Просто о сложном. Коммунизм

Ондион
Написанное ниже не выходит за пределы школьной программы третьего класса (+пара моих мыслей в конце), однако, многие вещи начинаешь понимать по-настоящему только через много лет.
Если вообще начинаешь понимать.
Спросите у первой встречной современной домохозяйки "что такое коммунизм?"
Скорее всего, всё, что она сможет выдать это "коммунизм - это когда всем хорошо", вспомнив, что ей рассказывали в детстве,
или "коммунизм - это плохо", потому что так научили её по телевидению.
И очень мало кто сможет объяснить, что это такое.
Вот поэтому я и решился изложить это кратко и понятно.

Человек - общественное существо, т.е. живёт большими группами, обществом.
Общество неоднородно, в нём кто-то создаёт материальные блага (добывает пищу, шьёт одежду, оказывает услуги), кто-то их потребляет.
Так вот, способ, которым распределяются материальные блага и называется ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ.
Начнём с древних времён.

Первобытно-общинный строй
Люди живут большими семьями - общинами. Всё, что приносят из леса охотники, всё что добывают сборщики ягод, всё что делают ткачи, портные и повара - принадлежит общине и потребляется на месте.
Каждый старается сделать побольше для общины, а значит для себя. А кто ленится - того ждёт порицание племени и даже наказание от старейшины.
Каждый потребляет столько, сколько ему надо. А при нехватке - всё делится поровну.

Переход
Постепенно, однако, выделяется знать. Поначалу это заслуженные самые храбрые воины и охотники, которым достаётся лучшая добыча.
Или мудрые старики, совет которых может спасти всё племя в тяжёлый день.
Однако, сын вождя, хоть и не совершивший ничего, оказывается в лучшем положении, и требует себе лучший кусок. Власть начинает передаваться по наследству.
Появляется духовенство, как параллельная власть. Жрец или шаман, обещая помощь духов, тоже получает от племени лучший кусок. Иногда шаман даёт мудрые советы или является лекарем, но со временем всё больше шарлатаном.
общины контактируют между собой, осуществляя обен товарами, но это пока только зачатки торговли.

Феодальный строй
Знать возвысилась неимоверно, между королями и крестьянами возникла целая лестница титулов. Все они не производят ничего, но потребляют лучшее. Титул и владение землёй со всеми живущими на ней производящими блага работниками передаётся по наследству.
Обмен товарами осуществляется только на одной горизонтали: крестьяне продают крестьянам на базаре репу и плуги, короли продают королям земли, сотни крестьян и титулы, но это ничто по сравнению с постоянным вертикальным потоком.
Основной поток материальных благ - от крестьян к олигархам, подданые (под-дань!) платят хозяину дань, обеспечивают его всем.
Духовенство получает поддержку олигархов и тоже богатеет.

Переход
Вокруг знати собираются люди, которые кормятся от их кормушки, строятся замки, дворцы и города.
Поскольку земли обеспечивают города пищей, и об этом заботиться на надо, в городах развиваются ремёсла,
при обилии свободного времени самые продвинутые из горожан начинают заниматься науками.
Так появляются рабочие и интеллигенция. Интеллектуальный уровень населения повышается.
Торговля начинает становиться свободной, и каждый король, желая взять поток товаров (идущий мимо них!) под контроль, выпускает монеты со своим профилем.
Возникают чисто денежные отношения, не связанные с реальным товаром: ростовщичество, кредиты и банковское дело.
Поумневшие рабочие и интеллигенция начинают понимать, какая толпа народа ест хлеб который они (рабочие и крестьяне) делают, местами вспыхивают революции, свергают королей. На их место сажают других королей, но наконец, изобретают советы и собрания, т.е. парламент.

Капитализм
Наследственные олигархи свергнуты, дворяне уже не имеют ни власти, ни денег. Если где-то ещё остались короли (как, например, в Англии), то власти они не имеют, лишь уважение по старой памяти.
Настаёт власть денег. Деньги теперь не просто мера, которой измеряют ценность товара, а самоцель и символ достатка. Всё делается для денег. Крестьянин или рабочий работает не для того, чтобы накормить и одеть кого-то а для того, чтобы получить деньги, на которые получить материальные блага.
Считается, что рыночные отношения автоматически обеспечивают справедливость. Чем больше сделал - тем больше денег, тем больше благ ты на них купишь. Декларируется свобода и равные стартовые условия.

Переход
Однако, естественно желание сделать поменьше, а денег получить побольше. Кому-то удаётся это особенно хорошо. Возникает целый класс людей, которые занимаются извлечением прибыли, не производя при этом ничего, причём легально или почти легально. Те, что делают это в больших масштабах, становятся новыми олигархами.
Интеллектуальный уровень населения уже достаточно высок, чтобы осознать это, но интеллект обычно направляют на то, чтобы в жестокой конкуренции стать одним из олигархов.
Экономика, направленная не на продукт, а на прибыль - ущербна, постянные перекосы в виде кризисов выправляются феодальными методами за счёт ограбления стран третьего мира.
90% капитала делаются не на производстве, а на перепродаже. Эти бы усилия направить на производство...
Различные попытки ввести плановое регулирование идут с переменным успехом.
Попытки в небольших странах построить идеальный режим вызывают зависть и отторжение соседей, чаще всего невозможны без насилия (почему - об этом позже), и потому получают ярлык диктатуры. (Че Гевара, Фидель Кастро, Президент Буркина-Фасо Томас Санкара и т.д.) Обычно сметаются после смерти лидера.
Попытка России была более успешной лишь потому, что власть денег ещё не пустила корни, это был переход практически из феодализма, минуя капитализм. Она продержалась 70 лет (что очень много), имела значительные достижения, но была задавлена, как и прочие.
В наши дни большая доля госзаказа на строительство и промышленность и изрядное регулирование экономики в евросоюзе обеспечила европе относительную независимость от кризисов и позволила обскакать западный континент (доллар падает, евро растёт - это очевидно).

