объемный, в советское время с такими в командировки ездили. Он вроде не большой, но объемный, помещалось вещей туда много.
Открыл он его, а в нутрии портфеля голова. Женская. Глаз нет, выколоты. Тот в обморок, а как очухался, звонит в милицию. А это уже пол седьмого утра. Ну, вот все и закрутилось, при чем так, что мне мало не показалось. Такие происшествия при СССР не сильно часто происходили, но уж если случалось из ряда вон выходящее, то огласке это не подлежало. Не могло такое происходить в стране, которая коммунизм строит. Соседи, сам понимаешь, ни чего не видели, ни чего не знают. В се равно расписки о неразглашении у всех взяли.
 Тут еще одна новость не из приятных. Записка в портфеле. Такого вот содержания. «Федул. Если не хочешь, что бы голову твоей дочки и жены вот так принесли, гони деньги десять тысяч рублей. Принесешь их, через два дня на вокзал». И падла, написано печатными буквами. Эксперты говорят, что определить трудно будет. А значит и с доказухой хрень выходит. Ну, это по поводу записки значит.
  Так как это моя «земля», на которой все это «счастье» случилось, меня в следственную группу и откомандировали. Понятно, что как молодого лейтенанта использовали: «принеси, подай, уйди, не мешай». За то в курсе всего происходящего был. Поручили эту группу возглавлять старшего «Важняка» (следователь по особо важным делам. Милицейский жаргон) при прокуроре республики. Надо сказать, что при СССР, дураков на такие должности не назначали. Да, кстати, как там Гнипель поживает?
-А, что ему сделается? Руководит.
-Ааа! Ладно, слушай дальше. Основных, два вопроса возникло. Первый. Почему с этого самого Федула такие деньги требуют, ведь он всего лишь, водитель грузовика на пивзаводе.
 Вот в советские времена присказка была такая. Тем, кому в СССР жить не нравится, занимается КГБ, а кому нравится, занимается ОБХСС. Начали отрабатывать версию, что Федул либо подпольный «цеховик», ну или крупный спекулянт.  Который решил порвать с преступным кругом, а его решили припугнуть. Он божится-клянется, что ни врагов, ни таких денег у него нет. Дома у него по тогдашним меркам, по среднему было. Стенка, наша, отечественная, телевизор «Горизонт», и то черно-белый, стиральная машина «Рига», вот и все богатство. Ну, мало ли, вдруг  умело маскируется под честного советского человека. Пустили за ним «хвост» (на милицейском жаргоне, скрытное наблюдение).
 Второй вопрос. Где остальное тело, ну и собственно, кто это? Со вторым вопросом, совсем ни чего. Шуршим, а толку нет, ни кто, не где.
 А как сам понимаешь, дел много, а народу мало. Что бы не было огласки, задействовали ограниченный круг сотрудников. Вот по этой причине и поставили меня наблюдать за Федулом, по графику. Один от розыска, это я, ну а другой от «наружки». Машина служебная и вот значит, мы за ним наблюдаем целые сутки.
 Так, что бы что-то, так и нет ни чего. Выехал он и по маршруту, а мы, как и положено за ним следом. Тут Федул как дал по газам и в строну от маршрута, к тому времени мы его, ну в смысле маршрут уже знали. Я еще пацан, у меня сразу мысли в голове, сейчас погоня, перестрелка, все как в кино, романтика милицейских будней. Ага. Он к ближайшему посту ГАИ подъехал, и к милиционеру, бандиты за мною гонятся, спасай! Вот мне мой первый выговор за то, что нас обнаружил во время негласного наблюдения и впаяли. Да еще от огого кого. Шутка ли сказать,  два дня по пол дня прослужил, а уже выговор от начальника управления.
- Да дядя Миша, начал ты с размахом, ни чего не скажешь.
- Молчи паразит, себя вспомни.
- Ой, ладно. Дальше то, что?
