Одесский кинофестиваль-2012. Радиорепортажи

Виктория Фролова1
«ДОЛОЙ КАННЫ – ВИВА ОДЕССА!»

ВЫПУСК 1-й (радио «Гармония мира»)

В Одессе с 13 по 21 июля проходил Третий Одесский международный кинофестиваль. Как заявила президент фестиваля Виктория Тигипко – и ее поддержали многие участники – главная особенность Одесского международного кинофорума в том, что этот фестиваль действительно стал зрительским. Вот, в частности, что по этому поводу сказал один из членов международного жюри, генеральный директор киевского международного фестиваля «Молодость» Андрей Халпахчи:

— Я очень рад, что в Одессу вернулся большой настоящий фестиваль, рад, что команда, которая делает этот фестиваль, невероятно профессиональная, программа выглядит очень интересной, и не только интересной в плане конкурса, но прекрасно представлена панорамой современного кино. Очень важно для такого города, что фестиваль стал важным для публики. Фестиваль не может быть только для узкого круга профессионалов, он интересен только тогда, и будет жить только тогда, когда становится фестивалем для зрителей.

И именно по итогам зрительского голосования присуждался Гран-при Третьего Одесского кинофестиваля: его, и награду в размере 15 000 долларов, получил фильм режиссера из Великобритании Руфуса Норриса «Сломленные». Но не осталось без работы и международное жюри во главе с известным российским кинокритиком, пожизненным почетным президентом Международной Федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) Андреем Плаховым: его команде предстояло выбрать лучший фильм, лучшую режиссерскую и лучшую актерскую работу.

Единогласно лучшим фильмом конкурсной программы была признана работа Сергея Лозницы «В тумане». Именно этот фильм был отмечен призом ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале, однако еще до начала конкурсных просмотров Андрей Плахов заметил, что, во-первых, он лично к каннскому награждению фильма Лозницы отношения не имеет, а во-вторых, каждый фильм на одесском кинофестивале жюри будет оценивать с чистого листа – невзирая на уже имеющиеся награды и отзывы. А вот что председатель международного жюри одесского кинофестиваля Андрей Плахов сказал в последний фестивальный день в Оперном театре, во время вручения приза:

— К сожалению, мы не смеялись, как на некоторых других фильмах, но мы очень переживали. Это фильм о человеческом достоинстве, это фильм о главных вопросах жизни, и это фильм, снятый режиссером, к которому сегодня приковано огромное внимание.

Замечу, что одесские зрители оценили фильм Лозницы в 3.5 балла (для сравнения, фильм-фаворит набрал 4.7 балла), однако, по словам специалистов – это нормально, поскольку картина «В тумане» непроста для восприятия, она не развлекательная, а именно легкие, развлекательные фильмы привлекают широкого зрителя. Тем не менее, по словам Виктории Тигипко:

— фильм Лозницы отличался высоким художественным качеством, и важно, чтобы отдельно от зрительского голосования работало международное жюри и присуждало премии, потому что такие фильмы не должны оставаться за кадром такого уровня фестиваля, которым мы хотим быть, и уже есть.

В других номинациях международное жюри приз за лучшую режиссерскую работу отдало французскому фильму «Революция», режиссеры – Бенуа Делепин и Гюстав де Керверн, а за лучшую актерскую работу награжден актерский ансамбль ирландского фильма «Кукольный дом».

Кроме того, специального упоминания Международного жюри был удостоен фильм румынского режиссера Раду Юде «Все в нашей семье» – с формулировкой «за свободу стиля и силу истории о повседневной жизни современной Румынии».

«За шаг к возрождению украинского кино» отмечен фильм украинского режиссера Валентина Васяновича «Обычное дело». Этот же фильм получил награду «Дон Кихот» от Международной федерации киноклубов. По словам Кристиан Леларж Альперен, этим жюри фильмы оценивались по шести критериям, в числе которых, в частности, умение осветить социальные проблемы с юмором и на высоком художественном уровне, – и фильм Валентина Васяновича «Обычное дело» удовлетворил строгое жюри по всем критериям.

Также на Третьем кинофестивале в Одессе впервые отдельно оценивались фильмы, сделанные в Украине за прошедший год. Жюри украинской конкурсной программы лучшей признали картину «Чемпионы из подворотни» режиссера Ахтема Сейтаблаева, основанную на реальных событиях – истории бездомных, объединенных в футбольную команду, победившую в 2009 году в Милане на Чемпионате мира по футболу среди бездомных.

