Why him?

Евгения Серенко
   «Год блуждает душа после смерти – пока не определят ей пристанище», –  говорится в умных книгах.

   Кто верит – тот верит.

   Кто не верит – дело хозяйское.
 

   Я пришла к Гермине седьмого января. Может, потому и запомнился мне этот первый визит, что новая клиентка неожиданно поздравила меня с праздником.

 - Спасибо! – удивилась я. - Ты знаешь, что сегодня в России праздник?

 - Конечно, - ответила она. –Сегодня  очень  большой  праздник – день рождения моего брата.

   Каждый день я слышала об этом брате: какой он умный, какой незаменимый в своей аптеке, как во всем помогает больной сестре. Много лет назад они приехали в Канаду из Польши: испуганная девочка и старший брат, с которым не пропадешь.

   Гермина жила одна, и я никогда не видела этого брата. Только фрукты на столе и еда в холодильнике говорили о том, что ее действительно не забывают.

   А через год брат умер. Прямо на работе. Инфаркт.
 
 - Why him? Почему он? - встретила меня Гермина.

 - Не знаю, - ответила  я.
    
   Почти год, о чем бы она ни говорила, все заканчивалось этим  «Why him?»

   Наверное, ее брат на самом деле был очень хороший и добрый, но я уже не могла слышать это нескончаемое «Why him?» Этим вопросом она меня встречала, и его же задавала на прощанье. Гермина забыла, что когда-то улыбалась. Забыла, как смеялась над собственными болячками; как надевала иногда синее платье в горошек и шла в кафе-мороженое – «прожигать жизнь». 
   Плотно задвинутые шторы, зажженные свечи... и  вопрос, на который я не знала ответа.


   Сразу после Рождества мы с мужем улетали в Ла Романа – на южное побережье острова Гаити. Я считала дни до отлета - и не только потому, что хотелось уехать из  заметеленного Торонто: услышав это «Why him?», я уже с трудом сдерживалась, чтобы  не ответить: «Не знаю. Никто не знает, почему умирает тот или другой. Не задавай  мне этот вопрос!»


   Через девять дней я подошла к ее двери, вздохнула и приказала себе: «Не реагировать!»

 - Наконец-то! - услышала я. – А я уж испереживалась: как там моя Юджиния, ведь  на Гаити землетрясение. 

 - Ты не поверишь, Гермина, но мы узнали о нем только прочитав сообщение от подруги. Она спрашивала, живы ли мы? Посмотрели Новости и поразились: Гаити в руинах, а на юге Доминиканы даже море не взволновалось. 

   Час пролетел, и уже уходя, я поняла, что не слышала ее вечный вопрос. Не слышала я его и потом, но боялась спросить, чтобы случайно не вернуть ее нескончаемый траур.
 
   Она заговорила о брате сама. Печально и спокойно рассказала – в который уж раз! – как встретила их когда-то Канада, как брат сказал ей: «Ты будешь учиться, а я работать. А закончишь школу – учиться пойду я».

 - Гермина, я рада видеть тебя прежней, но все-таки: что случилось? Как ты смогла так измениться?

 - А я не менялась, - ответила она. – В годовщину смерти брата я видела сон. «Не плачь, - сказал он. – Не  причиняй  мне  боль. Отпусти».

   Она улыбнулась:

 – Я знаю, ему там хорошо. И не забудь: в четверг мы пойдем прожигать жизнь. Отметим твоё возвращение с Гаити».


   «Год блуждает душа после смерти – пока не определят  ей  пристанище»,  –  говорится в умных книгах.
 
   Кто верит – тот верит.
 
   Кто не верит – дело хозяйское.