Мысли о человеческом

Владислав Крылышкин
                Как правило, человек живёт в лабиринте вместо того, чтобы жить на вершине; он живёт ленивым ощупыванием вместо того, чтобы пытливо всматриваться и сознавать.               

*               


      Богатство приносит большие плоды благодаря разумному вкладыванию, а не накоплению. Это знает каждый, но к себе этого не применяет, захламляя своё  сердце и разум безрезультатными впечатлениями.               


*               


      В жизни человека всё перемешано: мысли мешают чувствам, чувства – мыслям; ощущения в настоящем перемешаны по ассоциации с ощущениями в прошлом, к тому же мысли одновременно воссоздают возможные ощущения в будущем. Если строго проследить за чувством, посещающим нашу душу, то очень трудно определить, чего в нём больше: действительности или же ассоциативной подборки, как во сне. Правильно говорят мудрецы, что люди ещё не проснулись.               


*               

     Цепь собственного самонадувательства иногда замыкается, и тогда человек смеётся над собой; однако пока этот идиотический круг не замкнут, над человеком смеётся его судьба – плод его собственных рук. Бесконечное повторение собственных ошибок и есть тот порочный круг, называемый ,,человеческая жизнь”.               


*               

     Непреодолимый магический круг заблуждений стал таким привычным, таким родным домом нашей души, в котором можно спать спокойно. По инерции человек ищет такого счастья, которое он испытывал в утробе матери, поэтому он так легко склоняется ко сну, когда надо выбирать между сном и действием. Но у человека есть другая возможность счастья – слиться с движением мира, стать единым с ним, как когда-то в утробе с матерью.               


*               


     Человек, прежде всего, готов видеть то, что оправдывает его мнение. Собственное мнение стало для человека важнее действительности, оно стало частью его инстинкта самосохранения. Во мнении человек больше остерегается, нежели видит. Оно подобно злой собаке, лающей на всё незнакомое и чуждое привычному образу жизни. Стремление судить о чём-либо, особенно, если наша мысль впечатляет других, возникает в человеке для утверждения себя в правильности выбранной жизненной позиции. Люди высматривают, они не могут наблюдать в целом, ведь достичь созерцательности там, где они привыкли любить или ненавидеть, очень сложно – это великое искусство; легче быть убежденцем, ибо в этом случае ответственность ложится на убеждение, а не на собственную душу, совращённую поспешным допущением.


*               


      Уму человека проще понимать посредством выделанных шаблонов, создавая из мира выкройку, под образец, пусть даже и выстраданных, но уже ставших родными понятий. Причём страдание дёт весомое право на слепоту гордого почитания личных принципов, приводимых как пример силы воли – своего рода не жизнь, а спартанская школа мужества, научающая противостоять всем соблазнам, всему кажущемуся чуждым и даже, если надо, собственному сердцу. Неудивительно, что люди живут в атмосфере, окрашенной цветом своих мыслей. Остаётся только вспомнить мудрые слова: ,,Видящий темноту, а не темно ли у тебя в глазах?”               


*               


      Сколько звёзд на небе – больших и малых, далёких и близких – столько и сознаний человеческих: у кого яркое, а у кого тусклое. Так же, как есть вулканические и коралловые острова, у одних людей приходящие чувства зажигают друг друга и раскалённой лавой стремятся наружу заключить в пылкие объятия всю Землю, у других – пережитое пропитывается солёной горечью и, окаменевая, скапливается на дне памяти. Так на сцепившихся грудах прожитого зарождается угрюмый коралловый остров, который не способен высоко подняться над самим собой.               


*               


     Человеку трудно признаться самому себе, что часто на поиски истины его толкает желание утвердить в своих глазах  образ жизни, который он выбрал. Он старается найти именно те истины, что отвечали бы его запросам (исходят ли они из его слабости или глупости неважно, главное свои), то есть желает возвести свои ценности в правило и руководство для других, тем самым оберегая всё тот же приемлемый для себя образ жизни. Так большинство философских споров не более как противостояние индивидуальностей или приверженцев школ и фанатиков вер. Как сказал один проницательный знаток человеческих душ: ,,Всякий философ глубоко личен в своей философии”. И там, где случаются пробелы в цепи разумных доводов, тут же всплывают личные убеждения, или как это они мягче называют - ,,непосредственные достоверности”. Но есть и другие побуждения, толкающие на поиск истины, когда познание перестаёт быть средством и в единстве с глубокими ненапускными переживаниями становится обителью души.               


*               


      Тело, душа и разум человека – это великий сияющий дворец. Чего ещё нужно человеку? Может он плохо себя знает, поэтому от неуверенности в себе строит на земле каменный дворец и, надев золотую корону, садится на трон из красного дерева? Однако человек, являясь для самого себя дворцом с роскошными палатами, всю свою сознательную жизнь проводит, как правило, в  захламлённом вещами чулане. Человек называет его своим домом , а так же судьбой. Но судьба данного ему от рождения дворца и великолепие его просторных зал так и остаются для него неизведанными.               


*    


    В страдании и трагедии люди создали идеал. В радости и свободе люди узнали, что есть красота.               


