Катунь - повелительница

Татьяна Шмидт
До чего жаркий июнь выдался нынче на Алтае! С утра парит неимоверно, на градуснике  уже за 30  перевалило. И опять целый,   длинный,  летний  день задыхаться от зноя в городе?  Ну, уж нет! Решено: едем на Катунь прямо сейчас!

И после недолгих сборов  мы с Ксюшей стоим на автобусной остановке,  а  еще через полчаса уже мчимся по знаменитому Чуйскому тракту в чемальском  автобусе.

Кругом красотища,  синие горы плывут в знойном мареве, то и дело мелькают названия турбаз: «Белый камень», « Райский уголок», «Лесотель» и другие, не  менее поэтичные,  а справа сверкает на солнце непокорная красавица Катунь.

В автобусе,  несмотря на раскрытые окна,  душно и жарко, словно в парной. Наконец,  мы выходим в живописнейшем месте за Соузгой,  где река шумит, не переставая,  и  несет свои светлые изумрудные воды с бешеной скоростью,  а Катунь теснят горы, покрытые лесом.

Мы идем по длинному, старому, навесному Айскому мосту. Старые доски местами истлели от времени и виднеются проломы.  Доски скрипят,  и мост покачивается, особенно,  когда по нему проезжают легковые машины. И тогда становится немного страшно, кажется,  вот-вот мост  рассыплется,  и мы  полетим в  Катунь, в  её  бешеную круговерть.

  Мы стоим на мосту, завороженные красотой и бесконечной ширью. А красота такая,  что от неё захватывает дух!  Много красивых  мест на земле,  но здесь так чудесно и неповторимо!  Всё грандиозно и величаво.  Какой простор  и  какая мощь природы!

А река  мчится, сердится  и бурлит, заворачиваясь в большие воронки. Она,  как символ вечной жизни, с шумом стремится вперед и вперед. Она здесь госпожа и повелительница. По  - алтайски  это звучит Кадын –Суу. На берегах её отдыхают туристы из разных уголков Сибири – вон отсюда видны выложенные камнем слова.  С высокого моста читаю: Томск, а рядом  -  Новосибирск.  В палатках теплится жизнь,  дымятся костры.

А дышится здесь так легко! И хочется лететь куда-то вслед за рекой за синие горы…
Как же хорошо отдохнуть здесь несколько дней от шума и гама душных городов, от сутолоки повседневных забот, от офисной планктонной жизни! Дороговато,  конечно,  но оно того стоит. И множество людей  едут и   едут   сюда полюбоваться  девственной чистотой и красотой Алтая.

Мы спускаемся  вниз, идем по берегу и устраиваемся неподалеку от больших камней, словно раскиданных рукой легендарного алтайского богатыря Сартакпая. А по мосту  спешат вереницей люди:  компаниями и поодиночке, старики и дети -  всем хочется насладиться красотой и зарядиться здоровьем.

Солнце печет немилосердно, и я иду купаться, вода в реке сначала  обжигает кожу холодом, зато бодрит и освежает необыкновенно. Неподалеку от нас отдыхает мать с двумя крепышами сыновьями – подростками. Загорелая до черноты, стройная и моложавая  женщина  в ярком голубом купальнике  прогуливается по берегу,  все  время разговаривая по телефону, а сыновья  её  роют ямы в песке.

Еще здесь мужчина с маленькой девочкой и семейная пара.  Муж время от времени наливает пиво из большого баллона, а потом достает из клетчатой сумки бутылку водки и выпивает с женой.  Отдых у них получается веселым. Они шумят и хохочут, брызгают друг друга водой, мужчина постоянно лезет в воду, и его чуть не уносит стремительной волной, потом они едут кататься на моторке по Катуни.

Ксюша моя уже познакомилась с девочкой,  и они вместе хлюпаются в маленьком теплом заливчике, бегают по берегу и  строят  большие пирамиды из песка и мелких камней.
А я любуюсь речными далями – неподалеку известный остров, который любили изображать алтайские художники,  и  первый  из них Григорий Иванович Чорос –Гуркин в своей великолепной картине «Корона Катуни». Теперь там высится замок, построенный Михаилом Евдокимовым.

