Ойген Бертольд Брехт – выдающийся немецкий драматург, теоретик драмы, режиссер, прозаик и поэт – родился в феврале 1898 г. в Аугсбурге в семье директора бумагоделательной фабрики. С восемнадцати лет он учился в Мюнхенском университете, изучал литературу и философию, а затем медицину. В 1918 г. будущий писатель был мобилизован в армию и служил санитаром в одном из госпиталей в Аугсбурге. После окончания войны Брехт в 1919-1923 гг. продолжал учебу в университете. К революционным событиям 1918-1919 гг. он отнесся в целом равнодушно. 1 мая 1919 г., когда шло сражение за Мюнхен, Брехт брал уроки верховой езды, а 2 мая, когда победители расстреливали согнанных во двор городской бойни революционных рабочих Мюнхена, он читал друзьям отрывки из своей пьесы. Все это, впрочем, не мешало ему исповедовать левые взгляды и сотрудничать с социал-демократическими газетами.
Писать Брехт начал рано, причем приобрел известность первоначально как поэт. Большое влияние на его поэзию оказал развившийся после Первой мировой войны жанр зонга, который Брехт называл «народной песней больших городов». Его привлекало свойственное этому жанру сочетание броских, рассчитанных на мгновенное запоминание лозунгов и сложной образности, вызывающей ассоциации с классической немецкой литературой. Так «Баллада о мертвом солдате» (Брехт сам исполнял ее в политических кабаре, аккомпанируя себе на гитаре) сатирически пародировала и переосмысливала известных «Гренадеров» Гейне. Этот прием останется у Брехта и в дальнейшем. В своих драмах он постоянно будет обращаться к общеизвестным произведениям, будет пользоваться сюжетами, заимствованными у Софокла, Шекспира, Шиллера, Горького и многих других драматургов и прозаиков. Вставные песенные номера в пьесах возникнут из вольных переложений стихов Вийона, Киплинга, Гейне и иных не столь знаменитых авторов.
Первая напечатанная пьеса Брехта «Ваал» увидела свет в 1922 г. В том же году в Мюнхене были поставлены «Барабаны в ночи». Спектакль имел успех и несколько месяцев спустя шел уже на сцене берлинского Немецкого театра. В мае 1923 г. в Мюнхене поставили третью пьесу Брехта «В джунглях городов». Последней существенной работой Брехта, обеспечившей ему всеобщее признание и открывшей перед ним двери берлинских театров, явилась постановка в марте 1924 г. «Жизни Эдуарда II Английского».
В 1924 г. Брехт переселился в Берлин, где в ту пору действовало более шестидесяти театров. С 1926 г. он служит в должности драматурга в Немецком театре Мака Рейнгардта. В 1926-1927 гг., задумав пьесу о чикагском кризисе 1909 г. Брехт основательно изучает политическую экономию, штудирует труды Маркса и выступает с лекциями в рабочей марксистской школе. Не смотря на то, что пьесы его шли на сценах столичных театров, он по-прежнему был больше известен как поэт. Широкую известность принес Брехту сборник «Домашнии проповеди» (1927). Вошедшие в его состав псевдоамериканские, завывающе-пронзительные, иронические песни-зонги как нельзя точно отвечали духу «бурных двадцатых». Одни критики окрестили их «новым Откровением», другие – «псалтырем дьявола».
Современники зачитывались стихами Брехта, однако сам он все свои творческие планы связывал с театром, причем не со старым буржуазным театром, а новым, «эпическим театром», который ему надлежит создать. Принципы, на которые должен опираться эпический театр, сложились у него уже в конце 20-х гг. (В полном объеме теория «брехтовского театра» была изложена позже в целой серии блестящих статей, среди которых следует упомянуть «Об опере» (1930), «Об экспериментальном театре» (1939), «Малый органон для театра» (1949), «Диалектика на театре» (1953)). В основе театральной реформы, задуманной Брехтом, лежало новое отношение к зрителю, который переставал быть пассивным потребителем, но делался как бы соучастником творческого процесса. Из зрелищного, развлекательного искусства театр превращался в своеобразную школу. Зритель в брехтовском театре обязан был все время помнить, что он присутствует на спектакле, а не переносится в воображаемый мир. Иллюзорность представления разрушалась условностью декораций, плакатами, постоянными обращениями исполнителей к зрительному залу. В этой связи Брехт заменил традиционное драматическое действие, ориентированное на чувства зрителя, повествованием, которое апеллировало к его сознанию. Но при этом характеры героев не должны быть «рупорами идей». Он писал: «На сцене реалистического театра место лишь живым людям во плоти и крови, со всеми их противоречиями, страстями и поступками. Сцена – не гербарий и не музей, где выставлены набитые чучела». Фабула, история действующих лиц, существовала в его театре как бы сама по себе. Но она постоянно прерывалась прямыми авторскими комментариями, лирическими отступлениями, чтением газет и своеобразным, всегда актуальным конферансом. Брехт сознательно разбивает иллюзию непрерывного развития событий, разрушает магию скрупулезного воспроизведения действительности.