*               


    Человек – это желание Бога проснуться.               


*               


     Качество радости зависит от того, насколько глубоко мы знаем
боль.               


*               


     В тебе радость и в тебе горе. Помни об этом.               


*               


     Если бы человек сознавал в себе Бога, он бы себя не унижал.               


*               


     Каждое открытое в себе новое чувство и с ним ощущение и восприятие мира, ведут, как ступени, к истинному смыслу жизни.               


*               


     При обильной многогранной любви к миру, научаешься задумываться.               


*               


     Как можно думать и говорить о смерти, пока ты жив?               


*               


     Насколько мучаемся жизнью, настолько несостоятельны мы для неё.               


*               


      Ненасытное желание у человека с коротким умом порождает жадность, у человека с развитым умом – мудрость отшельника.               


*               


     Мудрости приходится ждать, пока не стихнут волны человеческих мнений.               


*               


    Формула всеобщего счастья: сначала быть счастливым самому.
    Цена мирской жизни: душа.               


*               


     Часто кропотливая занятость собой – это возня с теми привычками, которые нужно давно оставить, преодолев их.               


*               


     Нам кажется, что мы можем контролировать себя, тогда как на самом деле – наши привычки контролируют нас.               


*               


      Кто спешит быть на короткой ноге с происходящим, у того развивается близорукость.               


*               


      Если уважаешь себя, то избегай поспешных выводов.               


*               


    Кто задирает нос, тот остаётся с носом.               


*               


     Можно назвать человека глупцом оттого, что ты его не понял, или оттого, что ты слишком хорошо его понял.               


*               


    Когда говорят, женщины в первую очередь внемлют интонации, мужчины – смыслу, стоящему за словами. Тут каждый желает своего: женщина – любви к себе, мужчина – понимания.               


*               


     Лучше многое не знать в человеке – так легче быть справедливым.               


*               


      Не суди. Пытайся понять, ведь именно из-за непонимания злимся и осуждаем.               


*               
 


     Есть три вида мотивов стремления к дружбе: первый, использовать другого для саморазрядки и утоления праздного любопытства; второй, разумное желание приобрести хорошего критика в лице друга во имя собственного роста, ибо два глаза хорошо, а четыре – лучше; третий, долго вынашивая и, наконец, приобретая лучший способ умения жить, из материнского чувства, а так же чувства сострадания к неумению так жить других, стремление передать своё знание в надёжные руки.               


*               


     Когда мы желаем узнать что-то от другого человека, нет смысла понимать его слова буквально. Нужно почувствовать собеседника, его душу, и тогда мы узнаем вкус того, что человек вкладывает в слова, мёд его души.               


*               


      Голос страха за себя или, как его ещё называют, инстинкт самосохранения, столь обширно распространившийся в людском подсознании, личное призвание ставит выше призвания человека, как высшего вида – отсюда постоянное стремление каждого мало-мальски развитого гражданина показать себя и доказать другим, сколь интересен он сам. – Так чего, собственно, хотят: славы или иного качества бытия?               


*               


     Самолюбие подобно большой гранитной глыбе, которая покоится над семенем истинного я человека.               


*               


      Человек погнался за наслаждением. В бешеной скачке он не замечает, как проходит его жизнь. Пыль засоряет его глаза и делает дыхание нечистым. И жизнь человеческая становится цветком, падающим в могилу.               


*               


     Именно из-за привычек всё истинно новое становится для нас чуждым.               


*               


    Нет других личных дел у человека, как быть в гармонии с миром.               


*               


     Разве жизнь – это дорога к смерти? Для  уставших она полна борьбы и лишений, но для блаженных – она есть танец радости.               


*               


    История дел человеческих – как много крови! Страницы истории повествуют нам о великих людях, являя  пример героизма и оправдываемой тирании, но в то же время она пробуждает у людей желание мести за кровь на делах этих мужей. Так их дела становятся не такими уж великими, и люди начинают видеть настоящих героев, незапятнанных кровью, распиная их на своём непонимании.               


*               


     Спешит ум человеческий, одержимый сотнями желаний, и не поспевает за ним сердце, а за сердцем не поспевают ноги человека, и скоро упадёт он обессиленный глупой погоней.               


*               


     Человек знает лишь приблизительно то, чего он хочет.  Отсюда ложь себе и другим.               


*               


     Исповедь у людей стала болтовнёй, а причастие – навязчивостью.               


*               


    Сколько примеров праведной жизни было явлено людям, и посему не имеют извинения они в своих пороках.               


*               


 Если говорить о красоте и душе, то, как бы не был красив кувшин, без вина он всего лишь горшок.               


*               


    Много бед у дурака от своей глупости, но он их не замечает. Ещё хуже быть умником, который сам на себе выращивает беды.               


*               


     Когда-нибудь люди научатся братству, когда-нибудь они постигнут, что значит взяться за руки, а не толпиться стадом, где трение друг об друга обычно называется общением.               


