Еврейский словарь в стихах

Римма Лавочкина
Еврейский (русско - ивритский) словарь в стихах для детей
от ЛАВОЧКИНОЙ РИММЫ

Пояснение: Эти произведения были написаны для детского еврейского журнала "Ахдут вэ яхад", в котором и были опубликованы (Автор этого словаря - редактор журнала), который распространяется по воскресным еврейским школам России и СНГ.   


ПРАЗДНИКИ

"Шавуотные" загадки

НАПИТОК ДЕТСТВА

Меня корова намычала,
И нажевала, и напела…
И вот я стала, тем , чем стало:
Парным, питательным и белым.
Я из росинок и рассветов,
Из шелеста высоких трав,
Я пахну детством, пахну летом,
И называюсь я - ХАЛАВ.

ПАНАЦЕЯ

Если сгорбилась спина,
Значит, вам нужна ГВИНА.
Если зубы вдруг черны,-
Не прожить вам без ГВИНЫ.
Если бледен, слаб и худ,
Съешь кило, а лучше пуд.
А не ел ГВИНУ весь год,
Съешь на праздник Шавуот.

ЯРКАЯ РАДОСТЬ

Мы цветём и пахнем, и рождаем плод,
Украшаем каждый праздник Шавуот.
Что бы мир ни серым был и не плохим
Б-г и создал ПЭРАХ,
А букет – ПРАХИМ.

ЛАГ БА – ОМЕР

Что такое МЕДУРА?
Это песни до утра,
Это искры до небес,
Это тихий, тёмный лес.
МЕДУРА не МИНОРА,
(Хоть она ему сестра),
В них обоих буква «РЭШ»
И вприсядку пляшет ЭШ.
В Лаг ба-омер распростёр
Крылья: МЕДУРА – костёр.

Отгадки – подсказки: ХАЛАВ – молоко, ГВИНА – сыр (творог), ПЭРАХ – цветок, ПРАХИМ – много цветов, МЕДУРА – костёр, МИНОРА – светильник (лампа), ЭШ – огонь.

CКАЗКА О ЕВРЕЙСКОЙ КРАСАВИЦЕ (читаем на Пурим)

Жила-была красавица в труде и суете
И о своей не думала волшебной красоте,
Не ведала ни зависти, ни царственных манер,
И как вы догадались, звалась она Эстер.
А в Персии прекрасной, где жил её народ,
Был каждый месяц майским, и райским каждый плод.
Царь той страны чудесной, на зверя был похож.
Имел он норов мерзкий: - Да, он – Ахашверош.
Его визири важные боялись раздражать,
Одна царица Вашти посмела возражать.
Казнив жену-строптивицу, издал он «манифест»:
- Найдётся мне царица на конкурсе невест!
«Пускай придут красавицы, на всех я посмотрю,
И ту, что мне понравится, я отблагодарю!» 
Всех девушек собрали, как маленьких котят,
И спрашивать не стали, хотят, иль не хотят.
И надо ж так случиться, из множества «Венер»,
Одна царю годится – та самая Эстер!
(Уже с той свадьбы пышной, две тысчи  лет прошло,
Благодарим Всевышнего, что так произошло).
Пришельцами мы были в той благостной стране.
Свою страну забыли… (но видели во сне).
Был у царя визирем, вор и злодей Аман,
Он золотом пузырил огромный свой карман.
Евреев ненавидел он: - Убить бы всех скорей!
Какой- то Б-г невидимый, им царь, средь всех царей.
Повесим их под пальмою, мой царь Ахашверош,
Поймут тогда, нахальные, кто впрямь для них хорош.
И вот был жребий брошен…И дни уже спешат…
Аман с Ахашверошом евреев порешат.
Не остановишь время ты, сколько не грусти,
Задумались евреи, как жизнь свою спасти.
Хотите удивиться?! - Дивитесь поскорей!
С младенчества царицу воспитывал еврей.
Племянница - в царицах, и дядя Мордехай,
Решил к ней обратиться: - Эстерка, выручай!
Мы будем все поститься, Всевышнего молить…
А ты теперь царица, так царствуй, стало быть!
Но, в дорогих нарядах, Эстер была скромна…
И не сидела рядом с царём его жена.
Она его боялась; тоска его лютА,
Царицам полагалось от страха трепетать.
И вот, собравшись духом, (ей нечего терять), 
Словами, словно пухом, дом стала устилать.
Её словечкам нежным, внимал Ахашверош,
И подарил небрежно жене златую брошь.
Она ж на стол накрыла, наколдовала яств,
Заворковала: - Милый, я ожидаю вас!
Грызёт совсем напрасно мирская суета,
А я исполню страстный вам «танец живота»…
Возьмите же визиря, ведь он и мудр и сед,
Для дружеского пира, для умственных бесед.
Эстер царя встречает, злодей Аман при нём,
Она их привечает, и шуткой и вином.
Довольны. Не скучают. И каждый ест и пьёт,
То бороды курчавят,  то гладят свой живот:
-Эстер, я, как ты знаешь, владыка из владык!
Скажи, чего желаешь? - Исполню в тот же миг!
- Желаю вам признаться, мой самый лучший друг,
Хочу в живых остаться, избегнуть страшных мук.
- Но что тебя пугает, и кто грозит тебе?
Я мигом негодяя повешу на столбе!..
И искрошу в окрошку!.. И превращу в туман!..
Кто он? Моя хорошая…
-Он – ваш визирь, Аман!
О муж мой, я – еврейка, меня и мой народ,
От страшных рук злодея уже погибель ждёт.
- Не бойся, дорогая! Спасу я твой народ!
Визиря я свергаю, пускай Аман умрёт!
Повесили за бороду Амана, как козла
Так жизнь всему народу красавица спасла.

Разгадай загадки Пурима!

***

Он похож на свиток Торы.
Нам читать его дано
Раз в году, в тот день, в который
Можно смело пить вино,
Позабыть про все тревоги,
Отрешиться от манер…
Мы читаем в синагоге
Свиток:-« МЕГИЛАТ ЭСТЕР.»

***

Сегодня мы можем стучать каблуком,
Трещотку вертеть и трещать языком,
Так имя злодея мы в шум обратим,
Пробиться к ушам мы ему не дадим.
Кто помнит Эстер и столицу Шушан,
Тот с детства трещотку зовёт:- "РААШАН"

***

Мы историю эту знаем
Не века, а тысячелетья,
Так пускай нам ума хватает
Рассказать её нашим детям
Всякий раз по иным канонам,
Так, чтоб было умно и дерзко,
Что б добро – в колпаке со звоном,
Что бы зло - и смешно, и мерзко…
Мы добавим поярче красок,
И весёлых словесных шпилек.
Пусть история станет сказкой,
Называется:-«ПУРИМШПИЛЕМ»

***

«Озэн Амана», бисквит, шоколадку…
Всё самое вкусное, самое сладкое,
Добавь к ним игрушку и яркий блокнот,
И другу отправь свой: -«МИШЛОАХ МАНОТ»

Разгадки:
Свиток «Мэгиллат Эстер» - традиционно автором свитка считается Мордехай. Главной героиней книги является Эстер — родственница и воспитанница еврея Мордехая.
Раашан – трещотка. Раашан от слова «раш»- шум.
Пуримшпиль - на идише «пуримское представление», исполняемый во время праздничной трапезы. Никто точно не знает , когда возник жанр пуримшпиля. Достоверно известно что первыми пуримшпилерами были оголодавшие студенты иешив. Жители местечек охотно шли на их самодеятельные представления на тему «Книги Эстер», и премировали актеров едой и деньгами.
Мишлоах манот - «посылка яств» В Пурим каждый еврей обязан послать другому еврею, хотя бы одному, как минимум два вида еды или один вид еды и какой-нибудь напиток.
Ознэй Амана- треугольные печённые пирожки – печенье с маком

ХАНУКАЛЬНОЕ

Воевали Маккавеями
И остались мы евреями.
Оп-чидл-чидл-мидл,
Прочь чужой коварный идол!
Есть над нами господин-
Бог, во всех сердцах един!
Так я песенку спою
И зажгу «ханукию».
Восемь дней стоит в огнях
На окне «ханукия».
На «ханукие» - «нэрот»,
на столе - сувганиёт».
Слышен чудо-перезвон,
Это кружит «севивон».
Так пускай он нам споёт
Слов неясных перевод.
«Севивон» не усидит,-
Он танцует, он летит.
Но закончился запал,
Он запнулся и упал.
Вот такие, брат, дела.
«Севивон» для нас - юла,
«Нэр» - свеча, а две – «нэрот»,
Пончики –« сувганиёт».
Зарумянены, смотри,
И с варением внутри
Вот и радость для очей
И для девяти свечей.
Золочёная моя,
«Менора-ханукия»,
Наряжу тебя свечами,
Ублажу тебя речами.
Соберу вокруг семью,
Засвечу «ханукию».
Так гори же бесконечно
«Ханукальный» наш подсвечник.
Этим светом душу греем.
Мы - в дороге, мы - евреи.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

***
В тонкую трубочку душу вдохну,
В пальцах её осторожно сожму…
Сказка ворвётся в молчащую быль.
И сотворит это чудо – ХАЛИЛ.

