Спустя

Александр Алексеевич Кочевник
Выдался теплый августовский день. Начинающий пенсионер стоял на безлюдной остановке. Шестьдесят лет это ещё не старость, но седина и некоторые излишества в очертаниях убеждали, что молодость уже безвозвратно позади. Он без скуки, скорее машинально смотрел вдоль бульвара Ломоносова, поджидая, что «четвёрка» вот-вот появится. В поле его зрения попала усталая женщина. Слегка переваливаясь, она тяжело переходила улицу Зелинского. Слово – старушка – к ней не подходило, так как не хватало доброго благообразия. Назвать её дамой язык тоже не поворачивался. Потому что, коротко стриженная седая, довольно полная тётенька, была наряжена в бесформенную брючную пару из американского секондхенда. Седые волосы были выкрашены почему-то в светлый фиолетовато-чернильный цвет. Похоже, она давно махнула рукой на свою внешность. Какая там причёска? Её костюм больше походил на застиранную больничную мужскую пижаму, которые в шестидесятых годах прошлого века шили из темно серой фланели с синеватым оттенком. Мятые брючины, трубочкой, наполовину открывали толстые икры, с ранними признаками слоновости.
Женщина достигла остановки и тяжело вздохнув, остановилась, поставив сумку на колёсиках вертикально. Потом мельком, но пристально взглянула на пенсионера и отвернулась. Пенсионер продолжал безучастно рассматривать женщину. Она внезапно обернулась и, встретившись взглядами, направилась навстречу:
«Здравствуй, Саша!» – она вдруг улыбнулась.
Опешивший пенсионер, услышав голос и, уловив очертания улыбки, сразу вспомнил август 1982 года…

Год был очень тяжёлый. Ранней весной его семью постигла страшная потеря – похоронил любимую и любящую жену, мать его детей. Горе, благодаря друзьям, медленно отпускало его. Дети помогали смотреть в будущее. Вдовец находил в себе силы не замыкаться в своём несчастье. Стремился и детям помогать  держать достоинство, не поддаваясь травле показной жалостью сердобольными соседушками. Душевная боль утихала.
Прошло полгода. Молодой вдовец, постепенно свыкаясь с потерей, всё активнее вступал в нормальную жизнь. Он был недурён собой, поэтому женщины не обходили его вниманием. Он охотно общался с ними, хотя каких-либо кардинальных планов не строил сам и никому из собеседниц не давал этого повода.
Как-то так получилось – ему пришлось по пути с автобусной остановки догнать приятную стройную, с роскошной длинноволосой причёской женщину. Она была моложе его, опрятно причёсана, одета в истинно женскую одежду, модную, но без аляповатых излишеств. Движения её были мягкие, тоже женственные. Дама несла неподъёмную сумку и поэтому очень напряжённо изгибалась. В молодом человеке возник естественный порыв помочь, и он предложил услугу, которая была с благодарностью принята.
Чтобы уйти от неловкого молчания, новая знакомая пояснила, что она часто бывает в этом районе, так как помогает своей незамужней подруге заниматься с её маленькой дочерью, чтобы мама могла спокойно готовить материалы к диссертации.
Трудно сказать случайно или нарочито, эти попутные встречи стали повторяться. Девушка ненавязчиво, но ясно давала понять свою симпатию. Вдовец ничего против общения не имел. Наоборот, проникся взаимной симпатией и подсознательно уже ожидал этих нечастых встреч. С её стороны чувствовалось обоюдное желание. Она стала появляться в обновленной одежде. Прическа хоть и оставалась повседневной, но приобрела некие скромные детали украшения. Умеренный, и явно видимый вкус присутствовал в её образе. Молодой человек испытывал большое удовольствие, любуясь её обликом. События развивались неспешно, но их направление можно было легко предугадать. Даже мелькнула мысль на Новый Год пригласить её познакомиться со своими детьми. Жизнь медленно брала своё!
Август подошёл к концу. Деревья всё стремительнее наряжались в яркую осеннюю листву. Встретившись солнечным вечером по сложившейся традиции, знакомец, уже с двухнедельным стажем, провожал свою пассию до остановки. Она восторженно рассказывала интересную историю. Её разрумянившееся лицо, лучащиеся глаза, очаровательная улыбка ласкали взгляд поклонника.
Остановились в ожидании около автобусной остановки, продолжая разговор. Он во все глаза созерцал милое лицо, изредка бросая взгляд вдоль улицы и радуясь, что автобуса всё ещё нет. Вдруг его внимание привлекла неведомо откуда взявшаяся паучиха, яркого жёлто-оранжевого окраса и размером с крупный крыжовник. Она медленно и неуклюже, с трудом преодолевала асфальтовую дорожку, двигаясь в сторону строений, видимо собираясь найти подходящее место для зимовки своего потомства. Молодой человек сделал невольное движение в ту сторону, с желанием помочь насекомому преодолеть опасное пространство, чтобы её ненароком не задавили, но ожидал конца фразы повествования. Проследив за взглядом собеседника, девушка тоже увидела яркую живность, и, не прерывая фразы, вдруг энергично сделала два шага и с громким щелчком раздавила её. И так же обыденно вернулась обратно, продолжая рассказ. Здесь появился автобус. Красавица заметила изменившееся выражение лица молодого человека и, посчитав причиной возникшей печали предстоящую разлуку, вдруг пригласила его к себе в гости. Он, к её большому удивлению, сославшись на занятость, отказался. И девушка уехала.
Мимолётный случай бессмысленной смерти безобидной паучихи, сразу разрушил, возникшую было, симпатию и желание дальнейшего общения. Он постарался больше не встречаться. И это удалось...

… Случайная встреча спустя четверть века напомнила время молодости. Женщина, подойдя вплотную и улыбаясь, спросила:
«Саша, Саша! Куда же ты пропал? И главное непонятно почему? Ведь я была очень привлекательной. Не то, что сейчас. Мы ведь так подходили друг другу!»

Пенсионер напомнил ей про паучиху, рассказав тот случай. Давняя знакомая не смогла припомнить, и, похоже, тогда даже не заметила своих машинальных действий. Изумившись, она воскликнула с тенью возмущения:
«Неужели можно бросить человека из-за какой-то букашки?!»
Пожилой человек понял, что он не сможет доходчиво объяснить этой, в общем-то, хорошей и трудолюбивой женщине, что дело совсем не в беззащитной букашке, а в отношении к живой твари.
Но Судьба всё сделала правильно!
Ничего путнего тогда получиться не могло!



Фото с выставки «Страна Див» 1996 года (видимо дальняя родственница той паучихи...)