Светлый Праздник

Беларуски Куток
Светлый Праздник
Елена Насёк

       Вот и народ начал собираться. Люблю, когда ко мне приходят люди. Кто по велению сердца, кто из любопытства, а кто и просто переждать дождь. Я всем рад. Сколько же ног переступило мой порог почти за четыре века? Трудно сосчитать. По людским меркам старый я. Хотя говорят, что есть храмы гораздо старше меня.
 
       Ох, я не представился, простите. Сейчас меня называют главным  храмом православной Беларуси: я – Свято-Духов кафедральный собор. Хотя в далеком 1633 году меня начали строить как католический храм женского монастыря бернардинок. Да и архитектурный стиль – виленское или, как его еще называют, белорусское барокко – больше соответствует католическому храму. Моя двухбашенная базилика сильно отличается от традиционных православных храмов с круглыми куполами-луковками. Но моя история так тесно связана с историей моего государства, и ничего удивительного нет в том, что католическое и православное во мне переплетено. Уже спустя два века женский монастырь был закрыт, и в 1860 году я поменял вероисповедание и из католического костела превратился в православную церковь. Но и это длилось не долго: в 1918 году во мне расположился спортивный зал для пожарной команды, а позже – архив. И только недавно, полвека назад, я снова стал собором. За все время моего существования меня несколько раз перестраивали, достраивали, реконструировали, восстанавливали, реставрировали. Вот и в 1992году на моем фасаде появилось мозаичное панно с изображением Минской Божьей Матери «идущей по водам Свислочи».

       Но я отвлекся. Сегодняшняя ночь особенная – сегодня Пасха. Я необычайно красив и торжественен по этому случаю. Мои высокие башни, увенчанные золотыми крестами, гордо возвышаются над зелеными крышами всего ансамбля. Белые стены сияют под лучами направленных на меня мощных прожекторов. Сейчас прозвучит Благовест и начнется волшебное действие. Вот уже столько лет оно не перестает восхищать и очаровывать меня! «Бом! Бом! Бом!» - густой бас большого колокола возвестил о начале заутреней службы. Вынесли хоругви. Вышли молодые служки, неся трикифии и дикифии с горящими свечами. В сверкающем парчовом саккосе и митре, украшенной самоцветами, переливающимися всеми цветами радуги, вышел Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Панагия и крест на его груди разбрасывают золотые брызги, многократно отражающиеся от его бело-золотого одеяния, и разлетаются вокруг сплошным сияющим дождем. Под звуки Благовеста и последовавшего за ним Трезвона начался крестный ход.  Искрящиеся митры, бархатные камилавки, непокрытые головы мужчин, праздничные женские платки – все смешалось вместе, и единым живым организмом двинулось вокруг меня. Двери мои закрылись. И вот торжественное шествие вновь оказалось перед главным входом. Все остановились. Митрополит взошел на вышитый золотом красный орлец и в полной тишине произнес: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» С вершины холма, на котором я стою, теплой волной, заполняя собой все вокруг, сливаясь с тихим плеском воды в Свислочи, с шорохом шин, проезжающих по проспекту автомобилей, с эхом шагов запоздавших прохожих, встречаясь с такой же волной и усиливаясь во стократ, потекло: «Христос воскресе!» И тут же к небу понеслось: «Воистину воскресе!»

     В этот момент открылись двери всех православных храмов. И я, ваш покорный слуга, радушно распахнув свои врата, приглашаю всех!

    Праздник Светлого Христова Воскресения начался…


Фото из Интернета.