Там, в горах репейских

Зоя Кудрявцева
В день летнего равноденствия садятся на скамью широкую за стол дубовый гости именитые: солнце красное,  месяц ясный  и приглашённые на праздник самые яркие звёзды.  На столе угощенье – то всё праздничное: фрукты - овощи из земель заморских. Пироги, и блины хозяйки деревенские испекли, сложены они горкой в блюдах деревянных, расписанных петухами, да гроздьями рябин красных.

Стоят посередь стола бочонки дубовые  с медовым  пивом хмельным, да ендовы  с элем душистым – напитком богов. У светил и звёзд больших, как у людей – праздник, так праздник: все, весёлые и хмельные, гуляют. Ждут, когда смеркаться начнёт, наступит пора и ворота открыть.

Ох, не простые  ворота открывают в этот день солнышко и месяц, а звёзды помогают. Ворота  те – между миром живых и мёртвых. Живые-то к тем воротам не подходят, страшно, да и рано ещё: пожить надо, хлеба и детишек малых вырастить, внуков дождаться,  тогда и за ворота зайти можно, от трудов праведных отдохнуть.
 
 А души усопших, невидимые, идут к родне своей. Обойдут подворье, глянут на поля и покосы за рекой, богатому урожаю порадуются. В родной дом зайдут. Издавна заведено поминальную свечу и лампаду зажигать, поминать души усопших  молитвой, да добрым словом.

 На столе для них угощение:  квас, в миске  деревянной кисель овсяный c льняным маслицем, ложка расписная рядом. Посидят усопшие родичи за столом, где при жизни сидели, дадут во снах наказы живой родне своей, на правнуков полюбуются, с утренней зарёй вернутся в царство мёртвых.

Всё путём у родни, только дождика давно не было, непорядок, совсем боги про род людской забыли.   Нужно принести дары, богов задобрить, о себе напомнить.
В краю лесном, между небом и землёй,  где боги тайно живут, тоже свои заботы и проблемы, не до людей им ныне.  Ясновидящая баушка  сыночка им  предсказала,  что придёт он на землю с грозой великой.  Благая весть!

Есть у Сварога и Лады три дочери, но даже  богам сын, наследник, нужен.  Ночью далеко за лесом молнии засверкали, уж всё ближе блеск грозовой, всё громче раскаты грома. Ослепила  молния, с треском  расщепила сосну старую, в землю ушла.

 От громового раската качнулся терем Сварога, испуганно вскрикнула жена Лада,  в эту минуту  родился мальчик. Так и нарекли сына « Перун-громовержец». Пока его перепеленали, да в зыбку положили, грозило небо карами земле и людям, а заснуло дитя - пролилась туча дождём благодатным, ушла гроза.

 В строгости и трудах жило семейство Сварога, с малых лет науке волшебной,  человеческим трудам  и заботам обучались дети.Cтаршие сестры: Жива, Моряна, Лесия  любили и пестовали, братца Перуна  мошке на него сесть не позволяли.

 Так годы и шли, подрастал Перун, невестами стали его сёстры. Красивы сёстры, приглядел их злой колдун Cкипер - зверь, урод - страшнее не придумаешь. До пояса  он человек, с лицом прекрасным и руками, а ниже пояса – скорпион с лапками и жалом.

 Богатства у него несметные, но знал  урод, что не отдаст Сварог ни одну из дочерей ему в жёны. Решил  их похитить, только страшновато – подрос Перун, а с ним шутки плохи. Прополз ночью Скипер-зверь в терем Сварога, ужалил Перуна, унёс в колдовское место неведомое.

Горюет с утра до ночи семья,  ведунья на воде и бобах нагадала, что  Перун жив,  да спит мёртвым сном  в пещере глубокой под горами, покрытыми лесом дремучим. В пещере той хранит зверь и богатства несметные. Охраняет пещеру злой Василиск, закрыта она заговором, тому пещера откроется, кто найдёт разрыв- траву, Василиска не напугается.

 Не проста та травка,  расцветает в ночь на Купалу,  показывает место с кладами, открывает любую дверь, снимает колдовские силы. Много было людей, до богатства охочих, траву искали, ходили они с заступом всю жизнь, так в лесу и пропадали - не давалось богатство в жадные руки.
 