Украинская конкурсная программа объединяла как полнометражные, так короткометражные и документальные фильмы, что значительно осложнило работу жюри. Вот мнение одного из его членов, украинского режиссера Андрея Дончика:

— Что касается меня, то все-таки если одновременно в конкурсе присутствует и полный метр, и документальное кино, и короткометражные фильмы, то это все говорит о том, что у нас в Украине еще просто не хватает фильмов для национальной конкурсной программы. В принципе, на мой взгляд, должен быть конкурс полнометражных игровых фильмов. Что касается моих впечатлений от общего уровня, то мне по крайней мере не было стыдно перед моими коллегами, и мне не было стыдно за моих коллег, которые снимали это. Много интересных идей, но буквально в каждом кадре я видел отсутствие нормального финансирования, нормального съемочного процесса.

По словам режиссера Андрея Дончика, фильм «Гамер» украинского режиссера Олега Сенцова, сделанный на хорошем уровне и получивший на этом Одесском кинофестивале приз ФИПРЕССИ, не рассматривался жюри украинского конкурса в качестве претендента на победу лишь потому, что персонажи и события в нем как бы не имеют национальности: сюжет может развиваться в любой стране, а конкурс-то – украинский. А фильм «Чемпионы из подворотни» был назван лучшим потому, что, поскольку жюри изначально приняло решение оценивать лишь полнометражные игровые фильмы, «Чемпионы из подворотни» оказался единственной из всех представленных полноценной законченной работой.

Как и в прошлом году, прошел на фестивале и конкурс питчинга – то есть, знакомство продюсеров с будущим фильмом на уровне идеи в представлении авторского коллектива. Здесь также было выявлено много проблем. Так, член жюри, российский продюсер Никита Трынкин заметил, что основная проблема авторов – отсутствие четкого представления о целевой аудитории будущего фильма. А вот мнение еще одного члена жюри, известного продюсера Влада Ряшина:

— Жюри было у нас международное, и в процессе голосования и оценки проектов столкнулись два разных видения. Наши зарубежные коллеги из всего списка проектов оценили потенциально сильный, по их мнению, проект «Носорог» по его тематике и с учетом перспектив фестивального будущего этого проекта. Мы же считаем, что при всем уважении к теме, на территории Украины и России этот жанр и эта тема ну, условно, говоря, поддостали. Это и депрессивное, постоянное навязывание мировому сообществу, что украинское и российское кино – это постоянная и абсолютная «чернуха», и смакование того, как плохо жить в стране, и как все здесь отвратительно … Им, наверное, нравится, это наблюдать, а нам – уже нет. Поэтому, собственно, в противовес мы выдвинули «Заложника» – при некой социальной проблематике, это, тем не менее, сатирическая комедия, и как мы поняли по питчингу, с неким жизнеутверждающим финалом, что, как нам кажется, будет более интересным для нашего отечественного зрителя.

Замечу, что идея фильма «Заложник» принадлежит Георгию Делиеву, который выступил как сценарист, режиссер и продюсер проекта. И несмотря на то, что лишь победитель конкурса – проект «Носорог» – получил 25000 тыс. гривен на реализацию, и «Заложник», и некоторые другие проекты, по словам Влада Ряшина, не останутся без внимания продюсеров: по крайней мере, представление будущих фильмов на уровне идеи побудило членов жюри ознакомиться с их сценариями. А для многих авторов и фильмов именно то, что их заметили, пусть и без наград, – и является одним из главных итогов фестиваля.

ВЫПУСК 2-й (радио «Гармония мира»).

Мы продолжаем знакомить вас с работой и некоторыми итогами Одесского международного кинофестиваля 2012. Об одной из особенностей мы уже говорили: фестиваль поистине стал зрительским, и не только потому, что об этом неоднократно заявляли организаторы. Главное – об этом говорили гости и участники фестиваля, а им уж точно есть с чем сравнивать. Вот что, к примеру, сказала член жюри, режиссер из Франции Михаль Боганим:

— Я была на очень многих фестивалях со своими фильмами, и думаю, что в Одессе самое особое, уникальное – это показ фильмов на воздухе, на Потемкинской лестнице. Кроме того, она сама по себе очень символична с точки зрения кинематографа, и мне кажется, что это открывает более большую аудиторию, потому что люди, которые вообще не пошли бы на какой-то фильм, в итоге его все-таки увидели. Я думаю, что это замечательная идея.

