Федор Шолохов. Глава IV

Михаил Дорос
  Шел 1961 год. Прошло пять лет с того момента, как я вышел из лагеря Героем СССР. Все вроде бы уже должно забыться, но к сожалению человеческая память устроена так, что воспоминания, которые сильно ранили тебя в душу, трудно выбросить из головы. Так же трудно забыть и тот момент, когда я увидел воронку на месте моего отчего дома. Я как сейчас помню тот момент: я стою у края воронки и смотрю вниз. Рядом шумит старая вишня, там, впереди, заросший травой огород приветствует меня, вот он я - единственный, кто остался из хозяев этого двора... Больно вспоминать такие моменты, больно до самых жилок... В таких случаях я обычно достаю из кармана старый, потертый мешочек с землей, которую я зачерпнул рукой из воронки, и начинаю его мять... Всю войну я носил этот мешочек под сердцем вместе с фотографиями, и все последующие шестнадцать лет тоже... Вот она греет душу родная земля...
 
  Пять лет, проведенные в моей семье, пять лет новой жизни, пять лет радости... Любящая жена, сын, близкий друг, который не оставил в трудную минуту, вот те люди, которые теперь стали мне дороги. Отрадно сознавать, что теперь ты кому-то нужен, кто-то тебя любит, ждет, волнуется за тебя, для кого-то ты пример для подражания, пример героизма, а для кого-то ты просто близкий человек... Все это я обрел в новой семье, с Женей, Ванечкой и Петей... Теперь они - моя семья...

  Война обожгла меня, обожгла всю мою кожу и теперь мне трудно двигаться... Старое всплывает наружу при любом напоминании о тех событиях... До сих пор хранятся у меня на полке фотографии с фронта, моих боевых товарищей, наша детская фотокарточка, где мы с ныне уже покойным братом в обнимку стоим на улице, в то время в нашу станицу приезжал фотограф... Фотография моих родителей стоит у меня на особом месте, на тумбочке рядом с кроватью, и когда я ложусь спать, то обязательно желаю им "спокойной ночи"... И хотя мне уже давно за сорок, я все равно просыпаюсь по ночам, когда мне снятся кошмары, связанные с войной, и долго не сплю. Часто в таких случаях я чувствую как по моей грубой щеке текут слезы... Чувствую, что вот, всего несколько мгновений назад, я стоял у этой страшной воронки и не знал, что мне делать... И тут я просыпаюсь... Страх и ужас одолевают мою душу, и я начинаю озираться по сторонам. Что? Где? А голос старой женщины все еще слышится у меня в ушах: "Пожилого мужчину расстреляли, а спустя несколько месяцев бомба попала прямо в дом..." И мурашки бегут по моей спине, ничто я так хорошо не помню как этот момент... Вообще каждый день войны врезался в мою память по особенному, и каждую ночь я мучаюсь, борясь с проклятыми врагами... Но на утро все утихает, я снова вижу своего сына, которые просит сходить с ним в библиотеку, он совсем не такой как я, совсем с другими взглядами и интересами, больше похож на мать, и мне это приносит радость... Не надо быть похожим на меня, не надо напоминать кому-то обо мне... Пусть, когда я закончу свою жизнь, полную горя и ужаса, никто не вспоминает обо мне, но я был бы очень признателен, если кто-нибудь в день Великой Победы принесет цветы на могилку, разведчика Федора Шолохова...

  Иногда мой сын жалуется мне, что ему снятся страшные сны, будто он - участник тех страшных событий и спасает бегством свою жизнь. В таких случаях я обычно прошу его пересказать его сон. И мой мальчик рассказывает мне о гибели людей, которые якобы являются его друзьями, о том, как он спас юношу, но тем не менее тот погиб, когда они вместе выходили из окружения, о том как он кричал: "БЕГИ!", а его не слышали. Но потом сон обрывается и он ничего не помнит дальше. Я успокаиваю его, говорю, что это просто фантазии и страхи перед будущим, но в душе понимаю, что иногда по ночам мой сын переживает то, что я испытал в жизни...


"...и я думаю, что когда меня не станет, ты, мой сынок, прочитаешь эту запись и поймешь, с чем связаны твои детские сны и страхи... Прости меня... Я от всей души желаю тебе и будущим поколениям мира и спокойствия, что бы никто и никогда не испытал того, что помню я... 
 
  Итак, слушая тот твой повторяющийся сон, я часто вспоминал те моменты и под твои слова из моей памяти выходили люди и события, связывающие меня с ними... Имена моих бывших товарищей я скрою и обозначу первыми буквами их имен... Ну а теперь же я хочу рассказать, от части тоже самое, что испытываешь ты во снах, но с маленьким нюансом - герой этих событий я...


