Общество буквально форсирует людей

Жарасбек Коргамбаев
Общество буквально форсирует людей

В обществе, которое усиленно насаждает только потребительские стандарты и буквально форсирует людей рекламными мифами, люди уже не верят ни  друг в друга и ни в общество. И здесь каждый не случайно погружен в себя и озабочен только собственной проблемой. Ведь по существу, здесь человек через край переполнен вещами, и в них сам потерялся как личность в полном смысле этого слова, слившись с ними и отождествляя себя с различными категориями товаров. Подавление человеческой индивидуальности вещами еще никогда не принимало такую универсальную форму, которая человеку закрыла все человеческое содержание его жизни и столь неприкрыто сводит смысл его существования просто к чисто голому потребительству. И кто-нибудь пусть попробует найти себя  в этом «вещном» мире и стать личностью в полном смысле этого слова. Ведь именно на это общество направляет людей и требует, чтобы каждый осуществлял себя в этом направлении, навязывая на весь мир премудрости «маркетинга и менеджмента». А может быть, это не общество направляет?
И после всего этого думать, что человек безразличен, зол, эгоист и что просто людям, ищущим в жизни только «развлечения» и «удовольствия», уже не нужны книги, будящие их мысли и воображения, творческую фантазию, не нужны уже высшие человеческие ценности, - эти мысли лишены всякой содержательности и смысла. Ведь насаждаемая форма жизни, наполненная только вещным смыслом, объективно формирует каждого так, чтобы он по самому своему положению гонялся именно за этими стандартами, легко доступными детективами, забавами, вроде футбольных матчей и телевизионных передач, демонстрирующих ужасы и эротические стремления людей, требующих от людей воспринять только готовую информацию, но не требующих размышлений. На самом же деле современному умному человеку, предоставленному себе и самостоятельно размышляющему, просто надоело бесконечное «переливание из пустого в порожное», лишь внешне воссоздающее видимость жизни. И он, сам того не сознавая, все делает наоборот. Но Диоген от современного человека отличался тем, что он все осознавал. Киники предпочитали жить в бочках и носить лохмотья, в то время как люди все больше мечтали о дворцах и роскоши. У нас же предпочитают жить в подвалах, в то время как дорогостоящие квартиры и дома пустуют без жильцов.
Что здесь осознается, необходимость развития человека или недостаток материальной жизни, создающийся искусственно и которого надо достичь только рыночными отношениями?  И что  должно спасти человечество, если оно под властью рынка уже сознательно разрушает все человеческие ценности и достижения культуры, все уникальные достижения технического прогресса неприкрыто повернув против человека и на его уничтожение? Ведь парадоксом является именно то, когда все это возводится на уровень блага и доказывается как необходимость. Я не знаю, сколько людей ежедневно погибает в мире от авто и других катастроф, но знаю, они уже давно угрожают человечеству его уничтожением. И мир, стремящийся только к безграничному увеличению денег, саморазрушается, достигнув в этом отношении своего предела. А что еще угрожает человеку кроме авто- и других катастроф? Сегодня нет ничего, что бы ему не угрожало. Человек поистине становится врагом сам для себя. Он не может овладеть собой! Он не может управлять собой. И создается впечатление, что это его бессилие его «добьет».
Все эти прелести западной рыночной экономики возникли уже в период Советского Союза и овладевали умами людей, жаждавших денег и свободного потребления на лад западной цивилизации. Это положение человека в обществе уже с самого начала породила проблему человека как самую главную задачу, осознанную как раз превратно. Но между возникновением проблемы и ее осознанием лежало время. В отчетливой форме этот вопрос встал только у нас. Ибо только у нас, а не на Западе, в силу этого свернулось общественное производство и парализовалась деятельность людей. Я думаю, что многие развивающиеся страны, испытывающие влияние Запада, подверглись именно этому «прелестному превращению» под влиянием западной технологической и информационной системы, поработившей их «рыночными законами»
Западное мышление, взирающее на мир с точки зрения человека, изолированного рыночным движением, воспроизводит представления отчужденных людей и находит источник вдохновения в рыночной стихии, в которой миром двигает конкуренция. Там люди в гораздо большей степени живут «психологией бизнеса», чем производством, и пытаются подгонять поведения людей под него. Но они и движение мира пытаются подгонять под эту мерку. Ибо они сами свободно двигаются по всему миру. Тем не менее, жизнь, начинающаяся с потребления, и завершается потреблением. Результатом же всего развития западного мира является не технический прогресс, а, как я уже подчеркивал, деградация человека, сложившаяся как неодолимая сила.
Для Америки, например, важно сохранить данную систему, которая до этого обеспечивала господство ее стандартов и методов. Воспроизводство этой системы, механизмы развития которой еще не расстраивались, происходит по отработанной программе и не требует изменения. Столетиями сложившиеся режимы, работающие по заложенным программам, не требуют еще каких-то размышлений и сознательности. Они функционируют на выработанном автоматизме. Эта кажущаяся незыблемость системы и дает основания для того, чтобы рассматривать ее передовой. Однако за последние десятилетия ее налаженные механизмы все чаще давали сбой. И это свидетельствовало о тех изменениях, которые происходят в ней и которые медленно расстраивают ее. Там все движение основано на медленных количественных изменениях, протекающих незаметно. И они теперь прорвались и привели к скачку, и теперь все быстро идет на откос. И теперь если задумаются, каждый вспомнит, какая сила «в одночасье» разрушила крепкую «вторую державу мира», которая наводила страх на весь капиталистический мир. История Запада начинается уже сегодня, рас его расшатывают кризисы (финансовые), временами прорывающиеся наружу и уже стягивающие его в трясину.
Думать, что капиталистическая система сможет справиться с надвигающимся тотальным кризисом, который неизбежно превратится в экономический, значит, просто пытаться мысленно консервировать эту систему и верить, что можно остановить движение времени. Историческая необходимость, выраженная в рыночной стихии, есть разложение капиталистической системы, уже породившее представления о самоуничтожении человека. Поэтому сознание человека западного общества направлено, скорее, на потусторонний мир, чем на посюсторонний. Здесь отсутствует сознательное отношение к будущему, а значит и сознание будущего. Будущее же, которое представляется в виде «свободного потребления» или «обогащения каждого», видимо, на Западе себя уже исчерпало. А того, что исподволь рождается будущее с точки зрения человека, они еще не знают через призму «обогащения каждого». Для этого они должны разориться и обеднеть. Ведь те, кто говорит о кризисе, говорят только о финансовом кризисе, не выделяя в самостоятельную силу «кризис человеческого фактора», обусловленного как раз денежными отношениями. Отсюда и мифотворчество, характерное Западу, и страх разрушения, неотступно преследующего его.