Род - этимология термина

Сергей Колибаба
 
Но кому уподоблю РОД (ДОР) сей?
   Матфей 16:16 (на иврите)



Согласно данным науки биологическое равенство людей в социальном обществе превращается в неравенство. В ходе индивидуального развития человека в известных условиях реализуется лишь одна из заложенных генетических возможностей, биологически универсальный мозг развивается односторонне – как мозг охотника или скрипача. В хромосомах (наследственная информация) не записано, какие возможности  мозга надо развивать, а какие – подавлять, развитие индивидуума зависит от случайностей рождения и обстоятельств его жизни. Природа не определяет, кем кому быть, какую специализацию приобрести, специализация – следствие социальных факторов, но не биологических процессов (есть и исключения). Эту ситуацию (наряду с другими проблемами развития) уловили  древние мыслители и создали социальный институт – РОД, в котором с момента рождения, человек подвержен воздействию (обучение и воспитание) и направляется в жизни жесткой системой разделения труда.

 Каждая система разделения труда формирует в соответствии с нуждами конкретного общества организацию воспитания и образования, которая воспроизводит именно таких людей и в определенных пропорциях, какие устанавливаются в ходе совокупного производства, что естественно делается не «автоматически», а в ходе «притирки» производства людей и предметов, перемалывая при этом жизни отдельных людей.
В отличие от родоплеменных обществ Европы времени крушения Римской империи, еврейский народ вошел в этот период, обладая наилучшей организацией общества: развитой системой образования, воспитания, ремесла и торговых отношений, разветвленной финансовой системой (любая идея должна быть, поддержана материально, иначе погибнет) и уникальной идеологической программой развития общества – Библией. Всё это было заимствовано племенными формированиями Европы, и со временем, изменив некоторые положения иудаизма - ФОРМУ, но, не затронув его СУЩНОСТЬ, племена успешно развились в народности и нации.

Естественно, что процесс заимствования (присвоения) иудаизма не мог произойти без изменения примитивных языков племенного мира. В ходе иудейского религиозного влияния на пространстве  Европы в IX-XI вв. возникли новые иудеохристианские языки, в которых  основной словарный фонд составили понятия (образы-сигналы) иудаизма; одним из заимствованных понятий  стало слово – РОД.

1) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень – род. Значение: организация людей в первобытном или патриархальном обществе; совокупность всех поколений людей, происходящих от одного предка; категория систематики, совокупность нескольких видов схожих элементов; разновидность какого-либо явления, объекта.

Этимология декларируется по Максу Фасмеру (праслав. – вставка)
(Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: - вставка) др.-русск., ст.-слав. родъ (греч. genos, genea, ethnos), русск. род, укр. рід (род. п. роду), белор. род, болг. род, сербохорв. род (род. п. рода), словенск. rod (род. п. rodа, rоdа), чешск., словацк. rod, польск. rod (род. п. rodu), в.-луж. rod, н.-луж. rod.

Связано чередованием гласных с церк.-слав. редъ ( vrosis - поедание), словенск. rediti, redim, «кормить, растить». Родственно лит. rasme «урожай», латышск. rads «родственник, род», rasma «процветание, плодородие, урожай», rаzа (radia) «обильный урожай, многочисленная семья», др.-инд. vradhant- «поднимающийся», vardhati, vardhate, vrdhati «растет, умножается, набирается сил», vardhas м. «споспешествование», vardhayati «растит, множит», vrddhas «выросший, большой, старый», авест. v;r;;aiti «растет», var;ait; — то же, греч. orthos - исправить; дор. vorthos «прямой, правильный, истинный», др.-инд. urdhvas «поднятый», возм., алб. rit «расту, увеличиваю».
* Трубачев считает, что слово восходит к праслав. оrdъ, которое не связано с индоиранск, греч. и др. формами на v-.

б) Словарь Владимира Даля
Различает кровное родство (родовое) по общему родоначальнику (по Святому Закону связь одного лица с другим посредством рождения): "Кровное родство определяется по близости и дальности своей, линиями и степенями; каждое колено или поколение составляет степень".

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 1997 г.
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_22.pdf

Родъ. 1. Рождение, «ныне размысли о роде нашем…», XVI в. 2. Роды. 1097 г. 3. Потомство, дети. Изб. Свят. 1073 г. 4. Род – совокупность разных поколений, кровные родственники. 1057 г. 5. Происхождение. 1073 г., и т.д.

б) Национальный корпус русского языка

* Изборник (сборник 1076, часть текстов создано в Болгарии в X веке): «грeси оць на чяда ; на третии и четвьртыи родъ: ответъ».

* Повесть временных лет (XII век) «и по сеи братьи почаша держати родъ ихъ княжение в поляхъ. а въ деревляхъ».

3) Обобщение и вывод

* Викисловарь ссылается на праславянский, славянский (нет текстов) и другие языки, связь между ними (носитель-этнос, литература, письменность) не установлена; язык общей идеологии не выделен.

* Род (клан, колено) –  группа людей, возводящих своё происхождение к общему предку — основателю рода или родоначальнику; родоначальником мог быть человек, или мифический герой, божество и даже животное. Форма организации общества в эпоху средневековья, в качестве законов использовалась родовая традиция, передаваемая  устно. 
В обыденной жизни род связывают прямые контакты, например, отец-сын-внук составляют поколение, их жизнедеятельность укладывается в период времени, отпущенном природой для жизни одного человека, они встречаются во времени (50-60 лет), однако редко люди доживали до возраста прадеда (70-90 лет), родовая информация теряется или извращается в третьем поколении. При разрастании родов появляются боковые ветви, как правило, теряющие общую родословную историю (мифологию) и образующие свою.
Итак,  РОД – поколение совместно живших людей, обладавших одними мировоззренческими установками.

Вывод

Термин РОД применялся в переводах Библии, богослужебных текстах и светской литературе, есть логико-историческое и литературно-богословское основание. Целесообразно содержание и этимологию слова-понятия искать в лексике древнего иврита, в языке идеологии иудеохристианства.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, прочитаем его наоборот и найдем корень.

русск. РОД =  наоборот ДОР = ивр. ДОР род, поколение, обитание; МИДОР ЛЕДОР из рода в род. 

Источник

* См. стронг иврита 1755, ДОР

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_100.htm

б) Библейский образ

* В еврейской традиции понятие ДОР (РОД) имеет широкое значение: подразумевает поколение современников: «В четвертом РОДЕ (ДОР) возвратятся они сюда» (Быт. 15:16); «Род (ДОР) проходит и род (ДОР) приходит, а земля пребывает вовеки» (Еккл. 1:4).

* Выражение "из рода в род" (из поколения в поколение) может означать не имеющее пределов время - "всегда", "бесконечно", "беспрерывно"; например: Исх. 3: 15: «Вот вам имя Мое на веки и памятование о Мне из рода (ДОР) в род (ДОР)».

* Словом ДОР могут также обозначаться похожие по складу ума и характера люди - как нечестивые: «ибо отверг Господь и оставил РОД (ДОР), навлекший гнев его» (Иер. 7:29), так и праведные: «РОД (ДОР) правых благословится» (Пс. 111:2).

Таким образом, очевидно, что русское понятие РОД - идея социальной организации общества, заимствовано из библейской литературы и лексики иврита.

2.12. 2013 г., уточнено 4.12.2017 г.