Кино семнадцатый выпуск, второй сюжет

Пятигорский Реувен
"Бейт-Авот" (дом престарелых) в Цфате
смотреть видео здесь: Помощь старым людям – по Торе и в наши дни. Традиции еврейской семьи

**  **

В фильме сказал в самом начале и здесь предупреждаю – тяжелая лента. Не для всех, но многим. Ибо там – лица стариков!

Хотя я почему-то вошел в этот бейт-авот легко. И чувствовал себя там нормально – как обычно чувствую себя во время съемок. Старики меня не пугают, а иногда и наоборот[1].

Но вот наш режиссер и "менеджер" (он же носитель штатива и переговорщик по пропускам) наотрез отказались войти. Так и проторчали два битых часа в скверу, дрейфуя по скамейкам за плывущей тенью от дома.

"Дом для престарелых". Значит, так – давайте выбирайте: кем вам хочется раньше стать – старыми или мертвыми? Понятно, что ни теми, ни другими. А если так, то будем стариками, выхода нет. Главное, здоровье. Согласны?))

**  **

Заставку мне youtube выдал лучшую из возможных. Откуда они знают, чего вы хотим?

На ней я стою с женщиной, которую помню уже больше 10 лет. Поговорил минут 15, а потом отошел – и вдруг чувствую, словно она со мной осталась. Есть такие люди.

Еще подумал: надо будет оператора попросить, чтобы оставил весь эпизод, запись всего разговора,– но потом оказалось, что там ракурс был не тот, угол съемки неудобный и прочий технический бред.

На монтаже я было начал настаивать – а потом пригляделся и понял, что не надо. Потому что более глупого лица у себя никогда не видел. Сидел весь разговор и улыбался, будто в дом невесты прибыл с родней знакомиться. А мог бы и сказать что-нибудь умное. Например: и как вас тут кормят? А я все о любви да о любви. В конце же совсем распустился: дайте, говорю, мой психологический портрет. Ну, бывший психиатр и выдала! С любовью, щадя, но в бровь.

**  **

Все, что можно сообщить об этом фильме, сказано в нем самом. Кстати, я его ни разу не смотрел. Ну, разве что на монтаже, по кусочкам. Такая у меня привычка – своих фильмов не смотрю, своих книг не читаю, – иначе от расстройства изойдусь. И тут можно подправить, и здесь хорошо бы переснять.

Знаю одно, стану стариком (сБп), открою файл и посмотрю – что там было у меня в жизни со стариками? Сравню, что; тогда думал про старость и что; сейчас думаю. Много ли во мне осталось оптимизма или весь выдохся, как дух духов из старого флакона? Хочется ли умереть (ндБ)? Осталось ли что сказать? Или никогда по-настоящему не хотелось?

**  **

А закончу этот пост стандартно, как в последнее время все привык заканчивать – ссылкой на "Евр. поведение". В этот раз "У нас гости", про заповедь гостеприимства. Там, посреди урока я вдруг начал рассказывать такой эпизод. Прямая связь с нашей темой.

У раби Шломо Залмана Ойербаха, зацаль, был обычай в десять дней месяца тишрей (ямим нораим) посещать больницы и батей-авот – чтобы поздравить людей с праздниками.

Обычно он заходил в ближайший к дому бейт-авот – "Навэ-Симха". Это в Мэа-Шаарим. Там он обязательно посещал старого друга-талмудиста, раби Элиэзера Коэна.

Однажды он вошел к нему в комнату в сопровождении своего сына, раби Шмуэля[2].

Рав Коэн, очень и очень старый человек, крепко спал.

Посмотрел на него рав Ойербах и, вместо того чтобы тихо выйти, сказал сыну: "Разбуди-ка его".

Тот испугался: "Как можно будить спящего человека, да еще старика?!"

Рав Ойербах заметил безапелляционным голосом: "Он спит не потому, что ему хочется спасть, или потому что устал, а потому что его никто не навестил. День в разгаре, а тут нет народу".

Подошел и со словами "надо его обрадовать" – потряс за плечо: "Эй, раби Лейзер, поднимайся, к тебе гости пришли, встречай".

Старик раскрыл глаза и увидел, что над ним стоит глава поколения, который пришел его навестить. Они потом проговорили о Торе долгий час, после чего рав поздравил старика с Новым годом и ушел.

К ужину пришел к раву Коэну его внук. И он ему сказал: "Смотри, насколько праведен и мудр раби Шломо Залман. Прочие важные гости, когда заходят ко мне и застают спящим, уходят, оставив одну записку – дескать, были и ушли. И меня это расстраивает еще больше, чем если бы они вовсе не приходили. Ведь мне надо поговорить с людьми – а не просто узнать, что они были и ушли. Но раби Шломо Залман знает, чем обрадовать мое сердце! Он меня разбудил и обрадовал".

**  **

Стариков надо радовать. Ухаживать за ними и радовать.

[1] В смысле радуют, а не в смысле "я их пугаю", ндБ.

[2] Ныне рав моего зятя, Ишаяу Элицура, у которого в семье, кстати, пидьон-абен завтра. Т.е. выкуп нашего внука Итамара.

... другие выпуски передачи смотрите здесь: http://pyatigorsky.net/tv