Многомировая модель спасения

Аркадий Костерин
Опыт научной апологетики.


Разговор в церкви.
Прихожанин:  Батюшка, я приверженец многомировой теории, считаю, что жизнь наша состоит из параллельных миров…
Священник: Эко удивил! – Церковь  всегда говорила о существовании разных миров: нашей земной жизни, Рая и Ада. Важно, что ты выбираешь! Каждым своим поступком и помыслом здесь мы выбираем путь – к Раю или к Аду, к вечной жизни или к вечной смерти… 

   Не посягая на познание Вечной Истины, дерзаю предложить в этой статье модели  понимания проблемы человеческого спасения. Оправдываю это таким соображением: люди всегда привлекали для того, чтобы представить себе дела Божьи, понятия из круга человеческого бытия, в том числе и научные. Попытки истолковать с помощью научных понятий чудеса, сотворённые Господом, получили название научной апологетики. Рискну отнести к этому роду и предлагаемую здесь статью, использующую понятия многомировой концепции квантовой механики. Естественно для меня проводить это мысленное построение в русле христианской православной догматики.
   Спасение всех – это дело, начатое Господом, и провозвещённое Им в явлении Спасителя мира. Не стану доказывать, что дело, начатое Создателем и абсолютным Владыкой  Вселенной, не может быть неуспешным. По-моему, это очевидно для всякого верующего человека. Но дело это предполагает встречу Промысла Божьего о человеке и стремления к спасению самого человека, так называемую «синергию».  Ведь Бог дал своим созданиям свободу и никого не спасает насильно. Однако, как может произойти встреча Бога с людьми, не верящими в Его существование или отвергающими идею спасения, например, с атеистами или сатанистами? – Нам не познать неисследимые Пути Господни. Но если, кто-то привык принимать истину не только сердцем, но и разумом, то ему не запрещается, основываясь на вере, строить свои модели понимания.
   Вот как попытался однажды ответить на этот вопрос один из самых известных в России богословов, профессор МДА А.И. Осипов:


Версия 1. Гипотеза А.И. Осипова.

   В одной из своих лекций о посмертном существовании души А.И. Осипов высказал богословскую гипотезу, которая сделала его объектом ожесточённых нападок. Однако, по-моему, такая гипотеза вполне имеет право быть рассмотренной, как частное богословское мнение, тем более что уважаемый профессор подкрепил её высказываниями из сочинений Святых Отцов. К сожалению, я не могу дать полноценную ссылку на эту лекцию. По прежнему адресу на медиапортале ТВ СПАС она отсутствует и найти в интернете я её не смог\1\(см. сноски). Вот изложение этой гипотезы: 
   Прежде всего Алексей Ильич остановился на посмертном воздаянии грешников, на тех страшных мучениях, которые они испытают после предваряющего суда, в ожидании Второго Пришествия и всеобщего воскресения. Мучения ужас и безысходность, переживаемые грешными душами были описаны им очень ярко. Безысходное отчаяние грешников понятно, оно порождено тем, что осознав содеянные в жизни грехи, они уже не могут изменить своё состояние покаянием. Как долго длится их предварительное наказание – Бог весть, но вот наступает Второе Пришествие. Души снова обретают свои тела и грешники предстают на Страшный Суд. Но теперь они уже знают путь к спасению. Обретая снова вместе с телами и возможность действенного покаяния и молитвы (здесь проф. Осипов ссылается на Святых Отцов), грешники каются так искренне и горячо, что вполне могут быть помилованы Господом. 
   Этот умозрительный вариант спасения логичен и нагляден. Тем более что, как уже говорилось, он был подкреплён авторитетными высказываниями Святых Отцов. Недостаток же его состоит в том, что предложенная гипотеза неявно вводит в православное миропонимание понятие о чистилище, которое принципиально отвергается Святоотеческим Преданием. Потому что именно такой смысл приобретает в контексте этой гипотезы посмертное ожидание грешниками Страшного Суда. Ну, и кроме того, возникает вопрос, о том, насколько такое покаяния является результатом свободного выбора. Хотя, если вдуматься, и в земной нашей жизни мы, как правило, приходим к покаянию, переживая страдания и лишения, порождённые нашими грехами. Возможно, в этом же смысле можно трактовать и время между предваряющим судом и Вторым Пришествием – как некое продолжение жизненной школы.


