286-287 - Англия после победы над Наполеоном

Тина Свифт
Русская историческая библиотека

 
286-287 – Англия после победы над Наполеоном

 
286. Реакция в Англии
После отпадения Соединенных Штатов, за все время французской революции и наполеоновского владычества во внутренней жизни Англии царил полный застой. Сочувствие, какое встретила революция в некоторых слоях английского общества, и попытка, сделанная Ирландией при помощи французов сбросить английское иго (1798), страшно напугали правящие классы страны. Парламент усилил власть правительства, несколько раз отменяя на год действие habeas-corpus-act'a, и лишил Ирландию собственного её парламента; в английском же парламенте ирландцы не могли быть представлены католиками (в силу тест-акта). С 1793 по 1815 г. Англия вела почти непрерывную войну с революцией и Наполеоном I, и на это уходили все её силы. Главный враг Франции, Питт Младший, пользовавшийся громадным влиянием и чуть не бесконтрольною властью, действовал и вне Англии, и внутри её в духе реакции. После падения Наполеона I, министр Кэстльри тоже держался реакционной политики, и лишь Каннинг в середине двадцатых годов освободился от этой традиции.

 
287. Хлебные законы
В это время в Англии как раз совершался экономический переворот, создавший её позднейшую крупную промышленность. Рабочие бедствовали и волновались, в городах разрушая машины, в деревнях поджигая скирды хлеба. К числу причин недовольства принадлежала дороговизна хлеба.

Во время войны с Наполеоном I ввоз зерна в Англию был крайне затруднен, и хлеб был дорог. Это заставило землевладельцев и их фермеров увеличить запашку и улучшить все сельское хозяйство, на что они затратили много денег. Когда война кончилась, и хлеб мог привозиться в Англию по дешевой цене, они не хотели терять своих выгод и добились издания парламентом так называемых хлебных законов (1815). Сущность их заключалась в наложении пошлины на привозимый из-за границы хлеб, и притом, чем хлеб был дешевле, тем выше налагалась пошлина. Издание хлебных законов показывало; что землевладельческая аристократия, в руках которой главным образом и находилось парламентское представительство, пользовалась своим политическим правом лишь ради собственного обогащения.