- Дальше, подвели итог наших наблюдений. И бросилось в глаза, что бывает наш герой по двум адресам, частенько бывает. А перед тем как туда зайти он торт берет и вино. Там, Максим как, вот в гости приходишь то чай, или кофе тебе не предложат, только вино. Там даже город винный под землей, здоровенный, заблудится нефиг делать можно. Там улицы, винными марками называются. Например, улица Фитяско, или проспект Каберне. Представляешь? Говорят, правда не знаю как на самом деле, что там хранится винная коллекция самого Германа Геринга, о как.
- А это кто?
- Хвати придуриваться.
- Ну, пошутил я, знаю кто это. То, что это, как его, Федул из тех погребов, ну подземного города, вино брал?
- Нет, в магазине покупал, про город я тебе так, для интереса рассказал. Что не интересно?
- Давай дальше.
- Я думал, про подземный город вина интересно.
- Ну, дядя Миша, давай дальше, что было.
- Я думал, ты догадаешься. К любовнице он ходил.
- А второй адрес?
- К другой любовнице.
- Ну, дает! Так он же женатый?
- Его на всех хватало.
- Да, ни чего не скажешь, кобель. Я как мужика его, вот сейчас зауважал.
- Толи еще будет. Ну, сам понимаешь, что когда дело имеет такой резонанс, не до мужской солидарности. Вызвали этих любовниц…
- Я себе представляю.
- Ни чего ты не представляешь. Лучшими подругами стали. Ну, Федул туда больше конечно не ногой. Как он с женой ситуацию разрулил, не знаю. Но разрулил! Мы предполагали, что эта голова принадлежит одной из его любовниц. Убийство на почве ревности, ему подкинули, чтобы определился со своими чувствами, или в этом роде, что ни будь.  А записка, так для отвода глаз. Короче говоря, и это наша версия не подтвердилась. Из них может и любовницы хорошие, а подозреваемые ни какие. Ложный след. И Федул доказывает с пеной у рта, что больше у него ни кого нет.
- Респект челу!
- Чего?
- Уважуха, значит.
- Чего?
- Еще я его больше зауважал.
- Ой, Максим, смотрю я на тебя и понимаю, что ни чего путного из тебя не выйдет. Короче говоря, не подпольный он миллионер, оказался. За полторы недели результат нулевой. Крик, гам, с нас результат требуют. А где его взять? Зацепок нет.
-Погоди. Но ведь кто-то же за это время должен был обратиться о пропаже этой вот женщины, бомжей в то время я так понимаю, не было.
- Ты правильно мыслишь! Но, увы, ни кто не обратился. По этому пошли на меры по тем временам крайние. Решили, голову показать по телевиденью, причем перед хорошим фильмом, который был по программе телевиденья. Это все было сделано с разрешения руководства республики. Чувствуешь уровень?
- Впечатляет!
 Прошло минут пятнадцать, и зазвонил телефон. На том конце провода детский, мальчишечий голос требовал вернуть ему маму.
 Отца у них не было, автокатастрофа, осталась одна мать и старая бабушка. Она оставила сына ей, а сама пошла по делам, она так ему объяснила тогда. Пошла, и больше не пришла.
- Так она, что…?
- Нет, все нормально. На работе положительные характеристики, соседи тоже хорошо отзывались. В общем, установили мы, что голова принадлежит, принадлежала, Харченко Любовь Андреевне. Бабушка, вскоре умерла, не выдержала горя, и шестилетнего Борю отдали в детский дом. Как у него сложилось, я, честно говоря, не знаю.
 Дядя Миша встал из-за стола, подошел к форточке и закурил, как это он обычно делал когда, нервничал. Я старался в такие моменты его не тревожить. Да и мне как-то не по себе стало, в шесть лет, а такое на голову свалилось, так, что не такой я уже и бессердечный.