  Стояло лето 1943 года...
  Ярко светило солнце, мирно чирикали птицы в лесочке напротив, иногда слышалось кукование кукушки... Пятеро советских солдат ползком пробирались между колючего кустарника, заполонившим все невозделанное поле. Одежда цеплялась и рвалась о колючки, иногда они доставали и до кожи, впиваясь в руки и ноги. Я полз первым. У меня за спиной было много часов напряженной и нервной работы: я был разведчик... С большим трудом наша группа смогла выкрасть из немецкого штаба карты, на которых было расположение немецких войск и дальнейших их действий. Затем пять часов изматывающего бега. Затем ползком до следующего леска... Ребята устали, устал и я... Но останавливаться нельзя, иначе нас могут поймать... Уже вроде бы должны быть наши, вот тут где-то, но их нет - отступили... Доползли кое-как до леса, немного передохнули... Поднялись, пошли дальше... Впереди И. - молодой паренек с Кавказа, который только несколько дней назад попал в нашу группу-, за ним я, за мной остальные... ( ты можешь увидеть их на одной из фотографий, там именно мы впятером, за три дня до того как нас отправили на это задание)  Карты нес капитан нашего отряда Е. Он был самый старший - самый опытный. Любил меня поспрашивать насчет того, что я думаю относительно исхода той или иной операции - ему нравилось как я рассуждаю, все время улыбался и поддакивал мне, хороший был человек, сильный духом. За Е. шел С.  Мой ровесник, тоже крепкий парень, хороший боец. Все время оптимистически смотрел на исход боя и операции, любил свою работу... За ним шел последний из нашей группы - В. Знающий жизнь мужчина, неплохой разведчик, еще в Первую Мировую воевал... Но судьба так распорядилась, что из всех этих замечательных людей в живых остался только я один...
  В лесу тихо, никто не нарушает его покой. Солнце пробивается сквозь густые кроны деревьев и пятнами ложится на землю. Где-то зашумела вода - близко ручей, но к нему не пойдем, там могут быть люди... Идем тихо, скрыто... Внезапно впереди кто-то отчетливо сказал: "Стоять!" Мы остановились. Кто это? И откуда донесся голос? И. осторожно присел и знаком показал нам, что говорили не нам, что противник внизу, на полянке, - это русские. Обрадовались мы сначала, а потом я заметил, что за ними мальчик стоит, плачет. Понял я в чем дело. Говорю Е., что пойду отучу их у детей еду отбирать. "Иди, только не подведи": отвечает мне командир. Ну и я ползком начал подбираться к ним. никого с собой не взял, те ведь вооружены, могут и застрелить... Но потом смотрю С. вдогонку за мной пустился, я ему на пальцах и показываю: обходи справа. А сам тихо нож свой из сапога вытащил и заткнул его за пояс. Подполз еще ближе, осмотрелся, трое солдат оказалось и два мальчика.. Один солдат и паренек за деревом стояли, не видно их нам было... Ну я встал, достал пистолет и, направив его на одного гада, двинулся на них... "Отдай обратно, то что отобрал, сволочь!": крикнул я одному. Они насторожились, направили на меня винтовки. "Я ведь помру, а тебя завалю...": говорю я все тому же, на других даже не смотрю... Нервничает, собака, я это вижу... Остановился я: сильно близко подошел. А эти гады и не думают выполнять мой приказ, ну я решил все, поубиваю всех. "Последний раз повторяю!": говорю им. Один ухмыльнулся и начал обходить меня справа.. Пусть обходит... Быстро бросаюсь в сторону и, выхватив свой нож, метаю его в того, что стоял передо мной.. Недолго думая, чтобы второй не наделал шума, я бросаюсь на него.. Но видимо и дезертиры сами не хотели выдать свое присутствие выстрелами, потому что правый отбросил винтовку и, негромко крикнув третьему, чтоб подстраховал, бросился на меня с ножом. Ну я уже с голыми руками, увернувшись от его удара ножом, кинулся ему в ноги, и, схватив его под колени, поднял над собой. Тут же я его воткнул головой вниз в землю.. Убил.. Все было так быстро, что сами дезертиры даже не поняли что произошло.. Огляделся я, смотрю стоит С. все еще держа рот последнему, третьему врагу, закрытым рукой, и осторожно кладет на землю.. Я ему показываю рукой молодец мол. Отдали парнишкам то, что отобрали эти трое.. Всякая всячина там была: орехи, пара яблок, немного малины, все, что нашли ребята в лесу... Голод все таки... Поблагодарили нас мальчики, дали нам по яблоку в ответ, но мы не взяли, пусть лучше кому-нибудь другому отдадут, более нуждающемуся. Поспрашивали немного ребят о событиях происходящих, да и пошли обратно... Далеко отступили наши, очень далеко... Село есть близко, но идти туда не надо, немцев в округе много... 