А над рекой  проносятся белокрылые чайки - рыбачки, то  и  дело  касаясь воды. Я сижу на большом тёплом камне, похожем на древнее изваяние, и  думаю о  своем сокровенном.
Потом мы обедаем с Ксюшей,  и капризная в еде девочка  ест все подряд:  и маленькие детские колбаски, и домашние мягкие булочки, и свежие первые огурчики с помидорами – проголодалась на свежем воздухе, а потом снова бежит к воде. А я снова купаюсь и загораю. Здесь у реки загар ложится красивый и ровный.

Незаметно наступает вечер – время проходит здесь удивительно быстро, пора домой, но уходить отсюда  не хочется. Мы собираемся и идем мимо турбазы, где отдыхающие  томичи  жарят на решетке  картошку с беконом. Запах разносится вокруг обалденно вкусный. А на столе у радушной женщины помидоры, каравай хлеба и водочка – куда уж без неё на отдыхе русскому человеку…

Мы снова идем  по навесному мосту – этой артерии, которая перевозит и переносит людей в эту чудесную зону отдыха. Хотя неподалеку отсюда построили новый железный мост, но мне больше нравится этот старый -  вид здесь гораздо красивее.   

Мы возвращаемся  домой уже перед  закатом  солнца немного усталые – зато у Ксюши столько впечатлений! А на другой день опять едем сюда  –  Катунь влечёт  к себе непреодолимо, и ничего я  с собой поделать  не могу.

 На третий день жара еще сильнее, и мы едем на целый день купаться на озеро Ая.  И после Айского моста идем мимо разных лавочек, где продают сувениры. Чего тут только нет! Я покупаю Ксюше большой надувной круг, а еще жука в маленькой коробочке. Жук все время шевелит лапками, словно живой,  и   девочка не может на него наглядеться и от  восторга обнимает меня.

А сколько тут разных кафе и шашлычных! Одни названия чего стоят. Вот,  например одно: «Вдали от любимых жён»  сразу намекает на что-то интимное, и сулит  свободу  от семейной жизни, а вот пиццерия, откуда так вкусно пахнет, что хочется зайти и отведать  по умеренным ценам итальянскую пасту.

По крутому железному  мосту  со  множеством ступенек мы поднимаемся и вскоре оказываемся перед будочкой – входом на пляж, где приходится заплатить сто рублей., чтобы попасть на озеро. На пляже  занимаем местечко поближе к воде  и  идем  купаться.

 День рабочий и народу не так много.  А приезжают отдыхать сюда отовсюду. Озеро славится своей красотой. Здесь многое изменилось за последнее время.  Появились буйки, за которые заплывать нельзя, но если очень хочется, то можно. А еще есть огромный надувной дракон, с которого можно прыгать за деньги прямо в воду. Желающих немного, но вот один смельчак уже полетел оттуда вверх тормашками.

Коммерциализация туризма дошла и до этих чудесных мест. Отсюда  можно сделать круг даже на вертолете. Но больше всего любителей попить пива. Рядом большой павильон с огромными буквами – рекламой фурштадского  пива – без него тут ни шагу.

Я  с удовольствием плаваю в прохладной  воде озера вдоль буйков, а Ксюша уже познакомилась со своей ровесницей  девочкой Ритой,  и они учатся  плавать у берега  -   Рита в жилете, а Ксюша с надувным кругом.  Замёрзнув,  девчонки  греются -    заворачиваются вдвоём  в моё  большое полотенце. Как быстро знакомятся дети на отдыхе!

Здесь на озере мы проводим длинный,   знойный летний день, и нам не жарко, когда в городе, кажется,  плавится асфальт.  Вечером, свежие и загорелые,  мы садимся в автобус     и едем  домой,  где нас никто не ждёт, кроме двух голодных котов.  А мимо снова мелькают названия турбаз, где отдыхают  истосковавшиеся по долгожданному лету сибиряки. Счастливого им отдыха!

А мы будем вспоминать эти благословенные летние дни  и стремиться сюда еще и еще. Видно,  и правда есть в природе Алтая великие чары, и душа в восторге будет лететь сюда в мир блаженства и счастья.

Вечереет. На горы ложится лёгкая сизая дымка, и  в ней постепенно  тонут  бескрайние  дали.  Скоро тёплая ночь опустится на эти синие горы и окутает всё вокруг своим мягким и темным крылом. В таинственной мгле загорятся далёкие, немые звёзды и прольют свой свет на эту земную красоту. Притихнет говорливая Катунь, зажгутся костры, и река будет рассказывать своим гостям старые легенды и сказки.

Июль 2013г