Гипотетический Коммунизм (если вам не нравится это слово - назовите по-другому)
В смысле экономических отношений - это возврат к первобытно-общинному строю, поскольку каждый: трудится на благо племени сколько может, и получает от "племени" сколько хочет.
Только на новом витке: ситуации нехватки и необходимости делить поровну не возникает, поскольку эффективность производства максимальна и направлена на производство благ. Силы на перераспределение (те 90%), банковские махинации и прочую торговлю "воздухом" не тратятся. Тяжёлый, рутинный и непопулярный труд поручен машинам (уровень прогресса позволяет это).
Нет нужды зарабатывать себе на жизнь, если общество обеспечивает всем необходимым. Силы населения направлены на различного вида творчество: придумывание новых продуктов, машин и процессов, позволяющих их производить.
Если сложно себе представить такое общество - почитайте забытого советского фантаста Ивана Ефремова, например.



За счёт чего тот или иной строй сохраняется, обеспечивает себе устойчивость. Можно выделить два типа факторов: насильственные и ненасильственные.
Насильственные - "потребляющая и не производящая" часть населения создаёт карательные органы, которые помогают сохранить олигархам своё положение за позволение питаться из их кормушки.
Ненасильственная - идеология, общественное сознание. Привычный образ мышления, стандарты мышления, традиции, обычаи - значение этого огромно и определяюще.
Главная особенность второго фактора - большая инертность, устойчивость. При попытке сменить режим сначала работает только насильственный фактор, идеология, находясь на позиции предыдущего строя, бешено сопротивляется. Позднее - это основная и определяющая опора существующего строя.

При феодализме
Когда знать пытается выделиться - это вызывает логичное возмущение, перевороты и войны.
Но крестьянину и в голову не придёт покушаться на царя-батюшку, опору его мировоззрения и идеал справедливости, когда власть уже устоялась и существует пару поколений.

При капитализме
Средства массовой информации поддерживают миф о равных возможностях, о демократии ("Демо-кратия" означает власть народа. Народ к власти не допускается ни при каких режимах. Только те, кто наверху, поддерживают собственный режим.)
Поощряется невысокий интеллектуальный уровень населения (то, что сейчас модно называть "зомбированием"). Культивируется "общество потребления".

При коммунизме
как и при других режимах, необходимо 2-3 поколения, чтобы новые ценности утвердились в сознании. В России за 70 лет народу удалось внушить, что перепродажа - это плохо, надо не "спекулировать", а работать, это успешно укоренилось в сознании, я считаю это главным (из двух) достижением, которое так быстро было потеряно (Второе - освобождение от религии).
Почему в 90х Россия считалась золотым дном для иностранного бизнеса? Потому что общественное сознание перестало обращать внимание на возможности извлечения лёгкой прибыли. Возможности для крупных денежных махинаций лежали на поверхности, и ими никто не пытался воспользоваться.


Инертность общественного сознания заметна как в массе, так и в индивидуалах. При любом строе есть личности, которые находятся вне текущей идеологии (точнее, на позиции предыдущей идеологии). С точки зрения идеологии они нарушают закон, и это позволяет им находиться в преимущественном положении.
Например, каннибалы во время голода в общине. Или разбойники, грабящие знать на дорогах феодализма. Или террористы, возмущающие своими насильственными методами капиталистическое общество. Или торгаш-"спекулянт" перепродающий товары с Советском Союзе.
Это живые анахронизмы, люди из другой эпохи, для которых разрешено то, что нельзя для общества. В период развитой системы общество успешно подавляет их. В начальный период нестабильности - их много, и нужен сильный насильственный аппарат, чтобы от них избавиться.
Разберёмся, откуда они берутся.

Заглянем в классическую психологию, иерархию потребностей, так называемую "пирамиду Маслоу" (хотя, сам Маслоу тут ни при чём, как оказалось http://proza.ru/2011/10/20/600)
На вершине пирамиды находится потребность в самоактуализации, социальные потребности - в середние, физиологические потребности - в самом низу. Главная мысль в том, что если человек голоден, то он не станет заниматься творчеством. И обратно, когда идеология шатается, то низшие потребности становятся приоритетными.
Так вот Маслоу утверждал как раз другое, что приоритет потребностей индивидуален.
Истина где-то посредине, пирамида работает, но есть индивидуумы, для которых идеологические и социальные факторы имеют меньший приоритет. Им не важно одобрение соплеменников, похвала родных или осуждение закона. И, чем ниже планка идеологии, тем большее их число становятся преступниками.


К чему это я? А ни к чему. Просто навёл порядок в своих мыслях. Глобальные выводы делайте сами.