   Следующие две версии являются моими попытками понимания проблемы в контексте гипотезы о. Павла Флоренского «О рассечении душ». Гипотеза о. Павла Флоренского «О рассечении душ» приведена в 9й главе главного его богословского труда «Столп и утверждение истины». В ней он обосновывает предположение, что после смерти грешника, светлый Образ Божий вместе с положительной частью души отделяется от греховной составляющей личности и возносится в Царство Божье. Греховная же часть души исторгается из бытия и обрекается на вечную смерть. В подтверждение своей гипотезы о. Павел Флоренский приводит большой список цитат из Евангелия и Священного Предания (2). Продумав эту гипотезу, рискну предложить читателю мою собственную её трактовку.
   Обычно считается, что эта гипотеза заумная, невообразимо сложная и непонятная. Я с этим категорически не согласен. По-моему, рассечение души, то есть отделение добра от зла и фиксация благого выбора, является совершенно обычным делом для всякого воцерковлённого человека. И никакого нового таинства не нужно придумывать для такого рассечения, помимо таинств, данных нам в лоне Святой Апостольской Церкви. Ведь если вдуматься, то рассечение души – это не обязательно внешний, принуждённый процесс, связанный с посмертным воздаянием. Нет, именно в духе христианского учения можно представить это рассечение, как прижизненное соединение Воли Божьей и воли человеческой в результате покаяния. И тогда загадочное рассечение душ предстаёт перед нами просто как таинство церковной  исповеди, реализуемое и закрепляемое Святым Причастием. Хотя, это не исключает, разумеется, и возможности некоего особого, завершающего земной опыт таинства, окончательно разделяющего добро и зло. По моему мнению, таким таинством является Суд Божий.


Версия 2. Простой вариант рассечения душ.

   Всякий человек в своей жизни хоть на мгновение становится причастен к Царству Небесному. Не бывает, не может существовать души, которая хоть однажды не была озарена любовью, добротой, сочувствием. Хотя бы в детстве, пусть мимолётно, любой злодей сотворил доброе дело. И это доброе дело или переживание приобщили его к Царству Небесному и сделали возможным его спасение. По-человечески, логично предположить, что спасение произойдёт в меру этой причастности, и в меру добра. Тогда, исходя из этого простого истолкования гипотезы «О рассечении душ», можно вывести следующую версию: возможно, все спасутся, но в разной мере, в различной форме. – В одних душах доброты всего искорка и этот человек станет атомом в грядущей жизни. Ведь в мире «будущего века», где в совершенстве воплотится  любовь, и вся жизнь будет одухотворена, каждый атом будет обладать духовными измерениями. – Как сказал ап. Павел: «будет Бог все во всем» (1 кор. 15,8). Другие, более богатые любовью души, может быть, воплотятся в песчинки или камушки, у кого-то достанет духовности, чтобы воплотиться в цветок или в мотылька во вновь обретённом Раю. Ну, а святые праведники станут подлинными соработниками Господа в Царстве Небесном и сотворят с Его помощью невиданные по величию и добродетели дела, или создадут, во славу Божью, неописуемые шедевры, исполненные красоты и любви …


   Второй вариант можно кратко сформулировать так: «Каждый спасётся в меру приобщения его к благодати». Он даёт всем надежду на спасение и удовлетворяет человеческому пониманию справедливости, хотя это важно только для нас самих. Божье Милосердие безусловно выше любых человеческих представлений о справедливости. Но при этом варианте получается, что у многих «частично спасённых» большая часть их личности теряется – «сгорает», по выражению ап. Павла. Приведу цитату из ап. Павла полностью, тем более что на неё ссылается и автор гипотезы «О рассечении душ»:
 
…  каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
1 Кор. 128 зач. (3, 9–17)


Версия 3. Необходимые пояснения.