  Еще пол дня идем по лесу, в надежде, что скоро выйдем к нашим... В. поскользнулся и подвернул ногу, теперь несем его на плечах по очереди... Идем грустные: можем больше и не увидеть своих ребят... После того, как я и С. расправились с тремя фрицами, мы еще три раза натыкались на немцев, но все время они нас не замечали... Пока везет... Идем очень осторожно, все время прислушиваемся. Наступила очередь нести В. самому молодому. Взвалил на себя товарища и пошел вперед кавказец... Идет осторожно, понимает, что если что: не убежать ему с В. на плечах. Впереди показалась небольшая полянка. Слева от нее неглубокий овраг. С. пошел проверил, можно ли выходить: можно, но лучше не надо. Начали огибать полянку. Обогнули. Иду последним и все время назад оглядываюсь: вдруг кто идет за нами, но нет - никого. Споткнулся, приостановился, товарищи мои уже отошли от меня далеко... Внезапно слышу впереди выстрелы. Тут же бросился на помощь своим. Добежал до места боя: небольшой склон вниз, внизу стреляет В., видимо скатился туда, С. и Е. отстреливаются от немцев совсем с другой стороны, за каким-то валуном прячутся,  напротив меня (склон от меня вниз, а потом вверх, образуя как бы небольшой овражек). А немцы то внизу, недалеко от В. Окружают его, вижу. Начал осторожно смещаться вправо под прикрытием деревьев... Быстро вышел на нужную позицию. Как дал по немцам! А они даже не поняли кто по ним стреляет... А я еще раз как дам! Троих сразу положил.. А вот остальные пять попрятались на дне овражка за валунами... Гранату бросит боюсь: внизу то товарищ отстреливается. Ну начал опять смещаться в сторону, стрелял то по немцам из-за деревьев, не видели они меня... Е. и С. тоже стреляют, но без успеха, Фрицы плотно засели там, не высовываются. Я тоже не высовываюсь из лесу, сижу там и жду, когда те первые решат выглянуть... Внезапно слышу стрекот автомата. Это И. начал стрелять... "Дурак": думаю... Но нет, повезло И. - убил одного - но зато другие как дали по нему, что И. был вынужден опять спрятаться и не высовываться... Почему-то В. не стреляет... Тем временем фрицы совсем распоясались: начали ползком к И. подбираться. Тут-то мы по ним и дали... Двоих убили, а остальные два опять спрятались. Не вытерпел я: выскочил из укрытия и побежал вниз по склону. Бегу, вижу немцы заметили меня, я с ходу и выпалил в них последние патроны, но ни разу не попал. Благо, ребята не прозевали момент, добили их... Мы с И. подошли к В.: мертвый он лежит. Взвалили его на себя и донесли до С. и Е. Погоревали мы конечно: товарища потеряли! Но нести его с нами не решились, все таки живыми хотелось дойти... Отошли немного от места боя и похоронили его на возвышенности... С. сделал крест из палок и поставил на могилке... Будем вечно тебя помнить, В.!
   В вечеру ливень пошел: гром, молния, а мы все идем, вязнем в грязи, а идем... Идем грустные: все таки уже всю войну вместе были, как семья, а тут одного члена семьи не стало... Я опять позади всех иду, печальный-печальный... И. тоже покоя не найдет: это он споткнулся и полетел в овражек вместе с В. на плечах... Мы успокаивали его, успокаивали, а потом оставили в покое: пусть, должен сам понять, что не его вина это, а наша общая...
  Дождь усилился, и идти стало совсем невозможно... Остановились под елью, я закурил... Сигаретка быстро согрела меня: я подбодрился и немного пришел в себя... И. присел у ели и решил вздремнуть, не знаю получилось ли у него... А С. и Е. отошли в сторону... Через несколько минут С. полез на дерево - решил осмотреться...  Осмотрелся, слез, говорит село какое-то видел недалеко... Е. боится идти туда, говорит, что там немцы... Ну С. тогда решил сам сходить, разведать. Отпустили, пусть идет, нам горячее питье не помешает: ночь и день без остановки идем...