ХАЛИЛ - дудочка, свирель

***
Чёрные, белые клавиши в ряд
Встали торжественно, как на парад.
Сам он изящнее чёрных пантер,
Носит красивое имя – псантер.
***
В кожу упругую палочкой бьёт,
Песню задорную громко поёт,
С ним прошагать я пол мира готов,
Он называется попросту – ТОФ.

ТОФ - барабан

***
То смеётся, то рыдает, то журчит, как родничок,
Лихо музыку сплетают эти струны и  смычок.
Инструмент же, с давних пор
Называется – КИНОР.

КИНОР - скрипка


***
Этому чуду тысячи лет,
Но до сих пор ему равного нет.
Звук его долог, печален и стар –
Это еврейский мудрый ШОФАР.

ШОФАР - рог, в который трубят по праздникам

КАЛЕНДАРЬ. МЕСЯЦЫ

Израильские месяцы и месяцы Российского календаря очень разные, и разнятся у них не только названия, но и температура, погода, значение. Например: Зимними месяцами в России - природа спит, в Израиле – пробуждается и цветёт. Об этой разнице и о названиях месяцев еврейского календаря нынешний «Весёлый словарь»               

ИЗ РОССИИ  В ИЗРАИЛЬ (С ЛЮБОВЬЮ)
***
Душу праздником согреет,
Месяц каждому еврею
Наступай же поскорей,
Месяц радости - ТИШРЕЙ      
***
Птицы полетят и ливни,
Письма из далёких стран
И дождями с неба хлынет
Месяц осени – ХЕШВАН
***
Раскисли дороги и ягоды кислы,
У ветра тоскливый напев…
В России рябина развесила кисти,
В Израиле месяц КИСЛЕВ
***
В России зима. Затрещали морозы.
Положим снежинку в конверт,
И вышлем на имя израильской розы,
По адресу: месяц ТЕВЕТ
***
В Израиле ливни, а стало быть – праздник,
Садов и лугов аромат.
В России метели… Какой же ты разный,
Цветущий снежинками ШВАТ!
***
На весну настроен солнышка радар
Хаг ПурИм устроим в месяце АДАР
***
На всё лето спрячем сани
В тёплом месяце НИСАНЕ
***
И света он полон, и звона гитар.
Шалом, Лаг ба омер  и месяц ИЯР
***
Месяц лета и каникул
Детворы обоих стран,
Месяц ХОФЕША и игр,
Называется - СИВАН
***
В Израиле жарко и жарко в России,
И яблоки зреют и сладкий арбуз.
А месяц зелёный и самый красивый,
И он на иврите зовётся ТАМУЗ
***
Застонет Израиль наш, солнцем палимый,
От высохших речек, до выжженных трав.
Давайте, пошлём ему дождь из России,
От месяца августа, месяцу АВ
***
Щедрый месяц урожая
Сочный плод земля рождает.
Ветер осени подул,
Начинается ЭЛУЛ

ПРО ВРЕМЯ.Стихи о часах.

Солнечные часы

Что ты палочка стоишь,
Ничего не говоришь?
Смотрит на тебя народ,
Цифры водят хоровод,
Но стоишь ты целый день
И отбрасываешь тень.

-Я стою как часовой,
Небеса над головой.
И пока я так стою
Солнце вертит тень мою.
Научиться можешь сам
Жить по солнечным часам.
Если пашешь, если сеешь,
Время скажет ШАОН ШЭМЭШ.

Песочные часы

Рассказать тебе позволь,
Что такое ШАОН ХОЛЬ

Нет пружин и шестерёнок,
Лёгких стрелочек- усов
У песочных, тихих очень
Перевёртышей часов.
Сверху сыплется песок,
Но всего один часок.
Вот песчинки вниз упали
И часы идти не стали,
Что бы силу им вернуть
Нужно их перевернуть.
Их заводят на разок
- Сверху вниз течёт песок.

Водяные часы

Если время истекло,
Время в землю утекло.
Не исчезнет навсегда
Время - чистая вода.
Ведь её попьют сады,
А потом дадут плоды.

Только время кап, да кап,
Между пальцев у растяп.
Но не вешайте носы,
Воду мы нальём в часы.
Так бывает иногда,
Что в часах течёт вода.
Станем ей  мы дорожить
И со временем дружить.
Так живём и понимаем,
Что такое ШАОН МАЙМ.

Масляные часы.

Видишь, тонкий фитилёк
Маслом кормит огонёк.
И пока огонь горит,
С нами сказка говорит.
Масло тает, масло тает,
Сказка в небо улетает.

Если масла стало мало,
Вновь налей - и всё сначала,
Есть до утреней росы
Нам лампадка и часы.
Этот огонёк волшебный
Называют ШАОН ШЕМЭН 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ЗАКОНЫ ВЕЖЛИВОСТИ ДЛЯ ЕВРЕЙСКИХ ДЕТЕЙ

Для еврейской девочки

Ай лю-лю, ай лю-лю, очень доченьку люблю,
Холю нежу и хвалю, быть ей скромною велю:
Есть простые правила для еврейской девочки:
Юбочка должна всегда прикрывать коленочки,
Локоточки - кофточка, волосы – в косичку…
Будет наша девочка скромной земляничкой
Ладною, румяною, спрятанной в тенёк,
Чтоб Всевышний доченьку видел и берёг.
У еврейской девочки, доброе сердечко
Дарит она каждому доброе словечко,
Пожалеет слабого и всегда поможет
Словом и улыбкою, и "цдакою*" тоже.
Девочка еврейская – мамина отрада,
Долго доченьку просить ей помочь - не надо.
Вместе с мамой тут и там: у стола, у печки,
Вместе с мамою в шаббат зажигает свечки.
Вместе жарят и пекут, вместе месят тесто…
Знает девочка кашрут, - быть и ей невестой,
Быть хозяйкою в дому доброй и умелой,
Мамой быть и потому, нет важнее дела,
Чем «кашрут*», «цниют*», «бриют*»,
Чем продление рода…
Быть еврейкой - это труд, это жизнь народа.

цдака* - пожертвование
кашрут*- диетарные законы
цниют*- женская скромность, благонравие
бриют*- здоровье

Для еврейского мальчика

В первый праздник «Брит- милы»* очень мальчики малы.
В этот праздник первый самый так тревожно папе с мамой:
(Мамы даже слёзы льют). И имя мальчикам дают.
Это имя не любое, а еврейское – родное.
Зато в праздник «Обшерениш»*, ты « талит катан»* оденешь,
За отрезанную прядь, будешь что-то получать:
То игрушки, то конфеты, то горячие приветы…
В общем, в праздник этот вот, будет много «матанот»*
А как только подстригут, кипу новую дадут.
И вот с этого мгновенья, на тебе благословенье:
Знай, что мальчик трёх годов, исполнять «мицву»* готов.
Значит начат путь твой в гору – изучать Святую Тору.
Носят парни - молодцы кипу, «пейсы»* и «цицит»*.
Что такое «Бар- мицва»*? – Это древние слова,
Это главный твой урок, что заучен назубок.
Это значит ты готов для святых и важных слов.
Стал ты взрослым – не робей, потому, что ты – еврей!

