Поручение

Александр Алексеевич Кочевник
Четвероклассник закончил готовить домашние задания и лихорадочно собирался на речку. На Мсте начался ледоход. На её крутых поворотах каждую весну получались ледяные заторы, которые приходилось устранять подрывникам. У мальчишки было два интереса. Во-первых, он любил наблюдать работу сапёров. Во-вторых, между льдинами часто можно было поймать довольно крупную рыбу, которая оглушённая взрывом всплывала вверх брюхом на поверхность, еле шевеля плавниками, и становилась лёгкой добычей случайных рыбаков. Именно таким рыбаком и был наш герой.
Только он собрался улизнуть на улицу, из комнаты послышался мамин голос:
«Саша, ты все уроки сделал?»
«Да, все!» – Ответил школьник, а про себя подумал, –«Зачем это ей?» И сразу получил ответ на немой вопрос:
«Погуляй часик-полтора с Серёжкой. А я пока займусь домашней работой».
«Эх, как не к стати!» – с досадой подумал он, но возражать было не принято, да и бесполезно. Вдобавок, он мог вообще лишиться гулянья. При том он понимал, что кроме него помочь маме просто некому. Поэтому без желания, но и без особых раздумий пришлось согласиться.
Как только Саша вышел во двор с четырёхгодовалым братом, со стороны реки послышалась серия сухих взрывов.
«Так!», – отметил про себя знаток сапёрного искусства, – «пробили во льду лунки маленькими толовыми шашками. Теперь будут закладывать глубинные заряды и через десять-двадцать минут будет опять серия уже сильных взрывов». Нянь с сожалением посмотрел на розовощёкого, голубоглазого карапуза и вдруг его озарило:
«Серёжа, ты хочешь посмотреть, как лёд взрывают?» –  Мог бы и не спрашивать. Брат, преданно глядя в глаза, кивнул.
«А ты не будешь капризничать?» – Сережка, хлопая длинными ресницами, энергично замотал головой.
«Тогда побежали быстрее, а то не успеем! »– Саша крепко схватил братишку за воротник, нахлобучил перешедшую ему «по наследству» меховую шапку, выскочили из ворот, и повернув на улицу Декабристов, вприпрыжку под горку дружно побежали на речку. На ходу были найдены мысленные оправдания:
«Полтора часа это очень много. Быстренько обернёмся туда-сюда, мама и не заметит. К тому же мама не говорила, где гулять –  на улице, во дворе или на речке. А если я поймаю крупную рыбу, так мама наверно ещё и похвалит!» –  теоретическая база под действия была подведена, и с лёгким сердцем они побежали дальше.
Пробегая мимо автостанции на площади Володарского по проулку в Лучках, они услышали первые глухие взрывы, от которых слегка подрагивала земля. Последние взрывы они успели увидеть воочию. Из ледяного поля вверх взмётывались высокие фонтаны воды и ледяной крошки. Особо глубокие взрывы вздымали не очень высокие бугры льда и воды, но их мощь через подрагивание грунта ощущалась сильнее. Затор, образовавшийся торосами в излучине реки около пилорамы ДОКа напротив монастырской стены, дрогнул и стал медленно расходиться ледоходом вниз по течению, по ранее очистившейся ото льда поверхности  Мсты. Несколько минут спустя, основная масса торосов ушла. Несколько ледяных полей среднего размера остались, касаясь краями берега. Между льдинами были водяные просветы различной ширины, с плавающей ледяной крошкой игольчатого вида.
Вдруг, рыбак заметил метрах в двадцати от берега, в одном из просветов большую рыбину, которая бултыхалась в ледяной крошке.  Он побежал туда, прыгая с льдины на льдину, на ходу крикнув братишке, чтобы тот оставался на берегу. Пробежав, по длинному ледяному полю, лихо перепрыгнул промежуток воды и побежал дальше, но, не добежав несколько метров, сзади услышал крики:
«Ой! Утонет! Ловите!»
Обернувшись, нянь увидел в полынье плавающую шапку братишки. Не растерявшись, он вернулся, схватил всплывшего малыша и вытащил на лёд. Тот кашлял и отплёвывался, наглотавшись воды. Не поняв брата, он побежал вдогонку, а густые крошки льда на поверхности воды принял за монолитный лёд, поэтому и провалился. Сквозь слёзы незадачливый маленький рыбачок оправдывался, что хотел помочь. А старший рыбак, безуспешно пытаясь отжать пальто, догадывался, что мама, наверно, заметит не очень сухую одежду малыша и вряд ли теперь похвалит его. Даже если он принесёт метровую рыбину. Про рыбу пришлось забыть, и чтобы не продрогнуть, они стремглав побежали домой. На бегу старший соображал, как бы уйти от возмездия? И решил проинструктировать брата:
«Серёжа, ты сейчас пойдёшь домой».
«Угу!»
«А я пока останусь на улице».
«Угу!»
«Мама спросит, где ты был?»
«Угу!»
«Ты ей не говори, что мы были на реке».
«Угу!»
«Если спросит про меня, то ты не говори, что был со мной. Понял?»
«Угу!»
Братишка был покладистый и в данной ситуации соглашался во всём, полагаясь на опыт старшего. Запыхавшись, прибежали домой.
Первая фраза малыша, когда он переступил порог, была:
«Мама, а я с Сашей на реке не был!!!»
Мама была молодой, но опытной мамой, и, увидев состояние одежды младшего сына, конечно же, сразу поняла, что он гулял совершенно самостоятельно, а старший никуда не отлучался и всё время скромно стоял за дверью, где стоит и сейчас. Она распахнула её и убедилась в этом.
… возмездие, однако, постигло по всей норме, хотя мама никогда и не узнала, что было на самом деле.