*               


    Заблуждения, словно облака, заволакивают ум человека, закрывая свет его осознанности. Их тени значительно больше самих облаков, они погружают человека во мрак губительного сна, когда он думает, что бодрствует и не знает, что на самом деле с ним происходит. Честность возможна лишь под открытым небом.               


*               


      Люди привыкли прятаться в иллюзии собственной правоты, как улитка в своём доме, и порой стены этой иллюзии бывают крепче каменных сводов горной пещеры.               


*               


       Не польза приводит к дружбе, а дружба – к пользе.               


*               


     Каждый судит по себе, потому и судим собственным судом.               


*               


     Бедные души стремятся к мирским развлечениям в надежде сложить из них своё счастье. Слабые души пристраиваются к этим бедным, но настырным душам, веря в их мнимое счастье, от которого им может нечто перепасть. Богатые души – они, как острова, отделяются от человеческого материка.               


*               


     Если человек мыслит о своём теле как о чём-то чуждом, непрочном, враждебном, то у него больная душа, но если он ощущает так своё тело, то это – вырождение.               


*               


       Когда человек не реализовался в своей жизни, то даже, если желает себе скорой смерти, он её боится и, естественно, тогда будет всячески порочить время и природный закон рождения и смерти.               


*               


    ,, Любовь не склонна быть блистательной, - сказал священник юноше, игравшему на лютне под окном любимой, - разве не учили тебя: ,, Учись любить и не ищи любви»?                ,, Учили, отец. Я, конечно же, понимаю, что навязывать кому-то свою любовь и тем более требовать её от кого-то – скверно. Но кто обвинит соловья в нескромности, а ведь в его песне слиты два стремления: любить и быть любимым! Или, может, вы готовы назвать бесстыжими распускающиеся на солнце цветы?»               


*               


     Теряя полноту сопричастия, человек стремится к общению, но слова – это не мост от сердца к сердцу, это только мираж понимания.
     Пространство между слов стало слишком узким, они как звенья крепкой цепи, которая удерживает человека от истинного восприятия мира, от возврата домой, к Земле.               


*               


     Стоять на голове и смотреть в кривое зеркало понятий, ища там скрытый смысл – это то, что человек называет любовью к мудрости!
     Но быть заодно с Бытием, быть созвучным своим сердцем сердцу мира, и чувствовать его, как единое всеобщее дыхание – разве это не есть истинная любовь и мудрость?!               


*               


     Это было давно, в дни Рая, когда Добро было разноцветным, а Зло ходило в шапке невидимке. Решили они сыграть в карты и Зло, конечно же, оставило Добро в дураках. Добро побелело от стыда и окаменело с горя, застыв соляным столпом. От этого превращения Добра Зло так сильно расхохоталось, что усмеялось до смерти, обратившись в горку пепла. Как-то мимо белого столпа Добра и чёрного праха Зла проходила Премудрость. Она долго смотрела на них и молчала, а потом удивлённо сказала: ,, И эти жалкие подобия люди назовут Добром и Злом бытия?”

     Но, как не удивлялась Премудрость, а человек всё же склонил голову свою перед этими двумя субстанциями: застывшим Идеалом и Страхом смерти.               


*               


      Ум человека ограничен, а глупость – безгранична.               


*               


     В тот момент, когда мы на кого-то обижаемся. Нам нужно только самолюбие.               


*               


    Когда мы разрываем с кем- либо долгие отношения, почему не спрашиваем себя, что нас так долго связывало? Поступая так, проявляем неуважение, прежде всего к собственной душе.               


*               


      Если бы мы знали, насколько нам не хватает истинной беспристрастной самооценки! Тогда бы мы по достоинству оценили золотые слова: ,, Не судите, да не судимы будете”.               


*               


      Не осуждайте других, будьте нетерпеливы  к своим недостаткам. Воспринимайте действия других по отношению к вам как судьбу вашего испытания, как возможность для исправлений в самом себе. Если бы человек думал только о своих недостатках, нежели о недостатках других, тогда мир человеческих взаимоотношений был бы намного лучше, чем есть.               


*               


     Гнев – это не отвращение. Гнев – скорее сознание своей уязвимости, желание защитить себя.               


*               


      Человечество – это многоглазый Бог, который периодически выкалывает сам себе глаза.               


*               


      Человек ищет не правду, а утешение.               


*               


     Человеческий ум возвёл умение в самоцель. Все культуры – это рукотворные памятники ума самому себе.  Рассудок человека и его бытиё поменялись местами: ум – стал целью, а бытиё – средством. Так то, что в нас временно, заграждает то, что в нас вечно. Сознание затерялось в мыльных пузырях мыслей. Человек не живёт – он думает жить.               


*               


      Всякое познание, даже самое отвлечённое, желает стать чувственным опытом. Однако в чувства человек всегда автоматически (по привычке) вносит своё отношение (свою мораль). Тогда, что, по сути, познаёт человек, или кого?               


*               


      Надо быть мастером, чтобы обойти кусающуюся гордыню и добраться до её хозяина.               


*               


      Чем больше вещей вокруг человека, тем больше потребностей, тем больше он распыляет свой дух, тем меньше у него способности видеть главное.               


*