Брит- мила*- обрезание мальчика
Обшерениш*- праздник первого обрезания волос (в три года)
Талит катан*- ритуальная одежда еврея, к ней приторочены кисти «цицит»*
Матанот* - подарки
Мицва*- предписание, заповедь в иудаизме. В обиходе мицва — всякое доброе дело
Кипа*- ритуальный повседневный головной убор еврея.
Пейсы*- не обстриженные височные волосы
Бар- мицва*- праздник совершеннолетия еврейского мальчика (в 13 лет)

Шалом

Здравствуй! Бью тебе челом!
Ну а попросту – ШАЛОМ!

До свидания и «тода»

Мы в России на прощанье
Произносим: «До свидания»,
А в Израиле народ говорит: «Леитраот»
А когда благодарим, то «спасибо» говорим.
На иврите же всегда
Мы благодарим – «Тода»

Про «БЭСЭДЭР»

Как дела? – спросил соседа,
Говорит: - Да всё «БЭСЭДЭР».
Как твой братец-непоседа?
-Слава Богу, всё «БЭСЭДЭР».
-Приходи ко мне к обеду.
Он опять своё: -«БЭСЭДЭР».
-Из каких глубоких недр
Ты отрыл своё «БЭСЭДЭР»?
Но однако прав сосед
Лучше слова в мире нет.
Ведь «БЭСЭДЭР» –« всё в порядке»
-Это слаще шоколадки
Слово «Да»,и «так и быть»
Можно вовсе отменить.
Что за славная беседа:
-Как, «БЭСЭДЭР»? –Ну, «БЭСЭДЭР»!

Путаница.

Я запутался в иврите,
Вот, что вышло, посмотрите…
(Чехарда и ерунда):
Встретив вас, скажу:«Тода»
Положив конфету в рот,
Говорю: -«Леитраот».
-Жду вас в гости, вот мой дом,
Приходите же, «Шалом».
Потолкуем неспеша,
А сейчас «Бэвакаша»
Поскорее помогите,
Я запутался в иврите!

СЧЁТ. От «эхад» до «эсэр»

Меж дворцов, домов и хат
Твой родимый дом ЭХАД

На два уса намотай,
Что усов имеешь ШТАЙМ

А один на три помножь
И получится ШАЛОШ

Накупив еды и скарба
После трёх напишешь АРБА

От шести один отрежь.
Что останется? – ХАМЕШ

Шесть скажи, когда ты ешь,
С полным ртом выходит - ШЕШ

От восьмёрки сразу слева
Вы найдёте цифру ШЕВА

Четверым по два лимона,
То лимонов нужно ШМОНЭ

Чтобы нос под стол не вешать
Помни: девять – это ТЭША

Пальцы загибал профессор,
Все загнул, и вышло – ЭСЭР

ЧЕЛОВЕЧЕК. (части тела)

Палка, палка, огуречик...
Получился - человечек:
И хорош я и пригож,
На плечах имею «РОШ».
На макушке « СЭАРОТ»
- Мой кудрявый огород.
Чтоб прохожих не пугать,
Это надо подстригать.
Все, что мы в душе храним,
Время пишет на «ПАНИМ».
Вот такое письмецо
Человечкино лицо.
«МЭЦАХ» - лоб, под ним «ГАБОТ»
А «ГАБОТ» - бровей разлёт.
И под ними, малыши,
Есть два "зеркальца души".
«АЙН» - один, а два-«АЙНАИМ»
Ими смотрим и моргаем.
Это что за знак вопроса?
"АФ" - по-русски назван носом.
«ПЭЙ» по-русски назван ртом,
- Очень дружен с животом.
А во рту - «ЛЯШОН» - язык,
Да «ШЕНАИМ» - зубки,
Но я прятать их привык
Под « СФАТАИМ» - губки.
Есть у кошек и котят
Ушки на макушке,
Во все стороны торчат
Ушки на подушке.
Ухо - раз, и ухо - два, 
стал быть - «ОЗНАИМ»!
Вот такая голова.
А плечики - «КТЭФАИМ».
Из плечей у нас растут
Две руки - сестрички,
Для которых создан труд,
Хобби и привычки.
«ЯД ЭХАД» - одна рука
Две руки –«ЯДАИМ».
Ровно десять «ЭЦБАОТ»
На одной считаем.
Если грудь назвать - «ХАЗЭ»
Значит «ГАВ» нам - спинка.
Посмотри - ка на друзей,
Вот  тебе картинка.
«БЭТЭН» - стало быть -живот
(Есть ему охота!)
А на нём «ТАБУР» - пупок,
(Что б искать в нём что-то).
На» РЭГЛАИМ» я хожу,
Ведь «РЭГЛАИМ» - ножки,
А на «ТУСИКЕ» - сижу
И ношу одёжки

Если сам ты не такой,
То у зеркала постой.

ОДЕЖДА.

Вы хотите "бэгадим"? Заходите – нарядим.

"Свэдер" - свитер на иврите,
Майка - это "гуфия".
"Тахтоним" - трусы (простите),
"Кова" - шапочка моя.
Хороша у нас одежда,
На иврите - "бэгадим".
В магазин ко мне спешите,
Захотите - нарядим.

"Нааляим" - это обувь,
"Магафаим" - сапоги...
Чтобы топать по сугробам,
Не подходят "сандалим"
Тот, кто носит "сандалим", 
Держит путь в Иерусалим.

Я В РУБАШКЕ РОДИЛАСЬ.(хульца)

Опца-дрица-оца-ца,
Панцирь – вот моя "хульца".
Вот бы к моему лицу
Супермодную "хульцу"!
Разбивали бы сердца
Я и новая "хульца".
Но досталась от отца
Мне невзрачная "хульца".
Нет ей сносу, нет конца:
Очень прочная "хульца".
Я ведь, просто черепашка,
А «хульца»- моя рубашка.

Михнасаим

За морями, за лесами
Есть народ без «михнасаим»,
Без часов и без трусов,
Не выходит из лесов.      
Эти люди с голым задом,
«Михнасаим» им не надо.
Ну зачем, судите сами,
Папуасам «михнасаим»?
"Михнасаим" ведь - штаны
Разной формы и длины.

ОСЕНЬ

Если рыжие листочки
Вызвал ветер на кадриль,
Время тёплым ГАРБИЙОНИМ*,
Ждут: ЦАИФ*, КФАФОТ*, МЕИЛЬ*

ЗИМА

Увезу тебя я в тундру
Старой песенки слова
Но сперва из тёплой шкуры
Будет куплена ПАРВА*

ЛЕТО

Стало солнечно и жарко,

Лес - поёт, в лугах – звенит…

Заждались в шкафу подарки:

И СИМЛА*, и ХАЦАИТ*

Платья, юбки, блузки, шляпки

Самых радостных тонов

И на них рисунки ярких

Фруктов, бабочек, цветов.

Ждал и шёлковый МИТПАХАТ*,

И красивый  БЕГЕД ЯМ* 

Когда с солнышком, с размаху

«По морям и по волнам»...


Слова со звёздочкой: ГАРБИЙОНИМ – колготки, чулки, высокие гольфы;
ЦАИФ – шарф, КФАФОТ – варежки, МЕИЛЬ – пальто, куртка,
ПАРВА – шуба (а так- же шкура животного); СИМЛА – платье,
ХАЦАИТ- юбка, МИТПАХАТ – платок на голову, косынка, БЕГЕД ЯМ – купальник.


ОВОЩИ

АГВАНИЯ

Я пойду на огород,
Соберу "агваниёт",
(Долго ждал, когда созреет
Самый   первый красный плод).               
Засолить его на зиму
Нам теперь необходимо,
Натереть иль накрошить,
Чтобы мог он в банке жить.
А зимою объедение,
Наслаждение, загляденье.
В нем и дерзость, и задор.
Это - красный помидор.

    МЕЛАФЭФОН

Огород - зеленый фон.
Здесь растёт «мелафэфон».
У того "мелафэфона"
Цвет весёлый и зелёный.
Он хрустящий и бодрящий,
Он - огурчик настоящий.
А цветок "мелафэфона "
Как труба от патефона.
И поёт он: "Огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там "ахбар катан" живет,
Тебе хвостик отгрызет".

   ТАПУАХ АДАМА

Ой, полна моя сума,
В ней - "тапуах адама".
Что нам лютая зима,
Коль "тапуах адама"
Пересыпана в мешки?
Это - чудо корешки!
Она в ужин и в обед,
Она в суп и в винегрет,
Её каждый много ест,
И она не надоест.
Очищай с неё одежку
Называй её картошкой.
Ах, картошечка- кума,
Ах,"тапуах-адама"!

