Всенощное бдение. От заката до рассвета

Игорь Леванов
Всенощное Бдение богослужение должно продолжаться от захода солнца до рассвета, требуя от всех его участников бодрствования (отсутствия сна). Аналогичная служба в не православных христианских церквях - вигилия. Казалось бы, всё ясно, православие против осознанных сновидений.  Так может рассуждать человек, не сталкивающийся с деятельностью людей ночь. В армии, в караулах специальные щиты «Пилеулавливатели». Возвращаясь с постов солдаты, должны разрядить автомат. Отсоединить магазин, передёрнуть затворную раму, нажать на спусковой крючок, поставить на предохранитель.  Забывают сначала отсоединить магазин, автомат стреляет. На это даже не обращают внимания.  Что с них сонных возьмёшь? Только однажды, в моей воинской части, находящейся «на краю земли», в Приморье,  пуля, попавшая в пулеулавливатель, изменила траекторию, «ранила» солдата в руку. Не серьёзная царапина быстро заросла. Оказалось, в пулеулавливатель между двумя деревянными стенами забыли насыпать песок. Кто бы мог подумать, что в гарнизоне, который назывался Падь Песчаная, не оказалось песка. Пули пробивали насквозь, но дальше располагался артиллерийский полигон, иногда по ночам было видно, как во время стрельб пролетают мимо реактивные снаряды ГРАДа, взрываясь в дали.  Однажды, смотрел на эти рукотворные «падающие» звёзды, загадал желание, оно сбылось – перевели служить ближе к Москве.
Почему раньше верующие чаще встречались Господом, Богородицей, святыми? Потому что всенощные бдения были. А сейчас они есть? Да есть, только обратите внимание на время их проведения.  По принятому ныне в Русской Церкви уставу, всенощная совершается накануне некоторых праздников. Практически, повсеместное обыкновение в Русской Церкви — совершать бдение вечером между 17:00 и 22:00 часами по местному времени.  Это время не совсем ночь или совсем не ночь, особенно в летнее время.  В приходской практике редко продолжается более 3 часов.  После всенощной, начавшейся в 17:00 к 20:00 верующие уже дома. Конечно, кроме Рождества и Воскресения Господня.
Всенощное бдение требовало бы от священников особой способности, помогать верующим, адекватно реагировать на то, что возможно они могли бы «увидеть».  Это перекликается с осознанным сновидением.
Практика ветхозаветной Церкви не знала регулярной ночной молитвы. Но уже в писаниях апостольских мы встречаем частое упоминание всенощных молений: Лк.6:12; Лк.9:28-36; Мф.26:36-45; Деян.16:25. О частых бдениях пишет апостол Павел: 2Кор.6:5; 2Кор.11:27. Наставление бодрствовать и трезвиться, памятовать о Втором пришествии Христа: 1Пет.5:8; 1Кор.16:13; Кол.4:2; 1Фес.5:6; Откр.3:2-3; Откр.16:15, непрестанно молиться: 1Фес.5:17; Еф.6:18.
Интересно, для кого в Евангелие о всенощном бдение написано, если в нашей церкви, не то, что боголужений круглосуточных нет, даже нет круглосуточно открытых храмов или часовен?