Прости меня, сын. Часть 8

Эльмира Ибрагимова 3
Расулу пришлось нелегко.  Он  забрал  Хадижат  домой  и старался не отходить от нее. Терпел истерики  жены, ее нескончаемые слезы, утешал ее. Но  Хадижат  сейчас не в состоянии была оценить    заботу и великодушие мужа. Она была   подавлена депрессией.   Многочасовое молчание  могло  вдруг неожиданно  перерасти в  истерику, слезы,  крики,  стоны. Расул проконсультировал жену у   хорошего     психотерапевта, и тот   назначил Хадижат    лечение. Кроме   того,   каждый  день приходила  психолог,  обещавшая вывести Хадижат из  стресса.
 - Зачем я тебе нужна такая – пустая? Ты  так мечтал  о детях, о том, чтобы  их было много!   Ты  всю жизнь меня будешь упрекать и ненавидеть за то, что я не могу родить, - кричала Хадижат в истерике, заливаясь слезами  . - Отпусти меня, Расул. Я хочу домой, к  родителям, сестрам.
 - Твой  дом здесь, Хадижат. И никуда  я тебя не отпущу.
 Расулу приходилось  в эти дни возиться не только с больной  женой  и ее депрессией.  Ему приходилось утешать и свою  мать, которая потеряла покой с тех пор, как   узнала о будущем бесплодии невестки.
- Это же несправедливо,  сын. Почему ты должен  остаться   бездетным  из-за нее?- возмущалась она. – Мне искренне жаль Хадижат, но   тебе  надо  расстаться с ней. Не сейчас, конечно, попозже, когда она оклемается.   Тебе нужна полноценная семья, ты  же  так хотел полный дом детей.
 -Почему это я   бездетный, мать? У меня есть сын.   Он  вырастит, женится,  и будут у нас   с Хадижат  внуки и правнуки.  Да и причем  тут   моя жена?? В чем она, бедняжка виновата?   Запомни, мама, я никогда   не брошу Хадижат.  Никогда!  На эту тему со мной больше не говори.
Нурият и самой стало  неловко от этих слов сына, хотя в данном  случае она думала  только о Расуле.

-  Ладно, сын, как знаешь. Я просто подумала,  у тебя ведь не так давно   была женщина, молодая, красивая,  Амина, кажется. Она любила тебя. Может,  ты сможешь ее вернуть? Пусть хотя бы второй женой твоей будет!
- Нет,  я не султан. И второй  жены у меня не будет, не в моих это правилах.   А  Амина  - в прошлом, которое  я не хочу   вспоминать.   Я никогда не любил эту девушку, просто привязался к ней,   так получилось. Я знаю, что Амина  уехала из-за разговора с тобой,  спасибо, ты вовремя вмешалась. Хотя  мне и сейчас  неловко перед ней, она  очень хорошая девушка,  я  сам  был  во всем виноват.  А так… У  меня есть жена, и я ее люблю. Есть и сын.  И прошу, мама, д к этой теме     возвращаться не будем.   
 Случившееся несчастье с нерожденным  ребенком  еще больше  сблизило супругов.  Хадижат, как в спасение ушедшая в заботы о сыне, постепенно поправлялась, а Расул делал все, чтобы это произошло  поскорее. Он  отправлял жену с сыном в санатории  и дома отдыха, в  горы к родственникам. Старался, чтобы они не скучали  и не оставались одни.  Первое время он и сам     не уходил из дому, пока на смену ему не приходила  одна  из сестер Хадижат.
- На нас видимо, проклятие какое-то,  - плакала  Зухра,  старшая   сестра Хадижат.   Мы с Зайнаб    бездетны,  а теперь и    Хадижат   осталась с одним ребенком.    Мурадик  у нас один  на троих  сестер.   