РЫЖАЯ

Я рыжая девчонка
С зелёною косой.
Простая, не учёная,
Не хвастаю красой.
Я на иврите "гэзэр"
Меня всегда грызут
Берут меня, полезную,
За косу и несут.
Зовут меня морковкой
И "гэзер" - тоже я
А божая коровка
Мне рыжая родня.

ТИХИЙ "ШУМ"

А я - "шум*! я тихий "шум".
От меня острее ум,
От меня острее взгляд,
Всё со мной идёт на лад.
Сам я тоже  очень острый,
И дружить со мной непросто.
Я не сладенький простак,
Я не дамся просто так.
Ну, а кто меня полюбит,
Ну, а кто меня поймёт,
Тот любой микроб погубит
И здоровеньким живёт.
Полюби меня, дружок,
А по-русски я – чеснок.

СУРОВЫЙ ЦАРЬ

Я суровый, мудрый царь,
А зовут меня – «Бацаль».
Я расту среди полей,
Я важней других царей.
Без меня вам не житьё,
А мученье и нытьё.
Будут зубки не белеть,
А ломаться и болеть.
Будут щёчки не алеть,
Будет голос не звенеть.
Но порою мной пугают,
Меня даже избегают.
Тем беднягам невдомёк,
Что я добр, а не жесток.
Я не горе, не беда,
Слезы от меня - вода.
И тебе я верный друг,
Ведь "бацаль", по-русски - лук .

ЖИВОТНЫЕ

 ВОТ ТАК ДОВ!

Подо мной дрожит земля
Это вам не шутка.
Я в лесу - за короля,
Я вам не мишутка.
А большой и страшный «дов»
(Правда на иврите)
Всё же от моих следов
Лучше удерите.

КОШАЧЬИ СЛЁЗКИ

Мяу-мяу, тра-ля-ля",
-Тянет песню хатуля.
Знает наша хатуля,
Что квадратная земля.
Не земле, как на столе,
Одиноко хатуле.
Ишет кошка-хатуля
Котофея-короля.
Котофея-короля,
Без сапог и без рубля.
Льются слезки - буль-буль-буль...
Где ты, котик, мой , хатуль? 

КТО ШУАЛЬ, А КТО ШАФАН ?
               
По полям бежит шафан,
Маленький, но ловкий.
За шафаном -по пятам
-Рыжая плутовка.
Рдеет хвост ее, как шаль
И горят глазищи.
Называется - шуаль,
А шафан ей - пища.
Длинноухонький шафан
Добежал до норки,
-А голодная шуаль
Поглодала корки.
Кто шафан, а кто шуаль
Ну-ка, угадай-ка?
Верно! Это убежал
От лисицы зайка.

МАЛЮТОЧКА

Умещается эфроах
На моей ладошке.
Это - лапушка-пушок
На коротких ножках.
Зреет солнышко в яйце
Сонно шевелится…
Будет сказка о птенце,
А потом - о птице.
Но эфроах - карапуз –
В небо не стремиться
Маме-курице его
Что то не летится.
И эфроах прыг-да-скок
Прямо из пелёнок.
Ведь эфроах – колобок
-Жёлтенький цыпленок.

ПТИЧНИК

Правду ль курочка глаголет,
Что зовется тарнэголет?
А куриный их король,
На иврите, - тарнэголь?
Лебедь – (что за каламбур?)
Называется -  бар-бур.
Гусь - аваз, павлин - тавас,
Утка – да и та – барваз.

ПЁСИК «КЭЛЕВ»

Кто же я на самом деле,
Толи пёсик, толи кэлев?
Я найду вас по следам,
Я вас в горе не предам.
Кэлев людям верный ДРУГ -
Мясо ест из ваших РУК.
Погодите, в чём вопрос?
Кэлев - на иврите - пёс!

ХАТАН

Старший брат купил кафтан,
Потому, что он ХАТАН.
Стал он бледен как стена –
Скоро будет ХАТУНА
Так велик его накал –
Не отходит от зеркал,
И звенит он как струна:
Всё – КТУБА, да ХАТУНА
Братец мой не ест, ни спит,
Лишь торжественно сопит.
Пейс духами поливает –
Ужас, как переживает!

Удивительно смела
Его шустрая КАЛА…

Хатан – жених, кала – невеста, хатуна – свадьба, ктуба – брачный договор.

СУККА И ХУПА

Сукка – это стены под ветхою крышей,
Я в ней через ветки всё небо увижу.
Но что эти стены, когда подо мной
грустит и вздыхает мой Шарик Земной?..
Хупа же, - напротив, лишь лёгкая крыша,
А стен ей не нужно, - всё проще и выше…
Хупа – это место, где жить суждено,
Ведь дом, как известно, не дверь, ни окно,
Ни крепкие стены… А только заботы,
Надежда, и нежность, и главное что – то…
И нет в этом мире надёжнее места,
Чем крыша льняная, жених и невеста.

СИМХА

Не просто смешные «хи-хи», да «ха-ха»,
А песня восторга и веры – СИМХА.
И в этой СИМХЕ и НИГУН И РИКУД
И ШИР- АШИРИМ буйным цветом цветут.

Симха – веселье, нигун – мелодия, рикуд – пляска, шир – аширим – «песнь –песней».


"БЭ РЭШИТ"

Познакомьтесь,малыши,
с книгой Торы -"Бэрэшит"

А что же было прежде?
Сплошная немота.
Без признаков надежды
Царила темнота.

Тогда Создатель мудрый
Нашёл в Себе ответ,
Сказав: «Да будет утро!»
Сказав: «Да будет свет!»

Возникли день и вечер
Возникли свет и тень.
Так было в этот млечный,
И в самый первый день.

Был мир, к себе прилипший
(Что рядом, то вдали).
И отделил Всевышний
Все Небо от Земли.

Разбито постоянство
На все, что "над" и "под".
Так родилось пространство
С небес до синих вод.

Возникло где-то что-то
Той давнею порой.
За этою работой
Проходит день второй.

На третий день к тому же
Отхлынула вода,
И появилась суша.
Отныне -  навсегда.

Сказал Создатель:- "Суша
Землею названа".
И проросли наружу
Растений семена.

Взросли и разомлели
На разные лады,
Вот у Земли на теле –
Прекрасные сады.

С деревьев падают плоды,
Под небом хорошо:
Растут леса, поют цветы,
И третий день прошёл.

Тогда был космос - чернота:
Ни Млечного Пути,
Ни звезд, ни инопланетян,
Ни двух больших светил.

И создал Бог тогда Луну
Да звездочки окрест,
Чтоб было в темноте чему
Светить для нас с небес.

И создал Солнца жаркий шар,
И стало хорошо:
Всё к солнцу тянется спеша -
Четвертый день прошел.

И воскишела под водой
Тьма-тьмущая существ.
Из вод выходят чередой
И заселяют лес.

Порхают птицы по садам,
(Плодиться Бог велел),
Огромных ящеров стада
Шагают по земле.

Взлетают рыбы над водой
А динозавров тень
Пичуги путают с горой...
Проходит пятый день.

Всевышний создал в день шестой
Животных всех мастей:
И мир отныне не пустой,
Без песен, без страстей.

И все плодятся, и с утра
Резвятся возле рек.
Сказал Господь:-"Пришла пора
Родиться,Человек!

Тебя Я плотью обряжу
Не мощной, не большой,
Но часть Себя в тебя вложу
И назову душой

И ты подобен будешь Мне...
Ну а пока, сынок,
Ты будешь царь в Моей стране -
Я сделал все, что мог.

Весь мир Мой - для твоей руки.
Я все тебе отдам.
Всё именами нареки,
А сам зовись - Адам.

И чтоб ты не был одинок,
Один среди зверья,
-Сказал Адаму мудрый Бог,
-Вот женщина твоя.

И создал Бог ему жену
Веселой и простой.
Адам к жене своей прильнул...
-Окончен день шестой.

Так создан мир и твой, и мой.
Когда же Бог устал,
То день-деньской весь день
Седьмой он тихо отдыхал

Мы только с Богом, только с Ним               
На все найдем ответ.
Но Мир вопросами томим
Почти шесть тысяч лет...