Любило и  привечало сказочников  семейство Сварога,  позвали  старую сказочницу. Много она знала былей-небылей, повела сказ про горы Репейские, что лежат в краю неведомом, далеко, или близко – кто знает.
 
В века давние  прошла  местами теми  Бородица, постояла на камне – валуне, на нём  следок  босой ножки остался. Как с  камня спускалась – ножку поранила. Омыла,  в студёной водице постояла – прошла боль. Ополоснула Спасительница лицо,  сказала: - Быть тебе, ручьём - Святиком с живой водой,  исцелять больных,  убирать чёрное колдовство.

И как такое узнала сказительница  про Спасительницу - никто не спросил. Верить, нет ли  - твоё дело. Только сёстры поверили сказке о горах Репейских. Приснился старшей сестре сон, видела она братца Перуна  на широкой и богатой кровати в пещере подземной, светло там, ночи нет.

 Сёстрам  сон свой рассказала. Поклонились они матери: -  Благослови, матушка, в дорогу дальнюю,  приснился сестрице сон вещий, будем искать  сказочные горы Репейские,  братца родимого  из полона выручать. Мы  колдовской науке обучены, не пропадём.

 Прочитали заклинание древнее, превратились  в птиц вещих:  Гамаюна, Сирина, Алконоста, разлетелись в разные стороны.  Долго  летали, зверей и птиц спрашивали, да не знал никто, где спрятан Перун.

 Притомились сёстры-птицы, к ночи в родительский терем вернулись, отдыхают. Не спится Гамаюн - птице, услыхала, как мышь летучая товарке своей жаловалась: - Хорошо людям жить,  у них дом есть, а нам   отдохнуть и спрятаться негде: ни дома нет, ни гнезда.
 
 Вышла девица  на крыльцо, учтиво с мышью заговорила:  - Маус летучий, скажи, как братца спасти, от сна пробудить?  Знаю, что нет у тебя гнезда, отныне разрешаю  жить на чердаке, под крышей  нашего терема. Тут тебя никто не обидит, помоги Перуна найти. Ты повсюду бываешь,  подскажи, кто тайну открыть может?

То-то радости  у мыши летучей:- За добро даже мышь добром платит, тебе нужно к Ветру обратиться, он везде бывает, никого не боится, нет нигде ему преград.
- А где Ветер  живёт?

- Лети на восход солнца, найди священный дуб, у него одна половина живая, зелёная, а другая -  сухая с большим дуплом.  Живёт  в нём сова,  Седая Голова.  Мудрая птица многое знает, с нею одной Ветер дружит, он на дубе том  почивает. Любит песни птичьи слушать, а ты, сказывают, хорошо поёшь!

Не стала Гамаюн до зари сестёр будить, полетела на восход солнца, нашла дуб священный, села на ветку, пёрышки золотые и серебряные чистит. Тело у неё птичье, а головка девичья, на ней  корона золотая, на  шейке ожерелье из скатного жемчуга  переливается. Издалека красоту такую видно.

 Летали в выси небесной стрижи, корм добывали, заметили на дубе Гамаюн – птицу. Видно, дело важное, коли сидит на священном дубе, где Ветер отдыхает.  Ветер подлетел,  залюбовался девой- птицей: - И что тебя, Гамаюн – птица, привело в края здешние?

- Ищу братца  своего, Перуна. Сказывают, ты везде бываешь, может, знаешь, где  он, как пробудить его от сна колдовского?
- Устал я, по белу свету налетался, отдохну средь листвы дубовой, а ты   спой песнь свою вещую, убаюкай. Коли высплюсь, да в хорошем духе буду, тогда утречком и поговорим.

Улёгся Ветер  на ветку в мягкие листья дубовые, качается, как в  колыбельке. Дивно пела Гамаюн, крепко спал Ветер - Непосед, разбудило его петушиное пение. Добрый проснулся:  - Хорошо я поспал, во сне везде летал.

 Дошли до меня слухи о твоём брате, в горах Репейских он, держит его в месте тайном Скипер- зверь. Близки те горы, да нет туда  ни дорожки, ни тропочки, только мне они и не нужны. Я сегодня как раз в те края  собрался, тебе  место покажу. Брось сухой листок дубовый, я его подхвачу, ты следом  лети. Приведёт  он  в горы Репейские. Там решай, как брата выручить, у лесных зверушек и  птах  спроси.

