Побег из Рая. Главы с 26-по 30

Александр Шатравка
                Глава – 26.
                Институт Дураков    

     Путь оказался коротким. Через час я уже был в приемном покое Московского Института судебной психиатрии имени Сербского.

   -Хиппи?- знакомясь с делом, не глядя на меня, спросила врач.

   -Да!

   -Что тебя потянуло идти за границу?- и врач посмотрела на меня.

   -Желание своими глазами увидеть как живут люди на Западе, какие там города,-не врал я.

   -Но вы перешли границу, совершили преступление.

   -Какое это преступление? Мы никого не убили ,никого не ограбили. Граница-это такая же земля, как и та, на которой мы родились, это просто условность!-ответил я ей .

   -Пройди в ту комнату,-указала она на дверь, где меня уже поджидала старушка-нянечка. Старушка завела меня в ванную комнату, приказала раздеться и залезть в ванну с теплой водой, затем она переодела меня в чистую больничную пижаму коричневого цвета и повела в 4-е отделение. Это отделение числилось за КГБ и состояло из одной большой комнаты и двух рядом с ней поменьше. Двери в комнаты были со вставленными для наблюдения окошками. На одном из них было нацарапано: «Долой КПСС!»

   Большое окно было без решётки и наполовину снизу закрашено белой краской. По стенкам стояли  большие больничные кровати, около окна - старенький круглый стол.

   Нянечка показала мне мою кровать и принялась расспрашивать меня, а я ей рассказывал, за что сижу в тюрьме.  Она сердечно сочувствовала, охала и ахала и даже хваталась за сердце, она была отличной актрисой.

   -Ничего,...побудешь у нас, а потом домой поедешь.Подумаешь,ребята попутешествовать захотели!  Что здесь такого?
    В это время вернулись с прогулки обитатели палаты и разговор прервался.

   Их было четверо. Вместе с ними в палату вошла другая старушка- нянечка и с ней - медсестра.

   Я быстро познакомился со всеми. Самого старшего звали Альдигис с фамилией, как у француза, Жипре. Он был литовцем, ему было лет за пятьдесят, говорил он с мягким при- балтийским акцентом.У него был невероятно большой срок - двадцать пять лет, который он получил, как литовский националист, оказавший сопротивление советской власти. Он отсидел в лагерях уже семнадцать с половиной лет и прибыл в «Сербский»  прямо из лагеря.

   Самым молодым из четверых был Иван Бого, с Украины. Он дезертировал из армии, решив бежать на Запад через Чехословакию. Граница находилась в сорока семи километрах от его части. Бого с товарищем перешёл границу, и они решили отдохнуть, находясь в километре от вспаханной полосы,  по ошибке думая,что они уже в Чехословакии. Здесь их и задержали.

   И ещё было два москвича. Игорь, лет тридцати, с пышной черной шевелюрой и бородкой, обвинявшийся в том, что реставрировал и продавал картины иностранцам, это было очень серьезное обвинение -до пятнадцати лет лагерей.

   Вторым был пожилой Миша, часто напоминавший , что он ,как и Игорь, еврей. До ареста он работал в торговом представительстве при посольстве Советского Союза в Канаде. Застав с любовником свою супругу, он в порыве ревности зарубил его, а её покалечил. Было видно, что он сильно переживал из-за этого и постоянно повторял:

   -Меня, наверно, расстреляют.

    В этот же день меня вызвали на беседу к врачам. В кабинете сидели люди в белых халатах: заведующая 4-го отделения профессор Маргарита Феликсовна Тальце, рыжеволосая врач Зинаида Гавриловна и третий врач - Альфред Габдулович.

   Врачи пили чай из белых фарфоровых чашек и, как бы разговаривая межу собой, задавали мне вопросы.

   -Кто твой кумир?- спросила профессор.

   У меня не было кумира. Я подумал, раз профессору нужен кумир, пожалуйста, получайте:

-Мик Джагер из группы «Ролинг Стоунс»,-ответил я.

   -Зачем ты себя порезал в военкомате?  В знак протеста или в армию не хотел идти?,-отпивая из чашки чай, с иронией в голосе, улыбнувшись  спросила она.