   Третья версия использует понятия из круга идей многомировой концепции квантовой механики. Эту общность идей часто называют эвереттикой (по имени открывателя физической многомировой концепции Эверетта). Казалось бы, какое отношение имеет квантовая физика, к человеческой душе, сотворённой Богом? Возможно, узнав о намерении соотнести эти предметы, верующий читатель заподозрит меня в материалистической ереси. Хочу сразу успокоить его – я не пытаюсь представить душу, как нечто материальное. Напротив, одна из трактовок расширенной многомировой концепции квантовой механики предполагает наличие противоположных, хотя и нераздельных в человеческом существовании, полюсов бытия: духовного и физического. (3) Уточню сразу, расширенная многомировая концепция утверждает, что конкретное частное бытие выявляется сознанием, поэтому полюс духовный является определяющим.  (4)
   Согласно многомировым воззрениям, жизнь человека многовариантна, как и все процессы, происходящие в Мироздании. В моей трактовке, Господь создал все возможные варианты всех возможных событий и отношений, среди которых человек выбирает свой путь. Это значит, что каждому варианту любого принимаемого нами решения соответствует своё определённое состояние души, своя духовная реальность. Наиболее вероятный вариант поступка фиксируется нашим сознанием и памятью, претворяется в действительность и становится нашей осознанной реальностью. А менее вероятные альтернативы тоже иногда выбираются, но не участвуют в осознанных причинно-следственных цепочках.
   Что значит – альтернативы неосознанно выбираются? – Это значит, что они формируют свою альтернативную память и свои, скрытые причинно-следственные связи в рамках альтернативных личностей (комплексов психики) и, соответственно, оставляют материальные изменения в структурах мозга\2\. Тем самым они влияют на осознанные процессы как фон, настроение, неосознанная мотивация. О влиянии бессознательных содержаний на нашу мотивацию и выбор написаны тысячи томов психологических исследований так что, думаю, мне нет нужды такое влияние доказывать. Мы же должны понимать, что каждой альтернативной линии существования соответствует другой вариант нашей личности, пребывающей в бессознательном. Все эти варианты в совокупности и образуют человеческую душу.
   Таким образом, наша душа, как бы, расслаивается. Получается, что в ней параллельно существуют, наряду с явной действительностью, и неявные, т.е. альтернативные, линии бытия. Альтернативные линии нашей жизни исподволь переплетаются с осознаваемой действительностью, влияют на неё. Как утверждают психологи и психотерапевты, такое влияние бессознательных содержаний психики на наши мысли и поступки присутствует всегда. Хочу подчеркнуть этот важнейший момент: в каждом индивидуальном выборе души проявляется она вся, целиком. Душа цельна, несмотря на своё многообразие, она не имеет каких-либо изолированных, во времени или в пространстве воплощений. О чём нам и говорили ещё Святые Отцы.
   Те альтернативные составляющие человеческой души, которые чаще выбираются – проявляются сильнее. К этому и сводится их актуальность, т.е. вес в составе бессознательного содержания психики. Читатель, возможно, спросит: ну а что же существует на самом деле? Не можем же мы сразу бежать по нескольким дорожкам! Физически для нас существует одна, выбираемая сознанием реальность. В душе же сосуществуют все возможные наши варианты\3\. Недаром же сказано Спасителем: Царство Божие внутрь вас есть (Лук. 17:20-21). Позволю себе предположить: и Ад свой каждый человек тоже носит в своей душе. Читатели, которые хотят более полно и аргументировано ознакомиться с поднятыми проблемами могут обратиться к другим моим статьям и материалам сайта МЦЭИ (5).


Версия 3. Сложный вариант рассечения душ.