Услыхала  разговор Сова - седая голова, подсказала: - Ты, как прилетишь,  на камни не опускайся – среди них прячется злой василиск. Приставил его Скипер - зверь охранять воду в ручейке, чтобы никто не смог Перуна пробудить. Не спит Василиск ни днём, ни ночью, такое заклятие наложил на него зверь.

- Откуда Василиск в наших-то краях? Не водились они здесь никогда.
- Принёс его Скипер-зверь из мест дальних,  боятся его звери и птицы, облетают и обегают то место, ты тоже поостерегись, от дыхания чудища живые камнем становятся.
 
И полетела вещая птица за листом дубовым. Тихо ветер летел – знал: трудно птице за ним  угнаться, так и прилетали в горы Репейские. Листик  лёг на бережок ручья – студенца, а Гамаюн на сосну высокую села, осмотрелась. Невысоки горы сказочные, все густым лесом поросли.

Стекает мал - ручеёк с горы каменной, змейкой блестящей вниз скользит, сполохи голубые по воде пробегают. Нигде Гамаюн такого дива не видела. Падают струйки чистые  на валун - следовик»,  на нём  след женской ножки виден. Знать, верно говорила сказочница, что  Богородица на камне стояла, места здешние благословила.

Лежит между камней Василиск, бревно - бревном, даже не шевелится, а глаза огромные во все стороны вращаются. Страсти какие! Зверей не слышно, не поют, не щебечут птицы, запрещено им  петь, чтобы не заснул Василиск. Никому не хочется камнем оборотиться, белочка поведала, что не спит Василиск ни днём, ни ночью.

 Как заснёт – быть ему меж камней ящеркой малой, такое заклятие на него Скипер- зверь наложил, а сам в дальние края улетел.
Не испугалась  Василиска, запела Гамаюн, птахи, подхватили песню,  защебетали. Хорошо в лесу  стало, закрывает повелитель-сон глаза чудища,  скоро он вовсе заснул. Становился всё меньше, пока ящеркой малой не сделался, пополз в щель между камней.

  Всё шире щель становилась, раздвигалась гора каменна, открылась  пещера, ласточка в неё залетела, значит, свободен путь, бояться некого. Намочила  Дева-птица крылья в ручье, спешила брата выручать, да поначалу его не узнала.

Лежал на богатой постели под балдахином богатырь, кабы не ладанка материнская - не признала  бы в могучем молодце братца Перуна.Взмахнула крыльями Гамаюн, обрызгала спящего, он глаза открыл, на кровати сел, узнал в птице сестру старшую. Радуются, да спешить надо, выходить из колдовской пещеры.

 Сбросила Гамаюн птичье оперение, девицей стала. Зарычала гора,  прогневилась, не хотела  брата с сестрой  отпускать, манила златом-серебром, каменьями драгоценными, что повсюду по лавкам вдоль стен лежали. Не любовались они  на богатства несметные. Зачем клад, когда в семье лад?

 Как вышли брат и сестра из пещеры, вздрогнула, зарычала гора. Сдвинулись стены каменные, исчезли под камнями ручей с живой водой и пещера с богатствами.
 
С весны не был Перун в лесу,  по небу не мчался на колеснице огненной, вон, стоит она на облаке,  кони  копытами огонь выбивают. Знает Перун, что надо мешки-тучи  с водой по земле развозить, напоить пересохшую землю, вскочил на колесницу: »- Пошли, милые!»

 Скакали кони в царство небесное, что звалось «Правь». Неслась колесница  с грохотом по тучам, высекали копыта  огонь небесный, падали из прохудившихся туч добрые  дожди, поили землю на радость всему живому: - Сверкай молниями, греми громами, грозный Перун!

  Встретила грозного возницу Дива, дочь царя небесного, подала с поклоном  ковш пива.
Вот и жена Перуну. В народе-то её по имени мужа, Перунитой,  величать стали. Детишки вскоре  подросли:  Павел и Илья, будущий пророк – громовержец.

 Ему после отца колесницей небесной править, а нам про те времена сказки сказывать.
Пройдут годы, подрастут наши  дети и внуки, захотят найти  горы Репейские. Может, и нет там злата- серебра, а живут в пещерах потаённых сказки, течёт по камушкам-валунам   ручей Святец с живой водой. Верю, что найдут! Сказки не умирают!