   -Да, в знак протеста,- сказал я неправду. Я против военных и войн. Я хочу, чтобы люди во всех странах мира отказывались служить в своих армиях.

   Так считали хиппи, но только не я.

   -Знаешь ли ты, что переход государственной границы-это преступление?-продолжала задавать вопросы профессор, два других врача делали пометки в своих тетрадях.

   -Конечно, нет! Мы перешли границу с целью попутешествовать. Граница между государствами должна существовать только с одной целью- распространять собственные законы, к примеру, законы Украины и России, а границу мы пересекаем свободно.

   -Это одно государство - Советский Союз!- возразила рыжеволосая врачиха. Даже звери имеют свои границы и ревностно их охраняют! А как же люди могут жить без границ?-продолжала она.

   -А как хиппи в Непал ездят? –перебил её я.

   -Что вы собирались делать за границей?  На какие деньги жить?-продолжала профессор.

   -Посмотреть страны, города, а потом вернуться домой в Кривой Рог, а жить мы собирались за счет случайных заработков или примкнуть к хиппи.

   -У тебя кто-нибудь в семье болел психическими заболеваниями?- задал вопрос Альфред Габдулович.

   -Да, конечно!-уверенно ответил я.

   -А кто именно был болен?-серьезно спросил врач.

   -Дед у меня был болен и при том неизлечимо,- грустно произнес я.

   -А чем именно?

   -Большевизмом, от большевизма и умер.

   -Саша! Но ведь это не болезнь!- возразили врачи.

   Я вспомнил одну нашу родственницу, но только не по генетической линии, которая была психически больна.

    -Тетя у меня была. Она покончила жизнь самоубийством ,но это было очень давно,-быстро доложил я.

   Все врачи записывали что- то в своих тетрадях.

   -Хорошо! Ты свободен,-сказала профессор.

   Прошла первая   неделя моего пребывания   в Институте им. Сербского. Я должен был находиться здесь ещё четыре недели для прохождения экспертизы и был согласен с зэками,  называвшими институт курортом. Кормили хорошо. Правда, здесь не было радио,но это как раз мне и нравилось. По утрам не гремел гимн Советского Союза, не было слышно моралистов с передачами  «Писатели у микрофона», не было газет, зато была библиотека, где сохранились книжки, не затронутые цензурой. Каждый день нас выводили на двухчасовую прогулку в уютный прогулочный дворик.За кирпичным желтым забором стояли жилые дома и высокие, с пожелтевшей листвой деревья.

   Брат мой был в соседнем отделении. В беседах с врачами он тоже постоянно задавал им вопрос:

   - Когда вы нас отправите в Америку?

   Врачи ему пытались объяснить, что это- медицинский институт и выпустить его в Америку они не в силах.

   Самыми общительными в отделении были няньки –старушки. Милые,лет под семьдесят, типичные московские старушки. Целый день они еду раздают,в игры с нами играют, интересные истории рассказывают о тех людях, кого здесь встречали. Мне нравилось беседовать с ними ,особенно тогда ,когда я хотел, чтобы о нашем разговоре быстро узнал врач. Бабуся, слушая тебя, всегда на твоей стороне. Потом она видит, что все, что я ей рассказал не запомнит, её быстро подменяет вторая, а разговор продолжается. Первая бабуся бежит в свою каптерку и быстро запись делает, затем возвращается и подменяет свою напарницу.

   За несколько недель я привык к своими новыми товарищам и было печально с ними расставаться. Окончилась экспертиза у торгпреда Миши. Он раньше жил в Канаде, посещал Соединенные Штаты и много рассказывал нам об этом. Я запомнил одну его фразу:   

    -Мусорщик утром едет на мусоровозе, пластиковые мешки в неё забрасывает и за это ему платят шестьсот долларов .... в неделю, а я- дипломат, получал шестьсот... в месяц!

   Отчаянно сопротивлялся получить штамп дурака Альдигис Жипре. Его лечащий врач Светлана Макаровна, молодая симпатичная женщина, всегда модно одетая, искренне хотела ему помочь.