ПУРИМШПИЛЬ -СПЕКТАКЛЬ НА ПУРИМ (моя версия)

Ведущий рассказчик:

Пусть в прекрасной Персии
Созревают  персики,
Но не на свободе мы,
Без любимой Родины.

Тяжело работаем,
Но зато субботами,         
Мы в нарядных платьях
Молимся Создателю:

-"Эли, Эли, Элоим,
Мы живем в изгнании!
Помоги нам, помоги,
Мы – твои создания!"

А  персидская столица
Вся искрится, словно брошь,
Во дворце живёт с царицей
Важный царь Ахашверош.

Царь Ахашверош:

Царь задумал веселиться:
-«Будет праздник, будет пир,
И вино в фонтанах литься,
И дивиться будет мир.

Вы, жена- царица Вашти,
Расплетите-ка косу
И гостей моих уважьте,
Показав свою красу.

Рассказчик:

Гости в зале золочённой
У богатого стола
Ждут потехи поперчённой,
А царица не пришла.

Царь Ахашверош:

Царь разгневан: - Покараю!
Ты мне имя не порочь!
Мне нужна жена другая!"
И отправил Вашти прочь.

-"Эй, красотки, собирайтесь!
Дай на вас я посмотрю!"

Рассказчик:

Очень девушки старались,
Чтоб понравиться царю.

Но старались понапрасну -
(Походили на пантер)
Самой доброй и прекрасной,
Среди них была Эстер.

Не была она богата.
Её мама умерла.
У двоюродного брата
Эта девушка жила.

У двоюродного брата –
Мордехая Иуди,
(Про него,  ещё, ребята,
Сказка будет впереди).

Выбрал царь Эстер в царици
И она на трон взошла.
Но не думала открыться,
Что еврейкою была.

У царя Ахашвероша,
Всем министрам голова
Был Аман с противной рожей.
Знал Аман свои права.

Аман:

Я – министр, я – Аман,
У меня большой карман!
Если только повелю
Вас как муху задавлю.

Отчего один еврей
Думает, что всех мудрей?
Предо мною не дрожал
И меня не уважал?

Мне такого не забыть!
Всем евреям буду мстить!

Еврейский народ:

Ой не делать нам "Лехаим",
Нам теперь не долго жить.
Был еврей тот Мордехаем.
Нас Аман решил казнить.

Аман:

Да, в году деньков немало,
Значит стоит поспешить.
Брошу жребий без обмана,
Чтоб евреев порешить.

Рассказчик:

Жребий пал… - Народ встревожен ,
Лишь Аману хорошо.
Но спросить Ахашвероша
Дозволения пошёл:

Аман:

Дорогой Ахашверошик,
Хватит здесь евреям жить,
Гадкий род их хватит множить,
Разреши мне их убить.

Царь Ахашверош:

И ответил царь: - Давай,
Если хочешь, убивай!

Рассказчик:

Луной ночью царь персидский
Всё вертелся, всё не спал.
В дневнике свои записки
Он тихонечко листал.

Царь Ахашверош:

Царь воскликнул: - Вот так номер!
Как забыть я это мог?
Как то раз я чуть не помер,
Но еврей тогда помог.

Рассказал он мне про сговор.
Вот я жив и невредим…
Но деньгами , и обновой
Я его не наградил.

Рассказчик:

А с утра пришёл Аман,
Злой и хмурый, как туман.

Царь Ахашверош:

Рассуди министр мой главный,
Что тому мне подарить,
Кто поступок сделал славный?
Как его благодарить?

Аман:

И решил Аман дурея:
-Счастье в руки так и прёт!
Всех других я здесь важнее,
Знать, меня награда ждёт.

Рассказчик:

От волненья и надежды,
Он до пяток пропотел:

Аман:

- В шёлк и в царские одежды
Я героя бы одел.

Дал бы царскую корону,
На коня бы посадил
И по улицам знакомым
С громкой славой проводил.

В ряд глашатаев построил,
Что б кричать на целый мир:
Слава нашему герою!
Добрый царь его кумир!

Царь Ахашверош:

- Ну, Аман мой, не пеняй,
Что задумал , - выполняй.
Мордехая – иуди
Громкой славой награди.

Рассказчик:

Как Аман скрипел зубами,
Как Аман вращал глазами,
Свирепел и верещал,
Но людей оповещал:

Аман:

Славься ! Славься, Мордехай!
- Значит: "Ам Израэль хай"!

Рассказчик:

Сам же думал: - Погоди,
Ждёт расплата впереди!
А на улицы столицы
Вышли тысячи людей
На героя подивиться.
Был героем - иудей.

Аман:

Ненависть Амана греет:
- "Ну, евреи, близок срок!..
Каждый пусть от страха млеет.
Не поможет глупый Б-г. "

Рассказчик:

- Элоим! - народ взмолился,
-Бедам нет конца и мер!
Мордехай же, ухитрился
Повидать сестру Эстер.


Мордехай:

- Выручай, Эстер, родная,
Больше некому помочь.
У тебя в душе Израиль,
Ты, Эстер, - народа дочь.

Рассказчик:

- Мы без Родины безропотны,
И куда нам убежать?
Так Эстер молилась шёпотом,
Что б от страха не дрожать.

И вот тут решила девица:

Эстер:

-Я Амана обхитрю.
Что б на лучшее надеяться,
Нужно нравится царю…

Рассказчик:

Оттого Эстер в смятении,
Что законы, как стена:
Никогда без приглашения
Не войдёт к царю жена.

А красавица спешила,
(Смерть верна календарю)
И тогда она решила
Сделать трапезу царю.

Эстер:

Пишет: - Царь - мой повелитель,
И слуга его Аман!
Пригласить вас разрешите
В мой дворцовый ресторан.

Я давно по вам скучаю,
Свет любви в моих очах…
Будет музыка печальна,
Будет ужин при свечах.

Рассказчик:

И была Эстер прекрасна.
Да и трапеза вкусна.

Царь Ахашверош:

Царь спросил: С чего же часто,
Моя женушка, грустна?

Эстер:

- Нет мне больше утешения,
В сердце птицы не поют.
И меня , и род мой древний
Вскоре запросто убьют.

Царь Ахашверош:

Царь вскипел: - Да кто посмеет?
В миг того казнить велю!
Говори Эстер, скорее,
Я ведь так тебя люблю!

Эстер:

Перед вами, повелитель,
Мой убийца, мой тиран,
Вы с ним рядышком сидите,
А зовут его – Аман.

Я – еврейка, и поверьте,
Что меня и мой народ,
Ваш министр готовит к смерти,
И вот – вот уже убьёт.

Рассказчик:

И взревел Ахашверошик:

Ахашверош:

- Не позволю никому,
Ни плохим , и ни хорошим
Убивать мою жену!!!

Рассказчик:

И повесили Амана,
Что бы впредь не устрашал.
Так на Пурим, - жребий странный
Жизнь и смерть перемешал.

Жребий всех на свете дурит.
Жребий - на иврите– Пур.
Потому зовётся Пурим,
Яркий праздник – каламбур.

Было радости до неба,
И веселья. А когда,
Нам даруется победа,
То кончается беда.

ХАТАН

Старший брат купил кафтан,
Потому, что он ХАТАН.
Стал он бледен как стена –
Скоро будет ХАТУНА
Так велик его накал –
Не отходит от зеркал,
И звенит он как струна:
Всё – КТУБА, да ХАТУНА
Братец мой не ест, ни спит,
Лишь торжественно сопит.
Пейс духами поливает –
Ужас, как переживает!

Удивительно смела
Его шустрая КАЛА…

Хатан – жених, кала – невеста, хатуна – свадьба, ктуба – брачный договор.

ФАРБРИНГЕН

Бывает трапеза весельем,
От будней тягостных спасеньем,
И поучительной игрой,
И притчей доброю порой,
Бывает спором удальцов –
Пылает взором мудрецов,
И озарением, и рингом…
А называется – ФАРБРИНГЕН
Фарбринген – застолье хасидов

СИМХА

Не просто смешные «хи-хи», да «ха-ха»,
А песня восторга и веры – СИМХА.
И в этой СИМХЕ и НИГУН И РИКУД
И ШИР- АШИРИМ буйным цветом цветут.

