Размышления о природе искусства и творчества

Владимир Кокинский
Возможность творить, создавать произведения искусств – это Божий дар, позволяющий автору представлять свои ощущения, мысли, суждения в соответствующей художественной форме. Это может быть скульптура, картина, литературное или музыкальное произведение.
Этим даром Господь награждает единицы достойных людей, дабы через них, через их творения помогать человечеству совершенствоваться. У каждого из Великих мастеров был свой взгляды на окружающий мир, свои пути доставления своей мысли до душ созерцателей. И эти мысли, взгляды, бывают доступны к пониманию, далеко не всем. Их работы призваны сподвигнуть нас к обучению, анализу. Они заставляют прислушаться к голосу своей души и, самое главное, ко мнениям и взглядам, находящегося рядом. Ведь любуясь и восхищаясь скульптурами, картинами, литературными или музыкальными произведениями, мы должны не только создавать свой собственный образ, но и стараться понять и принять образ, созданный самим автором, так сказать, «влезть в его шкуру».
Почти все Великие мастера, наделённые Божьим даром воссоздания своих взглядов, мыслей, ощущений, по нашему мнению, были людьми с некими странностями, людьми «не от мира сего». Кто-то нетерпелив, кто-то косноязычен, кто-то рассеян, кто-то глух, кто-то слеп, кто-то просто не умел жить в окружающем его мире по его законам. Можно провести некую параллель между ними, и пророками и юродивыми, обладающими необъяснимыми способностями целительства, предсказания и прочими другими. Все они – одарённые Богом создания! И сила той Божьей искры, посетившей их, настолько велика, что человеческий организм, человеческий разум, человеческая душа не в состоянии выдержать её ослепительного сияния! И чтобы подпитать этот свет, не дать ему угаснуть, они черпают необходимые силы из самих себя, тем самым, ослабляя некоторые свои стороны. Искусство требует жертв! И это самый яркий пример жертвенности человека, в целях постижения дара Божьего.
Искусство – это дар Господа всему человечеству! Поэтому, настоящее искусство не может находиться по другую сторону добра. Никакой высокохудожественный замысел, будь то литературное или музыкальное произведение, скульптура, картина, кинофильм не может нести в себе зло. Он не может вызывать злости. Иначе он уже не будет являться высокохудожественным!
Литературные шедевры Достоевского, Шмелёва, Блейка, Шекспира, Маркеса более века заставляют трепетать человеческие сердца и совершенствовать души читателей, которых с каждым часом становится всё больше и больше. Их переиздают и перечитывают. Можно ли такое сказать о небезызвестных работах авторов, склонных к нацизму, сатанизму, грешащих использованием ненормативных слов и выражений?
Произведения Бетховена, Баха, Шопена, Чайковского, Рахманинова на протяжении многих лет создают в душах людей, красочные картины стихий, чувств, жизни, смерти. Сколько современных работ, называемых «форматом», обеднённых бессвязной пустословицей, сопровождаемые недостойными жестами и движениями, смогут пережить хотя бы полгода?
Волнующие души людей во всём мире творения Ван Гога, да Винчи, Рафаэля, Куинджи, Айвазовского помогают проникнуться духом, отражаемых времён, стихий, чувств. Какие работы, из всего множества современных направлений псевдоискусств, грешащих вызывающим натурализмом и отсутствием моральных ценностей, могут, хотя бы находиться в одном здании с величайшими творениями великих мастеров?
Может ли творческая натура создавать, творить произведение, в состоянии ненависти и злости? Какие звуки могут издать музыкальные инструменты, встревоженные трясущимися от ярости руками композитора? Какую мысль, и каким языком может изложить писатель, находясь под влиянием чувства мести? Что мы сможем увидеть на картине художника, выплёскивающего свои чувства во гневе?
Неужели Творец позволил бы быть своим созданиям, сотворённым Им по Своему образу и подобию, настолько безвкусными, чтобы радоваться нечленораздельным бессвязным звукам какофонии, скупому обыденному слогу, буйству красок и мазков, никак не связанных друг с другом и между собой? Ведь все эти шедевры также создаются, одухотворёнными Богом, людьми, как и Творец Сам создал наш мир.
Искусство – это территория добра, сострадания, человечности и любви. Оно не может способствовать творению зла в принципе. Оно вообще не может иметь к злу никакого отношения. У него изначально иная сущность, иное значение.
Озлобленный человек или человек, охваченный гневом или яростью, неспособен к созданию художественного произведения. Злоба и ненависть настолько прочно заключают человеческую душу в свои оковы, что блокируют и атрофируют творческие порывы, отвлекая и переключая на себя всё внимание, все мысли, все профессиональные силы и устремления. И напротив, любовь, понимание и сочувствие обладают противоположным действием, подстёгивая к творчеству, расширяя его диапазон, вдохновляя и воодушевляя! Именно эти чувства являются движущей силой художника, писателя или музыканта.
Всё что может быть в нашей жизни хорошего, доброго, приятного – создано с любовью. Поэтому, чтобы мы не делали, с кем бы не общались, нужно всегда помнить, что в основе всех наших мыслей, должна главенствовать любовь. Это гарантия положительного результата, задуманного нами!