Рекурсивная импрессия

Саша Ронин
Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок,
Выкис,
Вылез,
Высох,
Встал на колоду –
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок...
(Русский фольклор)

Нежиданно потянуло в Кронштадт. Нет, не сегодня и не вчера. А осенью. Причём прошедшей, прошлой осенью. Представила, как мы мчимся сентябрьским днём из Царского Села по Внутренней Стороне Кольцевой порядка 70-ти километров, последний десяток из них по дамбе. Едем прямо по морю с низко нахлобученными облаками. Мимо разбросанных островков - фортов с разрушенными укреплениями. По волнам снуют несколько непременных лодок и яхточек, а над водой носятся и орут чайки.
Время, стремительно летящее вместе с нами, тормозит и почти останавливается, когда мы въезжаем в этот город, -  унесённый морским ветром в залив, кусочек Питера. Здесь питерская планировка, простор, детали и атрибуты - Адмиралтейство, Летний сад, Обводный канал, величественные соборы. Так же, как в Петербурге, многое связано и названо именем Петра I: Петровский док, Петровский парк, Петровский овраг.
Выходим к старой безлюдной пристани, у которой покачивается на волнах одинокий баркас. Чуть вдали по заливу скользят яхты. Ветра почти нет, не холодно. Я смотрю на медленно приближающуюся к пристани яхту с поникшими парусами. Несколько человек, сидящих в ней, что-то весело обсуждают, смеются. Голоса далеко разносятся по воде. В романтической тональности звучит эта вечерняя гармония, сначала почти неслышно, затем  всё уверенней и громче. И, наконец, врывается аккордами воспоминаний в мои мысли.

***
Первое рабочее лето после окончания института выдалось жарким и началось в мае. Поэтому уже в июне вода в самой воспетой из всех рек прогрелась настолько, что все городские пляжи заполнялись трудящимися с самого утра.

В пятницу Лёня Лосик - мой непосредственный начальник, закоренелый холостяк с приятными манерами - пригласил меня покататься на яхте. В то время и в том городе это не было чем-то из ряда вон. Яхт-клуб рядом с пляжем Локомотив был большой, серьёзный и беспонтовый. Приходи, работай, учись ходить под парусом под руководством опытных яхтсменов и ходи, сколько не надоест. И ходили - некоторые до самой Астрахани и дальше. А позже - даже в кругосветку. Правда, я об этом мало, что знаю.
Ранним солнечным субботним утром я стояла на пирсе яхт-клуба в ярко-красной короткой юбке и белом топе. Ну, свидание ведь, всё-таки.  Лёня с двумя молодыми ребятами возился у только что спущенного на воду свежеотремонтированного швертбота класса "М". Собственно, тогда других яхт, особенно, килевых, было мало.
Увидев меня, вся команда дружно побросала приготовления к отплытию и стала с интересом молча таращиться.  Но капитан быстро восстановил порядок на плавсредстве, и всего через какой-то час мы, наконец, отчалили. Я удобно расположилась на широком левом борту "Эмки", ближе к носу.  Лёня занял место на капитанском месте у румпеля, а два матроса управлялись с парусами. Ветер постепенно усиливался, азарт капитана - тоже. Двух туго надутых парусов ему показалось мало, и он приказал, кроме грота и стакселя, поставить ещё и спинакер. Швертбот рванул вперёд, как пришпоренный. Лёня радостно улыбался, шутил и менял галсы, не давая матросам, работающим на шкотах, расслабиться. Это был драйв, пропитанный романтикой. Концентрированный абсолютный восторг. Мы неслись на всех парусах, в прямом смысле слова, быстро приближаясь к берегу - городскому пляжу Локомотив. Оставалось не больше нескольких десятков метров до самого далекозаплывшего гражданина.

В рекомендациях по управлению яхтами на полных курсах сказано: Никогда не ставьте спинакер на слишком острых курсах, если нет полной уверенности в том, что вы выиграете на этом.
Я так никогда и не узнала, что хотел выиграть Лёня, и у кого - в тот день. И была ли у него полная в этом уверенность в тот момент. В тот момент, когда он решил сделать поворот через фордевинд в сильный ветер. Швертбот с большим креном и почти не слушая руля, "выбежал" на ветер. Крен стал быстро увеличиваться, гик зарылся в воду и швертбот лёг!.

Всё в тех же рекомендациях по управлению яхтами чуть далее по тексту находим: Опрокидывание швертбота обычно катастрофой нe грозит; хорошо тренированный экипаж, вовремя прыгнув на шверт, может быстро поставить судно на киль и продолжить участие в гонках.
Когда я вынырнула на поверхность, мысленно благодаря маму, которая отдала меня в бассейн в первом классе, не позволив его бросить до получения всех положенных разрядов, - хорошо тренированный экипаж в лице Лёни, видимо, в точности выполнив этот раздел руководства, сидел на этом самом шверте и уже отдавал команду, плавающим вокруг тонущего судна, матросам. Наш рулевой принял решение поднять "Эмку" самостоятельно.

Прежде всего надо было убрать спинакер. Ребята быстро справились с этим, отвязав шкот от паруса и уложив спинакер в карман яхты. Лёня встал на шверте как можно ближе к днищу, чтобы не сломать его. Один из матросов заплыл внутрь швертбота, нашёл верхний стаксель-шкот и перебросил его рулевому, который, стоя на шверте, стал его тянуть. Второй матрос, уцепившись за шверт, помогал рулевому откренивать яхту.
Когда поднимающаяся мачта была уже достаточно высоко от воды, первый матрос подождал, пока парус не перейдет на подветренный борт, и затем полез на наветренный, чтобы помочь рулевому.
И тут что-то пошло не так. То ли Лёня не успел отпустить стаксель-шкот и вовремя схватиться за борт, чтобы залезть в швертбот, когда он встанет вертикально. То ли матрос поспешил, но швертбот, встав вертикально, не остановился, а продолжив движение, лёг снова!

Когда я увидела падающую на меня грот-мачту с мокрыми парусами, то поняла, что отплыть на безопасное расстояние уже не успеваю. Поэтому, быстро и глубоко вздохнув, просто нырнула и поплыла под водой, стараясь покинуть опасную зону как можно быстрей.
Потом последовал второй дубль. Это стало напоминать тренировку экипажа по освоению правильной техники восстановления швертбота. На берегу, который был от нас довольно близко, собралась праздная публика, привлечённая таким редким и захватывающим зрелищем. Некоторые граждане из рядов благодарных зрителей что-то кричали нам, видимо, подбадривая и давая свои ценные советы. А наиболее горячие даже бросились в воду и поплыли к терпящему бедствие судну. Но ни их помощи, ни третьей попытки не понадобилось. Слаженные действия экипажа в этот раз закончились полной победой над стихией - швербот встал на ровный киль.

Романтическая составляющая этой прогулки потускнела и исчезла так же быстро, как высохла моя одежда под горячими лучами июньского солнца. В молчании вернулись мы к пристани яхт-клуба, привели в порядок такелаж и , попрощавшись, разошлись по домам в сгущавшихся монохромных летних сумерках, чуть подсвеченных фонарями.

***
Яхта с весёлым экипажем подошла совсем близко к пристани. Чайки подлетели поближе и расселись молча на перилах. Сумерки сгущались, уничтожая краски, медленно уходящего дня. Мир становился монохромным...