-Чья голова поняли, а где все остальное, не известно. Да и мотив не понятен. Отработали связи, а с Федулом их ни чего не связывает, кроме убийцы. И то, только то, что он знал их обоих. Так, что, скорее всего Харченко, всего лишь случайная жертва.
  А тут, дальше больше. Федулу опять позвонили в двери в пять утра, и оставили завернутую в бумагу, отрубленную женскую руку.
- Оху… Вырвалось у меня.
- Вот и мы это сделали. Тем более, что голова и рука были от разных тел. Экспертиза заключение дала. Значит уже два трупа. И в этот раз тоже записка. « Фкдул. Решил, пошутить, сука? Деньги неси завтра на вокзал, а то дочку свою по частям получишь!» И опять печатными буквами.
 Времени особо не оставалось, решено было брать того, кто прейдет за выкупом.
- То, дядя Миша, ты тогда, когда Багрова, вытянуть решил, то ты в таких делах уже матерым волком был?
-Ну, что-то вроде того. Что бы не рисковать, к дочери Федула приставили круглосуточную охрану, ее до этого в школу провожали и после занятий встречали и все, после руки за ней стали наблюдать постоянно.
  В тот день Федула снабдили деньгами и отправили на вокзал. Сейчас конечно это забавно вспоминать, а тогда… Тогда, представь, подходит приезжий с чемоданами к носильщику и говорит, « носильщик, помогите отнести чемоданы» а в ответ слышит, «отстань, не до тебя, видишь занят» пассажир «простите, а чем же вы заняты?», носильщик «чем надо, тем и занят». Правда, хамством в советскую эпоху на вокзале удивить, кого-либо было очень трудно. Был момент когда к Федулу подошли, но у него просто прикурили. Простояв до вечера, мы поняли, что ни чего не будет, и мероприятие по команде было свернуто.
 Пока мы не Кишиневском вокзале играли в железнодорожников, дочь Федула возвращалась из школы. И вот немного не доходя до дома к ней подошел мужик. А надо сказать, что место такое, тихое, переулок. Ну, наши его и скрутили. А девочка как закричит: «Отпустите его! Это дядя Саша, он хороший!» Оказалось это старый знакомый Федула, вхожий к ним в семью, работали, когда то в месте.
  Опять на выходе ноль, пришлось все начинать с самого начала.
А по городу уже слухи поползли, мол, завелись колдуны на кладбище и проводят там омерзительные обряды, для которых выкапывают из могил покойников и глумятся над ними. Но это все ерунда по сравнению с разговорами о том, что из под стражи сбежал Николай Джумагалиев и бродит по Кишиневу.
- Это тот, который людей ел?
- Да, самый известный каннибал СССР. Кстати ел он только женщин.
- Может, он не знал, что с ними делать надо?
- Ты то про него от куда знаешь?
- В школе милиции на занятие рассказывали, запомнил.
-Ладно, поехали дальше. Стали более тщательнее отрабатывать окружение Федула, все равно другого не приходило в голову, искали хоть какую-то зацепку.
  Искали, искали и нашли. Правда, рассказали ее нам с неохотой, неприятные воспоминания про эту историю у всех было. Был у Федула троюродный брат. Ну, вот этот самый брат женится, и как родственника пригласил Федула на свадьбу. Хэ! Так вот этот «орел» прямо на свадьбе невесту и того, этого, в соседней комнате. Их застукали, скандал. Жениха связать пришлось, что бы дров не наломал, а Федула в зашей со свадьбы.
- Да, ни чего не могу сказать, виртуоз. Я так бы не смог.
- Слава Богу!
- И, что дальше?
- Надо сказать, что к тому времени много уже воды утекло после этой заминке со свадьбой, правда, они между собой так не общались.  Чем не мотив. Брат этот к тому времени начальник вагонов ресторанов стал. Ну и грешен был стервец, только по линии ОБХСС. Его когда задержали и объяснили, в чем его подозревают, сразу по всем своим делам раскололся, но связанных с воровством в вагонах ресторанах. Жидковат он был для такого дела.