Симха – веселье, нигун – мелодия, рикуд – пляска, шир – аширим – «песнь –песней».

СУККА И ХУПА
Сукка – это стены под ветхою крышей,
Я в ней через ветки всё небо увижу.
Но что эти стены, когда подо мной
грустит и вздыхает мой Шарик Земной?..
Хупа же, - напротив, лишь лёгкая крыша,
А стен нам не нужно, - всё проще и выше…
Хупа – это место, где жить суждено,
Ведь дом, как известно, не дверь, ни окно,
Ни крепкие стены… А только заботы,
Надежда, и нежность, и главное что – то…
И нет в этом мире надёжнее места,
Чем крыша льняная, жених и невеста.

Вот и снова приближается большой еврейский праздник - ПЭЙСАХ. Из года в год мы не устаём говорить о  значении этого праздника.  Давайте-ка сегодня разберёмся: что лежит во время пасхальной трапезы на КЕАРЕ?

ЧТО ЛЕЖИТ НА КЕАРЕ?

Что лежит на КЕАРЕ*,
На пасхальном серебре?
Если думаешь еда…
- Ошибаешься! Да, да!
Вот не сдобная лепёшка,
Косточка, яйцо, картошка,
Хрен, солёная вода…
- В праздник, тоже мне еда!
Всё у нас не просто так,
Скажет вам любой простак:
- Это странное «меню»
Я вовек не изменю.
Всё что есть на КЕАРЕ*,
Это память о поре,
Когда были мы рабами,
Робкой тенью под ногами,
После, ждали у горы
Моисеевой ТорЫ.
Это мы, съедим, конечно,
Но важней рассказ неспешный.
Он коснётся наших уст,
Мы ж - поймём его на вкус.
Это, нынче не продукт
- Это символ наших мук,   
Символ рабства, символ горя,
Долгого похода к Торе.
Но смотри, никто не плачет.
Каждый символ – что-то значит.
Невесомая маца – символ доброго конца.
Этот хрупкий «хлеб исхода»
– Символ нашего народа.
На свободу он отпущен,
Лёгок, звонок и насущен.
 
КЕАРА* - красивое праздничное блюдо для пасхальной трапезы. В другие дни и праздники, оно не используется. Часто на нём изображены, либо указаны места расположения всех символических продуктов, которые полагается есть во время СЕДЕРА – пасхальной трапезы. В зажиточных семьях КЕАРА бывает из серебра. 

 МАЦА

Кто гениален и прост, как МАЦА*,
Гордостью будет семьи и отца.
Что в той маце? Лишь мука, да водица…
Ну и чему же можно гордиться?
В твёрдой лепёшке лишь скрежет и хруст,
Колкие крошки, слёзы, да  грусть.
В тонкой маце, вкус глубокий сокрыт:
В нём многоцветье надежд и молитв,
Тысячелетья бед и скитаний,
И песнопений, и мудрых сказаний…
Скушай осколок звенящей лепёшки,
Пусть изо рта разлетаются крошки.
Ловко готовили их впопыхах
На раскалённых солнцем камнях.
Песней лечили душевные раны
- Вот и звенят они как барабаны.
И танцевали их выпекая –
Вот изо рта они и вылетают.
Скушай мацу - стань частичкой народа:
Ты теперь знаешь вкус нашей свободы.

МАЦА* - Хлебная сухая лепёшка сделанная из муки и воды. Это тот самый хлеб, который готовили евреи в дорогу, перед исходом из Египта.


ХАРОСЭТ

Как лепили мы из глины кирпичи,
Запекали их в египетской печи,
И увечили нам спины батога –
Мы рабы, а хуже всякого врага.
Нас в Египте не считали за людей,
В Нил бросали новорожденных детей,
Вспоминаем о горячей той земле,
И стоит у нас ХАРОСЭТ* на столе.
Он из яблока, орехов и вина,
Цвета глины, что в печи обожжена,
Словно время, что застыло в янтаре,
Разместилось на пасхальной КЕАРЕ*.

ХАРОСЭТ* - один из символических продуктов, лежащих на кеаре,  по виду напоминающий глину, и её же символизирующий.

МАРОР

На мацу кладём марор*,
И щепотку соли.
Вспоминаем до сих пор,
Горький вкус неволи.

МАРОР* - Горькая зелень. (лук, хрен и др.)


ТУМБАЛАЛАЙКА
    
моя новая версия известной песни

Нас Моисей по пустыне водил,
Нас Соломон справедливо судил,
Нынче метель нам в России поёт:
Были вы племя, стали народ.

           Припев:

Тумбала-тумбала-тумбалалайка, Тумбала-тумбала-тумбалалайка, Тумбалалайка шпилт балалайка, Тумбалалайка фрейлехс зол зайн.

Сыплется,сыплется манна с небес,
Дарит Создатель нам сотни чудес.
Долог из рабства к свету побег,
Нынче как манна сыплется снег.

           Припев.

Нашим печалям - тысячи лет.
В горе вопрос, а в Торе - ответ.
Ах, как он тесен, мира галут!
Из наших песен слёзы текут.   
         
           Припев.

Чтоб не забыли мы наших корней,
Каждый из нас носит имя "еврей".
В сердце, как прежде, миру незрим
Светит надеждой Иерусалим.

             Припев.

В Хануку каждый из нас Макавей,
Третий наш храм -это каждый еврей.
Ведь ничего невозможного нет,
Масла в горшочке - на тысячи лет.            

             Припев.

Будет на Хануку яркий волчок,
В Песах по скрипочке бегать смычок,
Будет на Пурим мудрый рассказ,
Милые дети, это для вас!!! 
               
              Припев.   

СФИРАТ ОМЕР

Когда-то это было,
И снова это будет:
Омер пшеницы первой
В храм приносили люди:

Что б каждый долго молод был,
Что б щедрым урожай,
Что бы ни мор, не  морок
Уже не угрожал.

От той муки, известно,
И рос народ и креп:
Замешивали тесто,
И выпекали хлеб. 

Не плодоносит древо,
Без веток и корней:
Был Омер* - мерой хлеба,
Стал Омер* – мерой дней.

Как Только Песах минет,
Считаем семь недель,
И знаем, что отныне –
Прекрасен наш удел.

Идём, мой друг в дорогу,
За сорок девять дней
Дойдём мы понемногу
До радости своей.

Омер*- мера отборной муки, приносимой в храм, примерно 4 литра.
Омер*- Осчёт дней, между праздником Песах и Шавуот. Служение Всевышнему в дни «Сфират а-омер» в наше время состоит в самоусовершенствовании. В Торе сказано: «И отсчитайте себе… семь недель; полными должны они быть» (Ваикра, 23:15).

СЧИТАЛОЧКА

Раз, два , три, четыре, пять…
Будем «Омеры» считать.
Их считают каждый год
С Песаха до Шавуот!

          ЛАГ БА ОМЕР

Как в праздник Лаг ба Омер
Мы разведём костёр,
Так станет мир огромен:
Из братьев и сестёр.

И каждый сердцу дорог,
И светел и любим,
И встал, для всех построен,
Святой Иерусалим.

Напрасно не проходят
Ни Омер, ни строка…
Пока за ручку водим
Мы деток…И века. 

Взрастаем как пшеница,
Тихонько, не спеша…
Вот снова колосится
Еврейская душа

И снова в Лаг ба Омер,
В пятидесятый день,
Пусть каждый будет скромен,
Как дерево, как тень.

И каждый станет проще,
(Хоть все мы - плоть и кровь)
Мы как большая роща,
Где радость и любовь.

РОМАШКИ

В поле ромашки раскрыли ладошки,
Нечего им таить,
Каждый цветочек - солнце на ножке,
Учит людей любить.

И удивиться каждый однажды,
Тем что увидеть смог:
В каждой ромашке, в каждой букашке,
В каждой росинке - Бог.

В зелени светит, в каплях- лучиться,
Вьёт паутинок нить…
Нам у ромашек нужно учиться
Миру себя дарить.

В небе и в поле, в каждой частице...
Бога в себе несём.
Нам у ромашек нужно учиться
Видеть Его во всём.

ЦВЕТА. Загадки

***
Развесёлый цвет КАТОМ
С канапушками знаком.
Мандарин и апельсин
Это дочь его и сын.
Тыква - брат, хурма - золовка,
А жена его - морковка.