   Теперь можно перейти, собственно, к третьей версии. Вот эта версия:
   Исходная посылка та же, что и в версии 2. Всякий человек, хоть раз в жизни оказался причастен к добру и к Божьей благодати, каждый хоть однажды совершил благой выбор. Этот выбор и становится входом в спасительный вариант его жизни. Дело в том, что каждому конкретному варианту какого-либо поступка, соответствует совершенно определённая реальность. Представим её, как некую неподвижную картину мира. Эта картина в большей или меньшей мере связана с предыдущим и последующим течением жизни человека. Если человек ведёт праведную, в общем, жизнь, то конкретный добрый поступок надёжно связан с другими его поступками и проявлениями, является естественным для него. В контексте многомирия можно сказать, что он находится в привычном, повседневном для этого человека ареале (коридоре) миров. И этот жизненный путь может привести его к спасению.
   Для скверного и преступного человека картина обратная: добрый поступок является для него случайным, он выбивается из коридора повседневной реальности. Можно сказать, что он принадлежит к очень маловероятной линии его жизни. Но в многомирии все линии жизни человека рассматриваются как реальные, независимо от их вероятности. Даже самые невероятные линии жизни могут быть, в принципе, выявлены и осуществлены. Что для этого нужно? Об этом сказано Святыми Отцами – нужно чтобы желание Господа спасти человека встретилось со стремлением самого человека быть спасённым. Господь всегда желает спасти нас, а вот стремление человека к спасению выражается в его покаянии. Причём, если от человека требуется реализовать очень маловероятную версию его жизни, то покаяние от него требуется безмерное, можно сказать, героическое. То есть, для достижения благой, почти невероятной для него действительности, его жизнь, хотя бы в одном из вариантов должна стать подвигом покаянной молитвы, подвигом самопожертвования и мученичества. Тогда, с Божьей помощью, маловероятная, но праведная линия его жизни может стать главной и ведущей для всех остальных составляющей его личности.
   Эта спасающая преступника реальность может стать, при искреннем покаянии, настолько яркой, но, при этом, и тяжёлой, мучительной, искупительной, что покроет грехи всех скверных вариантов жизни этого человека. То есть другие, гибельные варианты, по Милосердию Божьему и молитвам праведников могут быть вычеркнуты из книги жизни и из памяти других людей, а останется вариант спасительный, мученический, подвижнический, который даст этому человеку полное спасение. Этот вариант известен нам по Евангелию как спасение благоразумного Разбойника. Но насколько актуален этот пример для всех нас? – На этом мы еще остановимся далее…


   Третий вариант, по-моему, лишен недостатков двух первых вариантов. Он не только удовлетворяет принципу справедливости, но и позволяет спасаемым людям сохранить всё положительное богатство человеческой души. Второй и третий варианты рассмотрения проблемы спасения являются интерпретациями гипотезы «О рассечении душ», но трактуют её различно. В обоих вариантах благая, спасаемая, часть души отделяется от больной, тлетворной части, которая обречена на вечную погибель. Но во втором варианте это разделение частей имеет характер внешний, характер суда. Элемент синергии, т.е. стремления грешника к спасению здесь не играет роли. Больная часть души таинственным образом отсекается от здоровой души и изолируется. Зло, обращённое само на себя, замыкается в вечном страдании\4\.
   В третьей же версии отделение больной части осуществляется вследствие не только Божьего Суда, но также вследствие покаяния и молитвы. Здесь мы используем многомировую трактовку души, понимаемой как нераздельная совокупность всех вариантов духовного бытия. Предполагается, что в душе каждого преступника обязательно содержится вариант покаяния и спасения. Синергия Божьей и человеческой воли приводит к радикальному, чудесному изменению души. С точки зрения психологии, изменения, происходящие при этом в личности, могут быть описаны как  смещение центра личности и области её существования. При этом больные «сегменты» души перемещаются из актуального бессознательного в неактуальную, пассивную область. А актуальными становятся благие, спасительные части души. То есть спасается в Раю уже не тот разбойник, что творил злодеяния, а преображённая покаянием и милосердием Божьим личность. Огромную роль для этого должны также иметь молитвы за спасение души злодея святых праведников и всей церкви\5\.
   И второй и третий варианты исключают сакраментальный вопрос о том, как может встретиться в Раю жертва со своим убийцей, или ещё более острый: как может встретиться мать убитого злодеем ребёнка с убийцей. Этот вопрос, хоть и основан на человеческом представлении о справедливости, но обойти его трудно. Две последних версии просто исключают этот вопрос, в них встреча жертвы и преступника невозможны. В версии 2 – потому, что преступник, не сохранит человеческого облика и психики. В версии 3 – потому, что в спасительном варианте, преступник просто не совершил своего преступления, это другой, вполне добродетельный, человек. Гибельный вариант его жизни отсечён по Милосердию Божьему.
   Но есть и ещё одна очень важная особенность у третьего варианта. Дело в том, что этот вариант имеет следствие, а лучше сказать – симметричное продолжение, делающее его единственно приемлемым для меня. Вот оно:
   Как нет ни одного плохого человека, не соприкоснувшегося в своей жизни с Царством Божьим, точно так же, нет ни одного хорошего человека, который хоть на мгновение не погрузился бы в Ад. «Несть бо человека, иже поживет и не согрешит» (7). Если не делом, то хотя бы словом или помыслом мы все сотворили зло. И тем создали вход в погибельный вариант своей жизни. Вариант этот влечёт нас к вечной смерти, он может погубить всю душу. Нам даже представить себе трудно, какой мерзкой и преступной может быть гибельная часть нашей души. И это не только должно заставить нас задуматься, но и побудить к немедленному действию. Если здесь, в актуальной нашей реальности мы будем пребывать в беспечности и лености, то очень велика вероятность того, что гибельный вариант утащит нас на адское дно. Только постоянное покаяние и чистосердечная молитва могут привести нас к Богу, дадут Ему возможность вызволить нас из бездны погибели. А самоуспокоенность и гордыня оказываются тут самыми верными предпосылками вечной смерти. Поистине, спасительный наказ дал Господь старцу Силуану: «Держи ум во Аде и не отчаивайся». (8)
   Для человека, внимательного к своей духовной жизни, должна быть очевидна опасность, исходящая от повреждённости души. Если все наши скверные помыслы и грешные желания, хоть и мимолётно, но отражают действительные варианты нашего существования, то как же нам нужно каяться?! Тем более что и оправдаться-то нам нечем, ведь все наши «добрые поступки» испачканы и обесценены тщеславием и гордыней! Мы привыкли себя оправдывать тем, что ничего особо плохого не делаем – не грабим, не убиваем, не крадём, как олигархи.  А скверные мысли свои не вменяем себе в вину, дескать, этого не было же на самом деле. – Ан, нет! Это было и есть на самом деле, это понимали Святые Отцы, оттого так и каялись.