   - Альдигиз, тебе же будет лучше в больнице,чем в лагере,- сказала она ему.

   -Не надо мне вашего дурака!  Я лучше оставшиеся семь лет в лагере досижу,- возражал он.

   Каждый день при виде врачей Жипре требовал от них отправить его поскорее на зону и протягивал очередную жалобу на имя прокурора о том, как он был избит надзирателями в следственном изоляторе Пермской области, когда там возник пожар.

   Наступил понедельник последней моей пятой недели. Я снова был на беседе. Никто не пил чай на этот раз. За столом сидел щуплый седой старенький человек -светило советской психиатрии -профессор Лунц, рядом с ним был мой врач, Альфред Габдулович и рыжеволосая Зинаида Гавриловна.

   -Выбирай: десять лет пребывания в больнице или десять лет лагерей,- предложила   Зинаида Гавриловна.

   -Зачем мне десять лет больницы, я уж лучше трояк в лагере отсижу,- сказал я.

   -И брата на десять лет втащил,-добавила она.

   -Почему на десять, если восемьдесят третья статья -до трёх? -не соглашался я.

На чем моя экспертиза и закончилась.Я вышел из кабинета с полной уверенностью, что я сдал экзамен и получил диплом дурака в Институте им. Сербского.


       

                Глава -27.
                Этап на Север.

Я не ошибся.В Лефортовской тюрьме КГБ после экспертизы меня поместили совсем в другую камеру. Теперь на обед мне выдали больничный паёк, а не ту баланду, которую я выливал в унитаз.

-Значит я – сумасшедший!!!Скорей бы решение суда  и на больничку.

В Лефортово на этот раз мы задержались недолго.

С братом я встретился в столыпинском вагоне,мы оказались в соседних тройниках. Сидели по одному,хотя рядом отсеки были перегружены заключенными,они ,как селёдки, лежали на верхних полках.

-На спец. поедем,-печально сказал Миша.

-На какой спец? -не понял я.

-В Днепропетровский спец. по месту жительства,вот увидишь.

Я ничего не знал о существовании спецбольниц,хотя по зарубежным радиоголосам  слышал фамилии многих людей , помещенных за инакомыслие в сумасшедшие дома- генерал Петр Григорьенко -Черняховская больница,Леонид Плющ -Днепропетровская  больница, но это же  не спец,а обыкновенные психиатрические больницы.

-Откуда ты это взял?- переспрашивал я брата.

-Человека к нам в отделение из Днепропетровского спеца привезли перед самым моим отъездом и он сказал, что  лучше не попадать туда,страшное место,а по нашей статье меньше пяти лет там не держат.

-Ох,- вздохнул тяжело брат,-зря мы с тобой с этой психиатрией связались.

Поезд шел на Мурманск через Петрозаводск. Я лег на верхнюю полку и смотрел через проход в окно. Пахло паленой тканью.Часовой ходил по вагону принюхиваясь, пытаясь найти в каком отсеке готовят чифир. Заключенные забрались на третью полку,скрутили трубкой газету или полотенце, зажгли сверху, отчего пламя было ровным без дыма и вываривали пол пачки чая, двадцать пять грамм в пол-литровой кружке.Затем кружка пускалась по кругу.Каждый отпивал два глотка горячей темно-коричневой жидкости и передавал следующему.

За окном проносились телеграфные столбы и осенний с желтой листвой лес. В Лефортовской тюрьме мне выдали на дорогу большой ,но очень лёгкий продуктовый паёк. Я не был голоден,но меня разбирало любопытство увидеть что там. Сначала я вытащил целый спецзапека хлеб, такой делали  на хлебокомбинатах, перепекая заново  старый, не проданный хлеб.Он состоял из частей белого, черного, солоноватого и сладкого хлеба.Затем я нашел два маленьких аккуратно завернутых кулечка,один - с сахаром, а другой - с чайной заваркой.

Я продолжал разматывать бумагу.Конвоир остановился возле меня и молча наблюдал. Наконец, я увидел две серебристые селёдки такие, наверно, можно было купить только в спец магазине.