(ответ:оранжевый цвет - (катОм))

***
Этот яркий цвет ЯРОК,
Цвет нехоженых дорог,
Унавоженных лугов,
Свежескошенных стогов,
Цвет травы, лесов, полей -
Летний цвет страны моей.

(ответ: зелёный цвет - (ярОк))

***
В поговорке говорится:
"Кровь людская - не водица"
Не черпать её ведром,
Ярок цвет её АДОМ

(ответ: красный цвет-(адОм))

***
Цвет КАХОЛЬ такой воздушный,
Цвет планеты, цвет небес,
Незабудок простодушных
"Птицы Счастья" и чудес.

(ответ: синий цвет - (кахОль),или голубой - (кхЭлет) )

***
Нет кино, но есть экран,
И по цвету он - ЛАВАН.
И бумага ЛАВАНА, творог, простыня, стена,
Снег, ромашки, молоко,
Аист, в небе высоко.
У меня сомнений нет,
Это самый чистый цвет.

(ответ: белый цвет - (лавАн))

***
Обожаю цвет ЦАОВ -
Он добрей иных цветов,
И пушистей, и милей,
И теплей, и веселей.
Он лучом стучит в оконце,
Одуванчиком смеётся,
Мёдом льётся, пчёлкой вьётся,
Как подсолнух к солнцу рвётся.

(ответ: жёлтый цвет - (цаОв))

***
В цвет АДОМ добавь КАХОЛЬ,
Получается - САГОЛЬ.
В жаркий день он станет тенью,
И фиалкой, и сиренью.

(ответ: фиолетовый цвет - (сагОль))

***
Что такое цвет ШАХОР?
Это шляпа и вихор,
Это ласточка в саду,
Это омуты в пруду,
Это старое кино,
Буквы в книге,домино,
И до самого утра
будет наша ночь ШХОРА

(ответ: чёрный цвет - (шахОр))

ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

РУАХ – ХУЛИГАН

Он по улицам витает
Листья павшие гоняет,
Всё хватает, словно тать,
Учит по небу летать:
И летят куда-то шляпы,
(А за ними наши папы)
 Так и рвутся в небеса
Платья, словно паруса…
Следом: мокрое бельё,
Пыль, газеты и быльё…
Это «руах» - хулиган
Заигрался в ураган.
«Ррррууууах» мчится по планете,
А по русски – это ветер.

             ПРЕВРАЩЕНИЕ

Белая манна сыпет с небес,
Не на пустыню - на город, на лес…
Это летящее вниз вещество
В миг превращает мир в торжество.
Но оказалось,  пушистое – плотным,
Искры – водою, нежность – холодной,
А лучезарная чистая даль,
Оборотилась в хлябь и печаль.
Но отчего же это случилось,
Белая сказка в быль превратилась?
«Шелег» в Израиле быстро поблек…
Как же не долог израильский снег.

                МАБУЛЬ

Не кап-кап, а буль-буль-буль,
Не дождинки, а мабуль.
С головой в него ныряем,
и пучину покоряем.
А цфардея* и шаблюль*
Славят яростный мабуль.
Им летящая вода
– Это лучшая среда
Каждый молод и активен,
Если с неба хлещет ливень.

Цфардея* – лягушка, шаблюль* – улитка, слизняк

Снова начался учебный год, родители купили для вас школьные принадлежности. Давайте-ка поговорим сегодня о них.

ЦВЕТНЫЕ МАКАРОНЫ

Раз ворона, два ворона –
Вот и нету «ипарона».
Я, как саблезубый крыс,
«ипарон» в два счёта сгрыз.
Ведь похожи «ипароны»
на цветные макароны.
«Ипаронами» рисуют и набросок и пейзаж,
«ипароном» именуют на иврите – карандаш.

ПРОСТАЯ ШТУЧКА

Часто даже на обед, я беру с собою «эт»
Вдохновенье-то не ждёт, знай поди когда придёт…
Если «эт» искать не нужно – значит ты во всеоружьи.
Можно палец не сосать, а скорее записать. 
Впрочем, «эт» простая штучка, а на русском - это ручка.

ПЁСТРАЯ «МАПА»

Словно пёстрая «хупа»*
На доске висит «мапа»*
На ней изображены
горы, реки всей страны.
На другой, того же цвета
– горы, реки всей планеты.
А на третьей города,
-Что, откуда и куда.
Не даёт нам заскучать,
то что можно изучать.
Карту, знаете вы сами,
можно изучать часами.   

«хупа»*- свадебный балдахин
«мапа»*- в данном случае – географическая карта.

ПРОТИВ МУСОРНОЙ КОРЗИНКИ

Если что ни будь не так,
нужен «мАхак»*, иль «махАк»*.
Против мусорной корзинки
насмерть бьются все резинки.

«Махак»* – стирательная резинка, (ластик)

МАХБЭРЭТ

Увлекательней чем «сэрэт»*,
Моя старая «махбэрэт»*
Множество сюжетных нитей
Сплетены в ней – посмотрите:
Здесь я кофе пролила, здесь играла, здесь спала,
Вот - братишка начеркал, вот - кузнечик проскакал.
Здесь ужасно волновалась, это – ручка поломалась,
Здесь я ногу отсидела, здесь лепила, здесь поела…
Можно многое узнать, заглянув в мою тетрадь. 

Сэрэт* – кинофильм
Махбэрэт* – тетрадь


Дорогие ребята, если вы внимательно читаете наши журналы, то уже заметили, что в каждом номере мы рассказываем вам о вещах и предметах нашего мира: о бумаге, золоте, глине... У всех предметов материального мира – свои физические свойства.
Вот об этих свойствах наш нынешний словарик.
Разгадайте загадки и запомните его «ивритское» слово.

            ЯШАН

Дом ЯШАН - в нём всё  - ЯШАН,
Даже люлька малышам.
Стол ЯШАН, комод, буфет,
Шифоньеру - много лет…
В доме тихо и темно.
Дом живёт уже давно.

            ХАДАШ

Был нам нужен карандаш
Просто карандаш – ХАДАШ.
Мы с подружкой в магазине -
Настоящие разини.
Все товары хороши,
Потому,  что – ХАДАШИМ.
Знамо, нынче не продашь,
То, что вовсе не ХАДАШ. 
Час ходили не спеша…
- Вышли без карандаша.

               ГАДОЛЬ

Жил на свете круглый ноль.
Ноль решил, что он – ГАДОЛЬ.
Долго рос, пыхтел, потел …
Сталь ГАДОЛЬ – и полетел.
Вот летит он над землёй,
Круглый, лёгкий, нулевой.

                КАТАН

Муравьишка – великан: смел и ловок, но КАТАН.
Муравьишкина жена – распрекрасна, но КТАНА.
Дочь – КТАНА, сынок – КАТАНЧИК…
Но дружище Мальчик – Спальчик, говорит ему:
-Братан, Шар Земной – и тот КАТАН!



                АРОХ

«Бабка сеяла горох». Он подрос и стал АРОХ.
Всё вплетает в небеса, листья, словно паруса,
И стручки, как корабли, отплывают от земли.
Стал горошек – Царь Горох, к небу путь его АРОХ.

              КАЦАР

Если что-нибудь КАЦАР,
- Лучше не грустить:
Можно склеить два конца,
Приварить, пришить...
Если то, что вам КАЦАР
Нечем удлинить,
Можно попросту сказать:
- Так тому и быть!

                КАЛЬ

Шарик – КАЛЬ, перо и пух…
(То что  - «эх»,  не то что - «ух»).
Алюминий – это сталь,
Но при этом, тоже – КАЛЬ.

               КАВЭД

Я - огромен, я - КАВЭД,
Ем картошку на обед, масло с хлебом,
Сыр с яйцом, заедаю холодцом.
Очень вкусная еда!..
Только жизнь моя  - КВЕДА:
Ожиренье, диабет,
И огромен, и КАВЭД.


Отгадки: ЯШАН – старый, ХАДАШ – новый, ГАДОЛЬ – большой, КАТАН – маленький, АРОХ – длинный, КАЦАР – короткий, КАЛЬ – лёгкий, КАВЭД – тяжёлый.