Няньки Мураду не понадобились, скорее наоборот,   бездетные сестры Хадижат ревновали  ребенка друг к другу и с радостью забирали его  при любом удобном случае. Только Хадижат  не любила отпускать  мальчика  даже к ним.   Если какая - то из сестер все же добивалась ее разрешения  забрать племянника к себе,   Хадижат   звонила  к ней  через каждые полчаса. Узнавала – все ли в порядке с Мурадом, что он поел, нет ли температуры и какое у него настроение? 
 Расул  порой с жалостью смотрел на жену: она   зациклена  на  сыне, ни о чем другом  не думает,   а когда остается одна  с Мурадом, то подолгу плачет. Об этом Расулу  рассказал сын.
- Папа кто нашу маму все время обижает? – простодушно задал он свой детский вопрос.
- А почему ты думаешь, что ее обидели?
 -Я сам вижу, мама все время плачет.
- Может потому, что ты балуешься, - попытался  отшутиться Расул, а шестилетний мальчик  серьезно ответил:
 - Нет, папа. Я хорошо себя веду. А она все равно плачет .Вот я и подумал: может , это  ты маму  обидел?
- Она так с ума сойдет, - размышлял  Расул после  очередной истерики жены. - Стала нервной,  раздражительной. Может быть,   найти ей  интересную работу . Там в коллективе отвлечется от своих переживаний, забудет обо всем.   
Когда Мурад немного  подрос,   Расул  на всякий случай предложил жене:   
 -Если  хочешь,   устрою тебя  в библиотеку по соседству с нашим домом. Там хороший коллектив. И с директором я предварительно поговорил.  Я не хочу, чтобы ты,  оставаясь дома,    съедала себя изнутри. Только  одно мое условие-  работа должна быть не на весь день.
- Ну что ты, Расул. Мурадик   скоро в школу пойдет. Его надо   будет забирать, отводить, возиться с ним, уроки делать.
   -  Сейчас это не проблема. Учителей на пенсии  -  толпы.    Наймем Мураду  репетитора, который будет делать с ним   уроки. А за дополнительную плату     этот репетитор   будет    забирать  из школы.  А  отвозить его в школу буду сам.
-Нет, нет, Расул, ни в коем случае.  Я сама буду  водить Мурада  в школу, и приводить тоже буду сама, так мне будет спокойнее, - испугавшись даже  мысли  о том, что  Мурад на время   останется без ее присмотра, ответила  Хадижат мужу. 
 Она    все время была рядом с сыном, с  самого дня рождения  и до   трагического дня   его  гибели. Исключений было немного – три года  подряд  по месяцу он отдыхал  в лучшем   летнем  лагере страны, а потом были  еще   два  неполных  года   его учебы  в Москве. Но  и в этот период Хадижат  не расставалась с ним, звонила по несколько раз в день, а мысленно не разлучалась с сыном даже на минуту. 
Когда  Мурада  не стало, Хадижат  потеряла смысл своей жизни  и хотела  только одного-  уйти из нее. Ей, не находящей себе места и покоя после потери сына,    пронзительно  не хватало Мурада,  его голоса,  грустных глаз и  светлой улыбки.   Она все время вспоминала  сильные  руки сына, его объятия,  когда  уже взрослый  Мурад обнимал ее,  и она рядом с ним  высоким, атлетически сложенным, сильным чувствовала себя маленькой, но абсолютно защищенной.
   За пять лет до    трагедии с сыном    Хадижат потеряла обоих  родителей - вначале  отца, а через год и мать. Тогда ей    казалось, что   сильнее горя  и страданий не бывает.  Мурад вместе с отцом  утешал  маму, а она   плакала   по родителям,   только после их ухода     почувствовав себя по -  настоящему  взрослой. Смерть родителей в одночасье старит   детей, сколько  бы им не было лет.  Мать Хадижат была женщиной глубоко верующей, и именно  это    вначале  помогло   ей пережить  смерть любимого мужа. Она держалась сама  и успокаивала    дочерей, которые    не сразу пришли в себя  после смерти отца.  А когда уже через год  после смерти отца  слегла  и мать,   у Хадижат и ее сестер началась настоящая паника.  Они  уложили мать в лучшую частную больницу,  но даже туда, к неудовольствию  тамошних врачей привели    двух    профессоров   с   кафедры , чтобы они  дополнительно  проконсультировали мать.  И все же  медицина , оказалась    бессильной , хотя для   излечения больной  делалось  возможное и невозможное.
