Владимир Высоцкий. Не хочу быть Жегловым!

Дмитрий Ятокин
  Адрес для встречи изменить нельзя. Ваганьковское кладбище, правее от входа. Вот уже тридцать вторая встреча без Владимира Высоцкого. Дата не круглая, телевизионные «киллеры» обойдутся без «сенсаций и расследований». А мне хочется поговорить. О Высоцком, о Говорухине, о выборах Президента. Какая связь? Для тех, кто ищет – всегда найдётся!

      Перед мартовскими выборами президента, господин Говорухин, как главный имиджмейкер Главного, не нашёл более надёжного способа повысить рейтинг кандидата, чем показать фильм «Место встречи изменить нельзя». Народ хором выкрикнул молитвенное: «вор должен сидеть в тюрьме» и пошёл голосовать за Жеглова. Станислав Сергеевич во второй раз подсунул народу лубочный образ Робин Гуда, заступника, который обидчиков народа замочит там, где поймает. Выборы прошли успешно, победителей в России никогда не судят.

     Так в чём же обаяние фильма «Место встречи»? В мощной фигуре Высоцкого, в таланте режиссёра Говорухина? Или в сознательном жонглировании режиссёром Говорухиным такими  важными для общества понятиями, как закон и справедливость?

       Авторы сценария фильма «Место встречи» братья Вайнеры не раз говорили, что фильм получился совсем не таким, каким они его задумывали в своём романе. Банда «чёрная кошка», криминальный авторитет Фокс, грабежи, убийства – это всё пунктиры. Основная битва идёт между антагонистами Жегловым и Шараповым. Битва между добром и злом, между законом и «понятиями». В фильме с помощью режиссёра «правильный» Шарапов проигрывает «сражение». Его образ получился каким-то придурковатым, сентиментальным, слюнявым. Другое дело хамовато-обаятельный Жеглов! Это наш человек! Брутилище! И в морду даст, и обматерит, и унизит коллег, но и, когда нужно, пойдёт за своих на амбразуру.

       А что же так не понравилось Вайнерам? Да то, что Жеглов получился главным героем, а Шарапов всего лишь персонажем. А должно было быть с точностью до наоборот. Посмотрите, какой главный герой намечался сценаристами: харизматичный молодой мужчина, образованный, ушедший на фронт добровольцем. Воевал в разведке, ходил в тыл врага и брал «языков» живьём. Орденоносец. Демобилизовавшись, он не бродил по кабакам, не пьянствовал, не хвастался своими боевыми заслугами. Опять же добровольно напросился на работу туда, где опасно – в МУР. Это он, как фронтовой разведчик, разрабатывал операцию по внедрению в банду чёрнокошатников. Это он попал в логово бандитов, встал под пистолет. Это он не струсил, довёл операцию до конца и взял таки главаря шайки Горбатого.

      И именно Шарапова должен был играть Высоцкий. Так настаивали Вайнеры. И так хотел сам Владимир Семёнович, о чём сам рассказывал на одном из «домашних концертов» в кругу друзей. Пофантазируйте, какой получился фильм, если бы Высоцкий играл Шарапова, а Конкин – Жеглова? Перевес был бы на стороне закона, а не справедливости по версии Жеглова-Говорухина.

      Ведь кто такой на самом деле Жеглов? Карьерист, любыми способами добивающийся своих целей. Беспринципный человек. Вор должен сидеть в тюрьме? Да! Вот только вину преступника нужно доказать, да и называть человека преступником позволительно лишь суду, а не оперативному сотруднику, подбрасывающему улики по карманам.

      Ну и как вам такой фильм? Конечно, спорный, дискуссионный. Но посмотреть такую версию хотелось бы. Тем более что Высоцкий пробовался на роль Шарапова. Но за всех всё решил господин Говорухин. Он не хотел рисковать проектом и подсунул зрителю беспроигрышный вариант: главный герой самолично вершит суд, единогласно определяет, что справедливо, а что нет! Получилось блестяще? Да это как сказать!

      Говорухин и дальше в своём творчестве тяготеет к фильмам «по понятиям». Следом за «Местом встречи» идёт «Ворошиловский стрелок», где опять царит не закон, а российское представление о справедливости. Где главный герой самостоятельно определяет виноватых и воздаёт им «по заслугам». По-говорухински, без суда и следствия! Станислав Сергеевич уверен, народ его поддержит!