Двое суток  поезд тащился до Петрозаводска, подолгу останавливаясь  на каждой станции. Конвой, на беду, оказался зловредным.Долго пришлось требовать, чтобы  вынесли бачок с питьевой водой.С оправками дело обстояло ещё хуже.Зэки теряли терпение, заполняли уриной  шапки,ботинки или целлофановые кульки и всё это ложили под лавки.Я впервые увидел, как доведенные до отчаяния заключенные на полной скорости  раскачивали вагон  как качели. Мне было страшно,казалось вот - вот вагон слетит с рельс. Начальнику конвоя тоже становилось страшно и тогда он и солдаты  требовали  прекратить и приготовиться к оправке.





                Глава -28.
                Возвращение в Петрозаводск.

Пролетели ещё  два месяца. Мы снова  были в карантинной камере Петрозаводской тюрьмы.Её построили в 1862  году и   называли  тюремным замком, а я бы назвал  её дырой с очень толстыми стенами и  всеми видами вшей. В камере на двадцать квадратных метров где под стенкой стояли двухъярусные шконки,  было человек сорок .

Нам, вновь вошедшим, не было места и мы стояли  на влажном  заплеванном полу. Маленькое открытое окно едва пропускало свежий холодный воздух.Табачный  сизый дым  зависал в камере ,зловеще воняло потом и кислой тюремной грязью. Зэки гадали  или раскидают их завтра по камерам или придется сидеть  в этой вони несколько дней.

К  середине ночи многие уже устали стоять и сели на грязный пол.Я заметил крохотное место на краю шконки и поспешил его занять.  Боясь потерять это место, я так и сидел до позднего вечера следующего дня.

-Шурик! Кого я вижу! ... А я -то думал ты давно на больничке валяешься!- радостно встретил меня седоволосый Мишка Брыков.

-А что у тебя нового?-бросая вещи на шконку спросил я.

-Всё ещё ловят эту стерву,так что ничего нового.

-Ты как? Где ты был?

Пока я рассказывал о своей поездке, ребята  перестучались через стенку с соседями и  весть о нашем с братом возвращении дошла до Бориса.

После того случая, когда у меня перехватили записку и вручили её следователю ,я придумал как шифровать текст.Это был стишок из ста букв, с помеченными над буквами цифрами.Теперь мы писали в своих записках столбики цифр и, идя на прогулку, быстро прятали записки   под лестницу. Одна записка была от Бориса. Он просил в ней, чтобы мы,если  через полгода  будем уже на  свободе, ждали его и без него  за границу  не уходили.

Заканчивался 1974 год.Следователь Ефимов больше нас с братом не вызывал на допросы. Анатолий не переписывался с нами.Я знал,что его и Бориса познакомили с  судебными документами и впереди у них был суд.В январе 1975 Верховный суд Карельской АССР приговорил Бориса к двум с половиной годам лишения свободы  с пребыванием в колонии общего типа ,а Анатолия -к трём.

Мне и брату тоже принесли постановление суда. Нас направляли на принудительное лечение в Днепропетровскую  больницу специального типа. Я таил в глубине души маленькую надежду, что этого не произойдет, однако слова брата сбылись. 

Была весна.Таял снег.Менялись времена года,менялись люди в камерах.Давно уехали на зону Борис и Анатолий. У седоволосого Мишки Брыкова все было по-прежнему, гноился на животе свищ и во Всесоюзном розыске была обвиняемая в тяжких телесных повреждениях девица, которую никак не могли поймать.Мы с братом сидели забытые всеми в своих камерах и не знали, что мы ждем. Администрация тюрьмы лишь отвечала:

-Ждем разнарядку.

Целые дни я читал книги из тюремной библиотеки или слушал истории своих сокамерников. Однажды вернулся в камеру после допроса худой паренёк,воришка велосипедов. В камере его спрашивают:

-Где был?

-В профилактической комнате.

-Это что- то новенькое!Что ты там делал?

-Как что? Следователь сказал, что мне нужно посетить комнату для профилактики  чтобы я лучше себя на допросах вел.