В праздник РОШ – АШАНА на столе красуются мёд, яблоки, гранаты… Как и в другие еврейские праздники, всё, что стоит на столе не просто «вкусняшки», всё, чем в этот праздник богат наш стол - это символы надежды и добра.

ПРО ДВАШ* И ДВОРУ*

Лето – жаркая пора,
Во дворе жужжит ДВОРА*.
Ждут весёлую ДВОРУ*,
Во саду ли, во бору... 
Каждый ПЕРАХ* очень рад,
Подарить ей сладкий клад.
И от сладости ДВОРА*
Звонкой радости полна,
Распевает как струна:
- «Славься ХАГ* – РОШ – АШАНА*!
Другу в этот день отдашь,
Даже самый лучший ДВАШ*!
И тогда наверняка,
Будет жизнь у всех сладка!»

ДВОРА* – пчела, ПЕРАХ* – цветок, ХАГ* – праздник, РОШ – АШАНА* – Новый Год, ДВАШ* – мёд.

РИМОН*

Экзотичен плод РИМОН*:
С пупиком, а не ЛИМОН*,
С корочкой, а не ТАПУЗ*,
(впрочем, тоже сладкий вкус).
Круглый, но не АФАРСЭК*,
Сочен – только не ШАСЭК*,
Не АГАС* и не ШЕЗИФ*…
У РИМОНА* – свой «мотив».
Он прекрасен «сам собою»
В праздник я его открою,
Загляну ка, что БИФНИМ*?
Как рубины – ГАРИНИМ*,
Так и брызжут соком в рот
От РИМОНОВЫХ* щедрот.
Ярких ГАРИНИМ* – гора,
Значит столько всем добра,
Столько добрых новостей,
Столько счастья от детей…
Так РИМОН* нам в Новый Год
Песенку свою поёт.   

РИМОН* - гранат, ЛИМОН*- и на иврите, и на русском языке - «лимон», ТАПУЗ* – апельсин, АФАРСЭК* – персик, ШАСЭК* – мушмула, АГАС* – груша, ШЕЗИФ* – слива, БИФНИМ* – внутри, ГАРИНИМ* – косточки, орешки


МАТОК* - КОЛОБОК

Обожаю МАМТАКИМ*,
Обожаю сласти!
СУВГАНИЁТ*, с РИБОЙ* БИФНИМ*
- Это, просто счастье!
ГАРИНИМ* и СУКАРИЁТ*
- Это наслаждение,
ГЛИДА*, ДВАШ* и УГИЁТ*
- Просто объедение!

Я и сам, как колобок,
- сдобный, толстогубый,
я давно насквозь МАТОК*,
круглый и беззубый.


МАМТАКИМ* - сладости, СУВГАНИЁТ* - пончики, на Хануку их обычно делают с РИБОЙ* - с вареньем(джемом), БИФНИМ*- внутри, т. е.(с рибОй бифнИм - с вареньем внутри), ГАРИНИМ* - орешки, СУКАРИЁТ*- конфеты,(одна конфета - сукариЯ), ГЛИДА* - мороженое, УГИЁТ* - пирожные, печенье, МАТОК*- сладкий.

ПУСТЫНЯ - МИТБАР

Лишь пыль, да песок,
Только ХОЛЬ* да АВАК*...
Корабль МИТБАРА* - ГАМАЛЬ*,
Вздымает горбы он - свои паруса,
МИТБАР* - бесконечная даль.
Вода - это МАЙМ*,
- Здесь всего лишь - мираж,
Струится в песках ШАЯРА*.
И путнику, ШЕМЕШ*, вошедшее в раж,
Совсем не желает добра.

ХОЛЬ* - песок, АВАК* - пыль, МИТБАР*- пустыня, ГАМАЛЬ* - верблюд, МАЙМ* - вода, ШАЯРА* - караван, ШЕМЕШ* - солнце.

МОРЕ - ЯМ*

Может ЯМ* - простая яма,
с накопившейся водой?
Нет - морская панорама,
С накатившею волной. 

Бьёт НАХШОЛЬ* - прибой о берег,
Берег - ХОФ*, а ГАЛЬ* - волна.
На волне вскипает КЕЦЕФ*
- Белой пены кружева.

Чайка - ШАХАФ* над волнами,
А над чайкой - АНАНИМ*
проплывают по ШАМАИМ*,
словно КЕЦЕФ* на ГАЛИМ*.

ХОЛЬ* - песок, на нём - ракушки,
называются - ЦДАФИМ*,
Как резные побрякушки,
Нам в подарок от ГАЛИМ*.   

ЯМ* - море, НАХШОЛЬ* - прибой, ХОФ*- берег, ГАЛЬ* - волна, (галИм - волны), КЕЦЕФ* - пена, ШАХАФ* - чайка, АНАНИМ* - облака,(анАн - облако),ШАМАИМ* - небо, ЦДАФИМ* - ракушки,(цЕдеф - ракушка)

Ребята!  Лето – самое прекрасное время года, которое, все мы ждали с нетерпением и, наконец, дождались. Этот «Весёлый словарик» посвящён всему тому, с чем вы повстречаетесь летом: с полем, с лесом, деревьями, цветами, насекомыми…   

    В ЛЕСУ

«Во лесу ли, во бору»…
Во Израильском ЯРУ.
Лес – густой ветвистый ЯР,
Полон он тенистых чар.

Знает ЯР, что ЭДЭР – клён,
Кедр – ЭРЭЗ, дуб – АЛОН,
ОРЭН – колкая сосна,
ДЭШЕ – мягкая трава.
В ней, как твёрдый кулачок
ОРНИЯ – боровичок.
Мухоморный ЗВУВАНИТ
Никого не обхитрит.
Знает каждая букашка,
Его яркую рубашку.

ЦВЕТЫ – ПРАХИМ

Про прекрасные ПРАХИМ
Пишут песни и стихи:

Всем известно, что НУРИТ
Очень скромная на вид,
С золотистой головой –
Скромный ЛЮТИК луговой.

РОЗА – ВЕРЕД – привереда,
Собирай ВРАДИМ в букеты;
Ароматом освежит,
Дамам головы вскружит…

А РОМАШКА – КАМОМИЛЬ,
Разнеслась на сотню миль,
Расплескалась по лугам,
По оврагам, по стогам…
Этот простенький цветок
Знает каждый уголок.

Вот - ПОДСОЛНУХ – ХОМАНИТ,
Твёрдо на земле стоит.
Суждено ему качаться,
Смело миру улыбаться.
Яркий, звонкий и большой
С «ХОМАНИТОВОЙ» душой,
В ней, в любые времена,
Дружно зреют семена.

Грациозна ШОШАНА,
И упруга, и юна…
Всё её хвалила б я,
Называла – ЛИЛИЯ.

ЛАНДЫШ тоненько звенит,
На иврите – ЗИВАНИТ.
Раскидал по плечикам
Белые бубенчики
Хрупкие, хрустальные…
Ах! - Сентиментальные.

Фиолетовый – САГОЛЬ,
СИГАЛИТ – ФИАЛКА.
Этот ласковый цветок
Всем обидеть жалко.
Пусть никто не повредит
Нежный цветик СИГАЛИТ.
 
НАСЕКОМЫЕ – ХАРАКИМ

А бабочка пляшет с цветка на цветок,
Порхает и пьёт нектар.
Запомнить легко, любой мотылёк
Евреи зовут – ПАРПАР.

Скрипач вдохновенно в траве запел,
Зацокал, завосклецал…
Кузнечики – клейзмеры, знают все,
Их так и зову – ЦАРЦАР.

Порхает ПАРПАР и поёт ЦАРЦАР,
Но тонко звенит ЭТУШ,
Я злобный комар, я не пью нектар,
Мне б крови и ваших душ-ш-ш-ш…

И вторит ему молодая ЗВУВ
И лапкой о лапку трёт:
- Вы слышите этот з-з-з-з-звувинный з-з-з-звук?
Мы мухи, нас целый сброд!

В земле копошатся ХИПУШИЁТ
Букашечка – ХИПУШИТ
Кусочек листочка в нору несёт
К детишкам своим спешит.

А вот НЕМАЛИМ, пусть они малы,
Но вместе они сильны,
И вместе умны, и очень дружны
Строители – муравьи.




Продолжение следует.
Рисунок автора