Очень часто Брехт представлял на суд зрителя уже известные сюжеты мировой литературы, поданные в совершенно необычной трактовке и парадоксальном ракурсе. Так в 1928 г. была написана и поставлена в Берлинском театре на Шиффбауэрдамм пьеса «Трехгрошовая опера» (своеобразная современная версия легендарной «Оперы нищих» Джона Гея), принесшая автору триумфальный успех на сценах всего мира (музыку к спектаклю написал Курт Вейль). «Орлеанской деве» Шиллера Брехт противопоставил свою «Святую Иоанну скотобоен» (1932) - рассказ о чикагской проповеднице Иоанне Дарк, которая своими речами пытается обратить рабочих на стезю добродетели.
В 1933 г., с приходом к власти нацистов, Брехт стал добровольным эмигрантом. (Его отъезд не был спонтанным бегством: он успел перевести за границу все свои наличные средства, вывез из Германии свою библиотеку и даже большую часть мебели). Сначала он отправился в Прагу, потом в Париж, и, наконец, нашел пристанище в Дании, где проживал в собственном доме до конца 1938 г. О театре пришлось на некоторое время забыть, и Брехт поневоле перешел к прозе. В 1934 г. он переделал свою «Трехгрошовую оперу» в «Трехгрошовый роман». Оставив прежний сюжет, писатель добавил целый ряд новых сюжетных линий, биографии персонажей стали более обстоятельными и подробными. Книга получилась удачной, она имела успех у читателя, что позволило Брехту на время избавиться от материальных затруднений. Хотя действие романа отнесено ко времени англо-бургской войны, воспринималась она поразительно современно. Аферы с военными поставками, фиктивная финансовая деятельность депозитных банков, коррупция правительственных чиновников, преступные группировки бандитов и торговцев краденным, повсеместное распространение дешевых лавок, торгующих всякой дрянью – все это было хорошо известно современникам.
В 1938-1939 гг. Брехт пишет исторический роман «Дела господина Юлия Цезаря». Когда началась Вторая мировая война, Брехт как раз заканчивал свою пьесу «Мамаша Кураж и ее дети». Действие ее разворачивалось в эпоху Тридцатилетней войны, но, как и все брехтовские пьесы, она была насквозь злободневна. Действительно, что могло быть более актуальным истории женщины-маркитантки, которая решила «погреть руки на войне» и в течение многих лет скитается со своим фургоном по разоренной стране, теряя одного за другим своих детей? По словам Брехта, пьеса показывала «современное сознание большинства людей». В 1941 г. Брехт закончил одну из лучших своих пьес - нравоучительную сказку «Добрый человек из Сычуани», весьма парадоксальную и даже, на первый взгляд, циничную. С железной логикой она убеждала в том, что человеку, чтобы сносно существовать в современном мире, нельзя оставаться добрым.
Весной 1941 г. Брехт отправился в Советский Союз. Хотя он и был убежденным марксистом, обстановка, царящая здесь, показалась ему тягостной и опасной. Получив гонорар за русские издания своих пьес, Брехт сел во Владивостоке на пароход и отплыл в США. Как и другие немецкие писатели-антифашисты, он был зачислен в штат сценаристов в Голливуде, однако не имел на этом поприще никакого успеха. На экраны вышел всего один фильм, снятый по его сценарию, – «И палачи умирают» Фрица Ланга, но и тот по требованию режиссера был кардинальным образом переделан другим сценаристом. Среди пьес, созданных в США, следует упомянуть «Швейка во время Второй мировой войны» (1943), «Кавказский меловой круг» (1944), а также вершину всей драматургии Брехта - драму «Жизнь Галилея» (первая редакция 1939, вторая – 1946). Впрочем, особого интереса к его пьесам американцы также не проявили. Некоторые театры пытались их ставить, но сборы были низкими, а отзывы прессы более чем сдержанными. После войны отношения между драматургом и приютившей его страной сделались еще прохладнее. В 1947 г. Брехта вызвали на допрос в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности, после чего он покинул США. Перебравшись в Швейцарию, Брехт за несколько недель, отталкиваясь от известной трагедии Софокла, написал свою «Антигону». (В апреле 1945 г. во время последних боев в Берлине две сестры поставлены перед необходимостью решать, признать ли им своего брата, повешенного эсэсовцами, или предательски отречься от него).
В 1948 г. Брехт возвратился в Германию и вскоре основал в Восточном Берлине «Берлинер Ансамбль». Впервые в жизни у него появился «свой театр» и свой круг единомышленников, полностью разделявший его взгляды на «эпический театр». В следующие годы на сцене «Берлинер Ансамбль» были восстановлены старые спектакли Брехта и сыграны некоторые новые. Правда и цена за это была уплачена немалая. Брехт был теперь гражданином ГДР, жил в стране, которая строила социализм по сталинской модели, и должен был терпеть над собой опеку партийных чиновников. В 1951 г. V Пленум ЦК СЕПГ довольно жестко высказался о постановке Брехтом «Матери» (по роману Горького). Драматурга обвиняли в «формализме», и ему пришлось доказывать в печати, что он нисколько не повинен в этом страшном грехе.
Умер Брехт в августе 1956 г.
Модернизм и постмодернизм http://proza.ru/2010/11/27/375