Фильм 2005 года Михаль Боганим под названием «Одесса… Одесса!» как раз демонстрировался на открытой площадке, на Ланжероновском спуске. Замечу, фильмы под открытым небом совершенно бесплатно можно было смотреть каждый фестивальный вечер, и в этом, на мой взгляд, заключается еще одна важная особенность – просветительская направленность фестиваля: ведь помимо новых работ зрителям предоставлена возможность смотреть картины разных эпох, жанров и стилей.

И без сомнения, настоящим праздником для всех стали показы на Потемкинской лестнице – прежде всего, фильма «Земля» Александра Довженко в оригинальном музыкальном сопровождении украинской группы с мировым именем «ДахаБраха», и, конечно же, шедевра немого кино – «Огни большого города» Чарли Чаплина в живом сопровождении симфонического оркестра Одесского национального театра оперы и балета под руководством Игоря Шаврука. Открывала этот показ дочь великого режиссера – актриса Джеральдин Чаплин.

Второй раз в работе кинофестиваля в Одессе, уже в качестве члена международного профессионального жюри, принимал участие французский режиссер, сценарист и продюсер Олиас Барко, получивший в прошлом году приз как лучший режиссер фильма «Убейте меня, пожалуйста». Его картину зрители смогли посмотреть еще раз – также под открытым небом на Ланжероновском спуске. Судя по всему, ироничный и эмоциональный Олиас очень полюбил Одессу и одесситов:

— Я познакомился с Одессой в прошлом году, когда был здесь на фестивале, и полюбил этот город за его архитектуру, несколько странную, за его людей, очень добрых, за организацию фестиваля, и, конечно же, за приз, который вручили моему фильму, и вообще за все то, что является продуктом восточно-европейской культуры, которую мы на Западе знаем так мало.
Мне кажется очень странной и особенной архитектура этого города: в ней есть некая красота и уродство одновременно, некий свой особый дух. Она одновременно светлая и темная, как и фильмы, которые мне нравятся.

Помимо любви к нашему городу, Олиас Барко явно проникся симпатией и к молодому одесскому кинофестивалю – и ему тоже есть с чем сравнивать. Вот что, к примеру, он рассказал в последний фестивальный день:

— В этом фестивале есть своя особенность, своя оригинальность – это его публика. Если мы говорим о Каннах, то какая публика: там все делают журналисты. Понимаете, здесь публика с 9 утра до 10 вечера: они приходят на фильмы – и никто их не заставляет. А в Каннах – туда загоняют журналистов, за деньги. Фестивалю создает известность его публика, ну, а что в Каннах – в 5-6 утра после вечеринки засыпаете, вечером просыпаетесь – какие там фильмы! Ну, и журналисты ходят вместе на все фильмы и критикуют друг друга. И если мы говорим об фильме, по поводу которого у нас было единогласное решение – «В тумане», то он тоже был в конкурсной программе в Каннах, и он там приза не получил, и по-моему, это определенный скандал просто. Но не будем говорить о Каннах: говорим об Одессе, потому что я этот фильм видел здесь. Долой Канны – вива Одесса!

Тем не менее, сравнение одесского фестиваля с каннским неоднократно звучало в самых разных ситуациях. Прежде всего, специалисты отметили, что организаторы одесского ориентируются на структуру и концепцию престижного фестиваля в Каннах, прежде всего – это отбор фильмов с высоким художественным уровнем. Как сказала президент фестиваля Виктория Тигипко, в этом году организаторы значительно расширили возможности конкурсной программы, отказавшись от такого требования к фильмам, как наличие концептуального чувства юмора. А по словам члена жюри, директора киевского фестиваля «Молодость» Андрея Халпахчи:

— фестиваль только набирает, не может фестиваль с первого раза все реализовать. Я был на первом Одесском фестивале, и спустя два года увидел, как он изменился. Ну, а то, что фестиваль действительно следует концепции Каннского – это абсолютно нормально, и я думаю, будет достаточно фильмов, которые и в дальнейшем будут соответствовать этой концепции.

А вот что еще сказал Олиас Барко о значении фестивалей вообще, и одесского в частности:

— Я, как режиссер, скажу, что мне мои призы на фестивале – в Одессе, в Риме – очень помогли искать финансирование на следующую картину, и я думаю, что тоже очень немаловажная функция фестивалей – это встреча зрителей и режиссеров.
Еще в 94-м году в Каннах, когда мы были совсем юными режиссерами, я помню, как мы случайно встретились с Тарантино, который только начинал свою профессиональную деятельность, и я помню, как мы пили пиво из жестяных банок и думали, где бы нам переночевать, потому что были совершенно без денег. Тогда мы познакомились благодаря фестивалю, и я думаю, что в этом тоже немаловажная миссия фестивалей – человеческие связи, которые завязываются, и которые очень большую роль играют в дальнейшем.