-Ну и как, посетил?-допытывались в камере.

-Да... Там следователь мне по бокам надавал и сказал,что так надо,  а потом допрос

начал, -совершенно серьёзно ответил воришка,не понимая почему все в камере смеются над ним. 

Другой воришка со своими приятелями выломал сейф в какой -то конторе.Они не были медвежатниками,поэтому не смогли вскрыть очень тяжёлый сейф сразу и решили тащить его в лес.Там всю  ночь   вскрывали его камнями, монтировкой. Наконец, сейф сдался. Дверка распахнулась и легкий ветерок  начал разносить по лесу никому не нужные конторские бланки, правда, грабители в насмешку за труды нашли там  одну пятирублёвую купюру.

У других  были не столь смешные истории.В хозобслуге работала молодая женщина -заключенная.Ей дали четыре года  за халатное отношение ,допущенное на рабочем месте. Она была воспитателем в детском саду.Маленькие дети во дворе  играли в войну. «русские» взяли в плен «немца» и решили казнить его через повешенье. Как дети задушили ребенка воспитательница не видела.Когда приехала «Скорая помощь» она сказала медперсоналу, что у ребенка был припадок эпилепсии и из-за этого он умер.В соседней камере сидели более серьёзные заключенные, у которых за спиной была богатая криминальная жизнь и  много лет лагерей особого режима.

-Французов...Покажи!!!. Курить дадим.

Надзиратели любили доставать зэка в этой камере.

-Идите к черту!-кричал на них Французов,он шел через Петрозаводскую тюрьму транзитом  на особый режим, добивать оставшиеся восемь лет.

-Французов,да не ломайся,покажи!

И чем сильнее злился и орал на них  зэк, тем сильнее  они покатывались со смеху , история его была  не очень смешной.Французов в своей камере отломал кусок стекла от окна и под самый корешок,без всякого наркоза совершенно спокойно отрезал свой член, на забаву всем. 




                Глава- 29.
                Дорога к сумасшедшим.

Седьмого мая 1975,наконец,тронулся и наш лёд.В кормушку выкрикнули нашу с братом фамилию:

-На этап!С вещами! 

-Удачи тебе-, прощался со мной седой Мишка Брыков.

Столыпин шел на Ленинград.Впервые за всё это время мы были с братом в одном отсеке. С нами ехало ещё три заключенных  больных туберкулёзом, их везли в лагерную больницу.

-Парни,просите конвой перевести вас в другую камеру,а то заразитесь,у нас открытая форма туберкулёза,-советовали они.

Зовем конвой,просим перевести,но всё  напрасно, конвою наплевать.

-Не положено!-звучит ответ.

-Хорошо,не хотите переводить,мы будем жаловаться нашим шефам в КГБ,-пробую пугнуть  я их -,не верите, посмотрите  наше дело.   

Слово КГБ сработало.Часовой доложил начальнику конвоя и тот перевёл нас в пустой тройник.Спать не хотелось,лежа на полках мы проговорили до самого утра.

-Начальник, давай оправку!..Сколько ждать можно?-начиналось утро в вагоне с традиционных криков.

-Начальник, неси воду! Ребёнок пить хочет,-кричали женщины.

-Рано ещё,- спокойно огрызался часовой.

Грудной ребёнок будто понял, что воды не будет и стал плакать громко на весь вагон.Крик женщин, плач младенца и требования мужчин вынудили начальника конвоя выйти в коридор. Он в резких тонах приказал  всем замолчать и отдал солдатам приказ вывести  самого упористого зэка и проучить его публично. Мужчины замолчали,только несколько женщин продолжали просить и  орал ребёнок.

Конечно, начальник мог заставить замолчать и женщин,но перед грудным ребёнком он оказался бессильным.Конвой сдался .Малыш выручил всех.




                Глава -30.
                Кресты.

               
Я много слышал о знаменитых Ленинградских Крестах, в ворота которых въехала груженая заключенными тюремная машина,проще сказать «воронок». Под  старыми кирпичными стенами стояла большая клетка, в таких в зоопарках обезьяны сидят. Из «воронка» зэки гуськом перебежали в неё  со своими торбами ( сидерами). Мы  с братом стояли и ждали .