   Итак, самая сложная версия спасения привела нас к самому простому и давно известному из Святоотеческого Предания  ответу. – Господь может спасти  нас  от вечной погибели и привести в Царство Божье только при условии искреннего и постоянного нашего  покаяния.  Этот результат, честно говоря, меня не очень удивил. – Я слышал о том, что всё необходимое человеку для спасения, дано ему в Священном Писании и в Святоотеческом Предании.
   И вот, проведённое здесь небольшое исследование с привлечением новейших научных понятий прекрасно подтвердило это утверждение Церкви. Не сомневаюсь, что какие бы современные гипотезы и сложнейшие построения впредь не привлекались бы для понимания сакральных основ бытия, всегда, в конце последовательного и логичного построения будет получен ответ, который был нам предложен Священным Писанием и Святыми Отцами.

 
Список использованных источников.

1. Библия.
2. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины.
3. Лебедев Ю.А. Эвереттическая аксиоматика. Москва. Фирма «ЛеЖе» 2009г. Электронный вариант: http://www.everettica.org/art/Aks.pdf
4. Менский М.Б. Концепция сознания в контексте квантовой механики. УФН, т. 175, №4 стр. 413 – 435. Интернет-копия www.chronos.msu.ru/RREPORTS/mensky_kontseptsia.pdf
5. Сайт Международного Центра Эвереттических Исследований. http://www.everettica.org/news.php3
6. Костерин А.М. Обыденный лик многомирия. http://www.everettica.org/art/K270212.pdf
7. Полный православный молитвослов для мирян и Псалтирь. М.: «Новая книга», «Ковчег». Молитва за всякого усопшего.
8. Епископ Кирилл Авидский «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Аскетический путь преп. Силуана Афонского как вызов современной эпохе  http://www.pravmir.ru/derzhi-um-tvoj-vo-ade-i-ne-otc/


Сноски.


\1\ Адрес лекции А.И. Осипова «Жизнь после смерти», появившейся на ТВ СПАС в августе 2010, был такой: http://tvspas.ru/video/detail.php?ID=18467

\2\ Мозг рассматривается мной не как источник (генератор) духовных состояний, но как редуктор, трансформирующий физические и биологические состояния в духовную реальность, и наоборот, переводящий духовные изменения в конкретные физические процессы и действия.

\3\ Подтверждением этого может служить следующее интересное наблюдение психологов: состояние мозга у человека, думающего о каком-то поступке неотличимо от состояния мозга у человека, совершающего этот поступок.

\4\ О. Павел Флоренский находит указание на такое состояние в древнем изображении дьявола – как змея, пожирающего свой хвост.

\5\ Согласно многомировой концепции, молитва за кого-то является выбором для него альтернативной спасительной реальности. (6) В случае молитв за грешника Церкви и праведников, такая реальность становится весьма актуальной.