Еще одна особенность Одесского международного кинофестиваля – работа летней киношколы. Ее участники имеют возможность посещать конкурсные фильмы и фильмы тематических показов (в этом году, например, это были программы «Новое российское кино», «Затерянный мир: украинское кино начала 90-х», «Ретроспектива фильмов Тодда Солондза», и многие другие). Также для слушателей киношколы проводились уже ставшие традиционными мастер-классы и встречи с профессионалами. Кроме того, в этом году в рамках летней киношколы работала секция кинокритиков, куда из 300 подавших заявки было отобрано 20 слушателей, которые учились профессионально освещать проблемы современного кино.

За 14 фестивальных дней слушатели школы кинокритики оперативно освещали фестивальные события, ими было подготовлено более 150 публикаций. Но главное – лучший студент секции кинокритики получит путевку на Лондонский кинофестиваль, который пройдет в октябре этого года. Вот мнение о работе школы члена Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ), председателя профессионального жюри нынешнего одесского кинофестиваля Андрея Плахова:

— Сама идея этой киношколы мне очень нравится, но я думал, мало ли – может, придет несколько каких-то странных людей, которые хотят кино заниматься, и увидел очень много людей и на первом мастер-классе, и на втором, и у них были очень толковые и осмысленные вопросы. Я почувствовал и уровень аудитории хороший, и высокий эмоциональный градус. Школа молодых кинематографистов – это прекрасные молодые люди, которые действительно горят кинематографом, интересуются, много знают уже, и мне было очень приятно и интересно с ними общаться.

И в заключение – немного статистики. Бюджет Одесского международного кинофестиваля составил 3 млн. евро, из них 5 процентов, или 150 тыс. евро – доля Министерства культуры Украины. Остальные средства – инвестиции и поддержка партнеров. Фестиваль принял 5000 участников, 100 тыс. зрителей, трансляции церемонии открытия и закрытия посмотрели по 3 млн. телезрителей. В этом году в дополнение к фестивальным площадкам кинотеатров «Родина» и «U-Сinema» добавился фестивальный дворец на 1200 мест, действовавший в Театре Музыкальной комедии, что соответствует такому же количеству мест в главном фестивальном дворце Венецианского кинофестиваля.

Во время работы Одесского международного кинофестиваля было показано множество фильмов, проведено десятки встреч, мастер-классов, круглых столов, и… вечеринок – куда же без них, ведь это – праздник и повод встретиться и пообщаться, причем, не только для профессионалов, но главное – для тех, ради кого они работают – для зрителей.

Как говорили участники Одесского фестиваля – он только формируется, приобретая своеобразие, но о нем уже говорят и уже хотят сюда приехать – и приезжают – многие зарубежные кинематографисты. Пусть, наверное, в большей степени пока из любопытства, но у Одессы, как отмечали многие, есть все шансы и возможности занять свое достойное место в мировом фестивальном движении. Главное – не останавливаться.

ВЫПУСК 3-й (радио «Гармония мира»).

Как сказал классик, никто не обнимет необъятного… Мысль эта то и дело всплывала в памяти во время работы Третьего одесского международного кинофестиваля: просто физически невозможно было охватить все фильмы, события и встречи. Что касается встреч, особенно радует на подобных форумах возможность увидеться и пообщаться с теми, с кем при других обстоятельствах ты вряд ли пересекся бы в этой жизни. И это же – прекрасная возможность не только взять у звезд автограф, но главное – услышать мнение людей известных и вполне состоявшихся и о своей профессии, и о самых разнообразных проблемах и вопросах.

Часто оказывается, что чем значимее личность, тем она проще в общении. Так, к примеру, заставила думать о себе звезда мирового кино Клаудия Кардинале: «Я не аристократка», – без смущения ответила она озабоченному вопросами благородного происхождения интервьюеру.