Стали подходить контролеры (надзиратели), выкрикивая фамилии, забирая по несколько человек и исчезая с ними  в дверях здания.Подошел толстенький весёлый контролёр и забрал нас с братом. Мы вошли в полуподвальное помещение  одного из корпусов Крестов.В широком коридоре ярко горел свет.Вдоль стен с одной стороны стояли будки как кассы на железнодорожном  вокзале,с другой-  камеры.

Люди в военной форме,в штатском,зэки из хозобслуги  все торопились куда-то по своим делам , как в муравейнике.

Контролер подошел с нами к одному из окон кассы, зарегистрировал нас и мы двинулись в путь по лабиринтам тюрьмы, пока не выбрались наружу и стали обходить  многоэтажный  корпус  из старого почерневшего от времени кирпича.

Все окна были завешаны  жалюзи, на них были  номера камер.Камеры «перекликались» между собой и во дворе от этого стоял постоянный шум,который исчез как только мы зашли внутрь  двухэтажного здания тюремной больницы.В приемном покое нам пришлось сдать свои пожитки и переодеться в тюремные кальсоны, халаты и  потрепанные шлепанцы. В просторной камере, куда мы вошли  стояло четыре кровати,две из них не были заняты.

Один больной спал, закутавшись в одеяло,другой подошел к нам.Это был психически больной человек,очень худой молодой парень с лицом недоразвитого ребенка.

-Хотите я вам  что- то покажу?-бесцеремонно спросил он.

-Ну,показывай-,ответили мы.

Он начал  подпрыгивать , постукивая себя по животу откуда отчетливо доносился звук... домино.

-Два комплекта домино там.!-довольно сказал он,-и ещё четыре черенка от ложек,а чтобы  меня  дубаки (надзиратели) не били, я швейную иголку проглотил,они на рентгене это видели. Хотите ещё послушать?-спросил он.

-Нет,нет.Хватит!-попросили мы.

-Мне менты нерв в позвоночнике повредили, когда поймали,-пояснил  он, сев на кровать  раскачивая,  как маятник, своё тело.

Здесь в Крестах я  любил ходить на двухчасовые прогулки в большую клетку во дворе, окруженную старыми толстыми деревьями.  Выводили сразу несколько камер и все равно места  было достаточно.Рядом стояли такие же клетки и там тоже гуляли люди  все в больничных халатах и в одинаковых светлых кальсонах.

Моё внимание привлек высокого роста жилистый парень с дерзким лицом. У него были свежие шрамы на лбу и шее. Шрам от вырезанной татуировки «Жертва           ( читай советской..).....Фемиды»  был на его груди. Зэки рассказывали,что все татуировки антисоветского содержания  в  тюремных больницах запрещены и удаляются насильственно  без применения анестезии. Я не решился подойти к  этому парню и спросить  у него правда ли это. 

Паренек с поврежденным позвоночником из нашей палаты гулял с нами,точнее он сидел  недалеко от нас на корточках  качаясь и разжигал костер из найденных бумажек и веток. Санитар-заключенный прогонял его,тушил костер,а тот  разжигал снова.

Мы узнали ,что он родился с отклонениями от нормы , родители бросили его. Прожив  до восемнадцати  лет в интернате для детей –калек,  он уехал в Ленинград  без копейки в кармане. Заходил в столовые, просил  поесть, но его везде прогоняли. Воровать он тогда не умел,но  однажды он заметил как один человек поставил на пол  сетку с продуктами ,а паренек схватил её и побежал.Его догнали ,привели в отделение милиции, сильно избили.

-Что ему может быть за это?-спрашивал я себя,зная ответ и понимая, что он отсидит шесть месяцев в общей психиатрической больнице. Может ему там  лучше будет,чем на свободе. Мне было жалко этого  калеку.

В Крестах на больничке быстро пролетело четыре дня.Нас вызвали на этап.


  Продолжение: http://www.proza.ru/2012/07/14/201