  Ждем уже пол дня как, а С. все никак не возвращается... Думаю, что надо идти за ним, вдруг что случилось, ну и пошел... Недолго искал... Как только до села дошел так и увидел... Лежит у дороги бездыханное тело С... Осмотрел я село, вижу, немцы там, ну думаю все, сейчас гранаты достану и поубиваю всех, но вовремя спохватился, сам то ведь сгину... К дороге подползать не решился, там два солдата стоят, увидят меня и все - конец мне...
  Пришел обратно в лес подавленный... Рассказал все, что видел, Е. и И. Сразу поднялись и пошли... Вдруг нас опять заметят, тогда вообще никто не дойдет до своих, и карты пропадут... Долго шли...  На следующее утро впереди река появилась... Но весь берег занят немцами, а по ту сторону - нашими.. Долго смотрели мы на представившуюся нам картину из леса. Наконец решили: стемнеет, мы тихо подойдем к реке и переплывем в том месте, которое подальше от немцев, до него недалеко ползти... Ну ждем вечера... Томительно время тянется: мимо места, где мы прячемся, несколько раз проезжали машины - лежим, не шевелимся... А ведь есть то тоже хочется, все таки уже третий день без еды...
  Еле-еле дотерпели, как на иголках лежали... Только И. в середине дня задремал до самого вечера... Наконец вот она - темнота... Разбудили мы И. и двинулись все вместе к реке... Ползем осторожно, все к земле прижимаемся, что бы не увидели нас... Фрицы прожектором светят, смотрят на безмятежную гладь воды - вдруг переплыть кто захочет... Но мы правильно выбрали место, там и река не широкая, и темненькое местечко - врятли заметят нас...   Уже почти доползли до реки... Я первый, Е. за мной, И. самый последний....Внезапно на нас падает луч света... Поднялись крики, ругательства на немецком... "Бежим!": закричал Е., и мы, поднявшись с земли, что было мочи рванулись к реке. Застрочил автомат, вокруг нас засвистели пули... Я первым забежал в реку и поплыл... Я плыл, не оглядываясь... Вот уже и нашем берегу начали стрелять, прикрывать нас... Тут я оглянулся: на берегу, обливаясь кровью, лежал Е. "Федька! Карты!":закричал он, и бросил свой планшет в мою сторону. Я увидел, как Е. тут же расстреляли... Превозмогая свой страх перед смертью, я бросился назад, за планшетом.. Е. не добросил его до меня, но все же расстояние до планшета существенно сократил... Взял планшет в одну руку, а другой натянул ремень от него себе на шею... Теперь надо было сильно выложиться, что бы выжить из этой суматохи... Я поплыл... Вот заметили и меня и начали стрелять по мне... Я нырнул, что бы скрыться из виду.. Проплыв под водой довольно долго, я уткнулся руками в дно: берег рядом. Вынырнув, я изо всех сил бросился бежать к кустам у берега, что бы скрыться от пуль.. Внезапно столкнулся с И., он тоже - живой, весь мокрый - бежал рядом.. Скрылись от немцев за какой-то возвышенностью.. Переждали немного... Ну думаем, все, спаслись... Но тут началась бомбежка нашего берега... Раз нас присыпало землей, два... На третий мы как рванули к нашим, к окопам.. Бежим, что есть мочи... И тут я цепляюсь за что-то своим планшетом... Раз... И все - я на земле... Пока понял, пока отцепил планшет от куска колючей проволоки, И. уже вдвое сократил расстояние до наших окопов... Только я приподнялся и решил бежать за ним вслед, как его разорвало прямо у меня на глазах... Бах! И нету... Только воронка на его месте... Какой ужас меня одолел тогда... Как мне было жалко И! Уже не помню как я сам добежал до своих, как они меня затащили в окопы... Помню только крик Е. и как разорвало И... Ну, там уже меня доставили в нужную мне часть, к моему начальству. Отдал я им карты, очень важны они оказались, и только потом я узнал, что благодаря этим картам наша авиация уничтожила скрытую немецкую танковую часть... А вот мало кто знает, что эти уничтоженные танки стоили жизни четырех замечательных разведчиков... Моей команды...

  Меня тогда наградить должны были, но что-то замешкались и так и не наградили... Ждала меня эта медаль, а потом и сама сгинула во время бомбежки... Так что я довольствовался только благодарными словами... А вот товарищей мне моих никто не смог вернуть... Так и перевели меня в другую группу... 

   Ну вот собственно и вся история, которую я хотел тебе рассказать, мой сын... Я конечно не писатель, и тебе возможно будет не очень интересно читать этот маленький рассказ, но все же в тех событиях скрыты причины твоих кошмаров.. Прости меня за это...
                Твой отец.
                Федор Шолохов."