Охота на приманку

Владимир Василюк
«Охота на приманку».*

Моя уличная мастерская построена спиной к задней стене котельной, где жители соседних домов трясут ковры и всякое другое тряпочных богатство.

На «лежанке» трубы котельной некий любитель домашней чистоты, постоянно оставляет крошки, на которые слетаются воробьи и голуби с чердаков соседних домов. Когда я строил крышу своей мастерской, мне посчастливилось наблюдать интересную картину охоты кошки, из уже упоминавшейся мною популяции местных кошек - голубиных охотников, в новелле «История жизни обычной домашней утки».

Строя скелет будущей крыши, и наблюдая за жизнью птичьей столовой с ее недоразумениями, конфликтами и драками, я заметил черную кошку, которая затаясь,  внимательно следила за крылатыми гостями из-под ветки клена, который лег на соседский сарай. Почему уверен что «кошка»? Потому что дальше, в листьях, играли три, такие же черные кошачьи хвостики - ее дети. Время от времени видел ее на том же месте, потом привык, и перестал обращать внимание.

После одного сильного ливня, который устроил в упомянутой столовой генеральную уборку, оставив только прозрачные лужицы, кошка снова напомнила о себе. Я ее заметил еще на мусорном контейнере, где она рылась, что-то выискивая. Потом исчезла из поля зрения. Снова появилась, неся в зубах кусок хлеба. Осторожно, без резких движений, прокралась к припечку трубы и одним прыжком запрыгнула на стол птичьей столовой. Замерла. Чувствовалось, что мозг ее напряженно работал, вызвав паузу в ее действиях. Наконец кошка положили черствый хлеб на бетон. Лапой подсунула его в лужицу с водой. Медленно развернулась и плавно, как в замедленном кино, пошла к своей засаде.

***

Привирать, как слетелись голуби, и как она одним прыжком взяла самого жирного, а то и двух, не буду. Результат птичьей охоты мне неизвестен. Понаблюдать далее за охотой мне не довелось - не было времени. Но если для кошки более важен был результат, то меня поразил сам процесс. Процесс приспособления вида к условиям жизни, которая постоянно меняется. В дикой природе, а ещё более в условиях жесткой урбанизации, нужно постоянно шевелить мозгами, максимально приспосабливаться к неблагоприятным обстоятельствам, находить что-то новое, для того, чтобы выжить самому и дать жизнь потомкам. Или, по-простому, как говорит народная мудрость: «Хочешь жить - умей вертеться». В хорошем смысле слова.

Кошка отлично справлялась с решением жизненных проблем, о чём могут засвидетельствовать её потомки, которые до сих пор живы и время от времени посещают мой двор.



* - перевод «Полювання на приманку», из сборника "URBA NATURE" на украинском языке.