 Опять глухой угол. Может, так бы и не раскрыли, если бы не одно стечение обстоятельств. Десятое ноября, день Советской милиции. Одним словом «сочканули» мы со службы и решили отметить в ресторане, ну как молодые опера собрались, все такое… А я выпил немного, ну и так, усталость, мы все это время без выходных, без проходных, от зори до зори. Ушел я по раньше и пошел я значит, через парк. А уже так темно было. А парк там большой, темный. Днем там красиво, слов нет, а вот ночью жутковато ходить. Но я тогда молодой, крепкий и вообще, я же милиционер. А если честно, мне через парк домой добирается ближе. Кстати, этот парк после войны сам Леонид Ильич Брежнев заложил и пару деревьев сам посадил, когда тогда Молдавской ССР руководил а от туда на целину уехал.
  Смотрю мне на встречу, женщина бежит и не своим голосом кричит «Помогите, убивают!». Ну, я к ней. Она прямо кричит, «напал на меня с ножом, вон на той аллейке, убить хотел. Хорошо, что из сумочки расческа металлическая выпала с острой ручкой. Ударила ей, ему в пах, тот заорал, и пока от боли корчился, я убежала. А тут вы идете». Я хотел туда, куда она показала, ну, что бы задержать, а она в руку вцепилась «Ой! Не бросайте меня одну, я боюсь!» Я с ней к ближайшему телефону и «02», докладываю так и так.
  Парк оцепили, стали прочесывать, а время то ушло. Но зато собачка начала рыть в одном месте.
 Нашли мы труп этой женщины, ну которой голову отрубили. Он ее в парке закопал. Вот так.
  Мы когда эту, которую я так сказать, в парке спас, уже в отделе опрашивать стали, она нам такую историю рассказала. Понятно, что после того как в себя пришла, а это все время, уже хорошо за полночь было.
 Решила она по газетному объявлению, тогда печатали в газетах, познакомится, стала там с одним переписываться. Назначили встречу возле парка. Встретилась она с ним. А он как-то странно себя повел, подарил цветы и сказал, что занят и попрощался. Она домой через парк пошла, и на нее напали. И нападающий вроде как бы на этого кавалера был похож, но толком рассмотреть у нее не получилось, темно было и не до того ее стало. Составили с ее слов фоторобот ну как бы и все.
 На следующий день, собрали всех, кто принимал участие в раскрытии, и показывают фото робот, и объяснили, при каких обстоятельствах он у нас появился. И тут два сотрудника говорят, видели мы похожего парня, когда дочку Фидула охраняли. Это «дядя Саша, который хороший». Съездили к той потерпевшей из парка, изъяли письма, а толку, там они нормальным почерком написаны, экспертиза заключение дать не может.
 Руководство тогда такое решение приняло.
Вызвали этого дядю Сашу в военкомат, ну как бы на переподготовку или еще там чего. Бланк ему дали заполнить и сказали, что надо заполнять печатными буквами. В соседнем кабинете сидел эксперт в графологической области. Он и дал заключение, что записки с места происшествия и бланк в военкомате писал один и тот же человек. Прямо там этого дядю Сашу и задержали
 В ходе следствия всплыло, что одно время он в Якутии на заработках был и там где он работал. Два женских изуродованных трупа нашли, как он признался, то же его работа.
- Дядя Миша, а не хрена он это делал?
- На баб ему не везло, ну ни как его они не замечали. Если и появлялась у нег какая-то, то не на долго. Завидовал он тем, у кого в этом плане все гладко было. Особенно, Фелулу этому. А когда по объявлению познакомился, еще до того как на заработки поехал, и после этого знакомства триппер подхватил, то вот решил карать женскую половину. Вот так.
- Интересная история.
-Давай Максим по третей, за нас, за Ментов, которые все это дерьмо расхлебывают.
-С праздником тебя дядя Миша!