- Трудно    вытаскивать из кризиса  человека, когда в нем пропало желание жить, -  объяснил  дочерям ситуацию  с ухудшением состояния  матери пожилой    профессор.  – Поверьте, я давно в медицине  и    хорошо  чувствую – хочет ли больной жить, помогает ли    врачу  лечить себя или  остается безучастным. Да и Вы, наверное,  слышали    обращение     средневекового врача   к больному:  Нас трое: ты, я и болезнь.  Исход лечения будет зависеть от того, на чьей стороне ты окажешься  –  врача или болезни. Эти слова стали   афоризмом.     Ваша мать  не хочет   помогать врачам, она на стороне болезни.   В ней нет желания жить,  хотя и несовместимых с жизнью  проблем со здоровьем   я  не вижу. Но, чтобы мы ни делали,   положительной динамики нет, и она,  несмотря на наши усилия, угасает. Я даже не знаю, почему   такое   происходит  и  что еще можно сделать? 
 Хадижат и ее сестры знали  «почему это так», - после смерти  отца  мать все-таки сломалась,  хотя    в момент потери  и держалась, и поддерживала дочерей.  Но когда они  успокоились,  пожилая женщина позволила себе расслабиться.   А когда совсем слегла, попросила дочерей:
-Не мучайте меня, девочки, не  лечите. Я не   умею жить без вашего отца и не хочу. Неинтересна мне    жизнь, где  моего Исмаила  нет.  Не знаю, для чего теперь просыпаюсь, для  чего живу?  И что должна делать?  У меня   с ним  столько важных дел было –  еду приготовить, все, что он любит -  я  уже с вечера об этом думала. Потом каждый раз  надо было  уговаривать его одеваться получше. Он   непривередливый был,  вещи новыми в шкафу  годами висели, а отец ваш    только спортивки носил.  Только я   находила  к нему подход, умела переодеть. Говорила : стыдно же перед зятьями, они столько денег отдали на эти костюмы, рубашки, туфли.  И он меня слушался, переодевался.   И гулять с ним парке мы любили, голубей там кормили, лебедей в пруду.   Жизнь нашу долгую вспоминали.  И даже   то время, когда вы маленькими были.
 А теперь   мне говорят:  надо жить, держаться. А зачем?   Как  жить, если     отдельной жизни  без него   у меня уже  пятьдесят лет  как нет, -  говорила   мама   за несколько дней перед смертью расстроенным дочерям. 
 Они плакали,  возражали матери, упрекали, что совсем о них, дочерях не думает. А  мама опять  успокаивали их:
-  Чего  вы   ревете, глупые?   Я  же    счастливая  женщина и мать,   и отец Ваш был счастливым.     Мы с ним пятьдесят два года вместе прожили. Вы,  наши девочки  нас  не огорчили, выросли достойными,  замуж  вышли за  достойных мужчин.  Говорят, счастливые родители – это те, которых хоронят их дети. И которые  уходят спокойными за них.   Мы с отцом всегда были спокойны за вас - у  Вас хорошие, надежные   мужья. С детьми   не очень повезло, но  что  поделаешь? Берегите  Мурада, он у вас один на троих. А    по мне   не плачьте. Это не горе, когда  из жизни уходят пожилые родители - так должно быть.  Настоящее  горе,  если  родителям приходится хоронить своих детей. И не дай Бог никому познать такое.
Продолжение  http://www.proza.ru/2012/07/23/76