      Сегодня Высоцкому было бы 75 лет. Мы вполне могли бы встречать поэта на улице, видеть его на экранах телевизора. Но какого Высоцкого?  Кем он был бы в наши дни? Артистом? Снимался в сериалах? Или вместе со своим «другом» Золотухиным работал антрепризы?

      Продолжал давать концерты, писал стихи? Посмотрите на Розенбаума, Евтушенко, вспомните хотя бы одно стихотворение, которое они написали за последние тридцать лет?
Высоцкий стал бы режиссёром театра на Таганке? Отколол себе часть труппы? И какой репертуар играла бы эта труппа? Гамлета? А Высоцкий в роли тени отца Гамлета? На мой взгляд театр на Таганке нужно превратить в музей, повесить мемориальную табличку «Здесь располагался знаменитый в советское время театр драмы и комедии под руководством Юрия Любимова и труппой уникальных артистов во главе с Владимиром Высоцким».

     А может Высоцкий стал бы общественным деятелем? Возглавил оппозицию? Создал движение «Жеглов за честные выборы»? Может быть, став депутатом, заседал в ГосДуме, сидел рядком с Кобзоном, Говорухиным, Розенбаумом? Это зрелище не для слабонервных! Так и хочется воскликнуть: «Владимир Семёнович! Спасибо, что закончили жизнь трагически и в точный срок!»

     А каким представится Высоцкий для молодого поколения? Для тех, кто думает, что бабинный магнитофон – это бабушкин магнитофон. Удивительно, что фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» снял не Говорухин. Какой образище получился, прямо культ нашего времени! Артист, шоумен, прожигатель жизни! Деньги, рестораны, женщины, водка! Жёны, любовницы, проститутки. Скандалы, интриги! Конечно же – оппозиционер советской власти. И вследствие этого – наркоман. Смерть таинственна: то ли убийство, то ли самоубийство. Ну чем ни пример для подражания?

     Эстафету «лепилы» лубочного образа Высоцкого из рук Говорухина подхватил сынок самого Высоцкого – Никита. Этот господин, или как его назвал сам Владимир Семёнович, расторопный член семьи, ещё менее подвержен моральным принципам, чем господин Говорухин.
«Сегодня культовым персонажем младозелёных является шоумен – наркоман? Так получите моего отца в лучшем виде! Алкоголик, наркоман, бабник».

       Завтра потребуется ещё более отвязный герой? Не волнуйтесь, Никита Высоцкий доработает сценарий, без чернухи мы не останемся. Владимиру Семёновичу при живом сыночке ещё долго придётся «вертеться в гробу», проклиная родственничков.

       Удивила и восхитила наверное единственная женщина, которая бескорыстно любила Владимира Высоцкого - его жена, знаменитая французская актриса Марина Влади. Не давшая ни одного интервью нашей «жёлтой» теле-прессе, она после фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» прервала практически тридцатилетнее молчание и заговорила. Не просто заговорила, а закричала! Это был крик женщины, которую резали по-живому!

        Вот её комментарии: «Этот фильм оскорбляет Высоцкого и нашу общую жизнь. Это аморально. Не просто скандально, а грешно! Я в отчаянии! Ужасно, что Никита не чтит своего отца».

        Сам Владимир Семёнович мог бы прокомментировать фильм так: «Неужели такой я вам нужен после смерти?»

         А молодым ребятам, пытающимся разобраться в феномене Владимира Высоцкого, я бы посоветовал не смотреть фильмы «Место встречи изменить нельзя» и «Высоцкий. Спасибо, что живой», а начать изучение творчества с ранних фильмов «Интервенция» и «Опасные гастроли». В них вы увидите молодого, живого Высоцкого. Формат фильмов – голливудский вестерн. Здесь артисты поют, танцуют, стреляют и погибают красиво.

     Ну, и конечно же, слушайте песни в исполнении самого Владимира Семёновича Высоцкого. Вы всё поймёте без подсказок, он сам объяснит вам, где правда, а где ложь! И про его жизнь, и про нашу действительность. Ведь не зря он сам в одном из стихотворений говорил:
- Ни единой буквой не лгу! Я был чистого слога слуга!