Клаудиа Кардинале родилась 15 апреля 1938 года, в Тунисе в простой семье железнодорожника, и стала актрисой почти случайно, так как с детства хотела быть учительницей… На одесский фестиваль она приехала посмотреть старые и новые фильмы, пообщаться с коллегами и поклонниками, и, главное, выступить на открытой площадке Ланжероновского спуска перед показом знаменитой картины Федерико Феллини 1963 года «Восемь с половиной», где, как известно, она снималась, и после этой их совместной работы великий итальянский режиссер стал называть Клаудию Кардинале своей музой.
Вот, в частности, что она рассказала о себе на встрече с одесской публикой:

— Что удивительно – сейчас я уже в определенном возрасте, и я продолжаю сниматься. Я не испытываю ностальгии, я живу настоящим моментом, часто снимаюсь у молодых режиссеров, чтобы их поддержать, потому что сейчас очень трудно снимать, и недавно я снималась у одного очень молодого режиссера – в Стамбуле, в Нью-Йорке, в Тунисе…
Я выполняю много социальных миссий: являюсь послом ЮНЕСКО по правам женщин, много занимаюсь защитой окружающей среды, различными акциями, направленными на борьбу против СПИДа и в поддержку детей Камбоджо.
…Раньше кино внушало мечты, а сейчас кино стало гораздо более трудным – я имею в виду трудным для производства.
…Очень важно принимать время, принимать свои изменения, не мучить себя всякими лифтингами, этого я не люблю.

В заключение встречи Клаудия Кардинале отметила, что главное – при любых обстоятельствах оставаться внутренне сильным – чтобы не потерять себя.
Очень схожей со знаменитой актрисой по жизнерадостности, открытости и искренности оказалась другая звезда мирового кино – Джеральдин Чаплин, которая также приехала на одесский фестиваль пообщаться, узнать новое, и – открыть показы фильмов, связанных с именем ее отца Чарли Чаплина. Как уже говорилось, украшением фестиваля стала демонстрация на Потемкинской лестнице под открытым небом картины Чарли Чаплина 1931 года «Огни большого города». Кроме того, Джеральдин презентовала одесской публике – и тоже под открытым небом, но уже на Ланжероновском спуске, – фильм 1992 года совместного производства США, Японии, Франции и Италии – «Чаплин», в котором сыграла роль своей бабушки Ханны.

Как и Клаудия Кардинале, Джеральдин Чаплин не мечтала о карьере актрисы: во-первых, она понимала, что соревноваться со своим великим отцом никогда не будет, поскольку всегда окажется в проигрышном положении. Во-вторых, она видела свое будущее на балетной сцене: три года училась в Лондонской королевской балетной академии, после чего несколько лет выступала, но в конце концов призналась себе, что полные залы собирает не ее талант, а имя отца. После этого Джеральдин даже какое-то время выступала в цирке – клоунессой… Но вскоре, смирившись с тем, что ее воспринимают главным образом как дочь знаменитого Чаплина, решила покориться судьбе, и все-таки попробовать себя в качестве актрисы, понимая, что поначалу будет привлекать ее имя, а насколько ей удастся проявить себя – это будет зависеть только от нее. Вот что она рассказала одесским зрителям:

— Фамилия Чаплин дала мне все, и в этом нет ничего плохого. Мой отец был не только величайшим актером, величайшим режиссером, величайшим художником, но это был самый любимый человек на земле. И когда я приходила на съемочную площадку, то чувствовала, что я дочь всеми любимого человека, и меня очень поддерживали, каждый был заинтересован в том, чтобы я проявилась хорошо, чтобы я сыграла на высоте. И эта любовь к моему отцу меня очень поддерживала всю мою жизнь, и это большая удача для меня. Я родилась, чувствуя эту всеобщую любовь к моему отцу, и я прожила, я живу с ней всю жизнь, и это большая удача.

Помимо того, что Джеральдин Чаплин – дочь известного отца, она также – внучка нобелевского лауреата, писателя Юджина О`Нила. Впрочем, с дедушкой она не общалась, поскольку его дочь – мать Джеральдин, вышла за Чарли Чаплина вопреки воле отца: во-первых, его занятие – актерство – не приветствовалось родителями девушки, во-вторых, она была на 36 лет моложе своего избранника: когда 31 июля 1944 года родилась их дочь Джеральдин, Чарли Чаплину было уже 46 лет. Тем не менее, Джеральдин Чаплин знает и любит творчество своего деда, и как она призналась, не имея собственных литературных талантов, является страстным читателем, и в числе прочих любимых авторов назвала украинского писателя Андрея Куркова. А вот у ее сына, внука Чарли Чаплина – Чарли Систовариса, по ее мнению, литературный талант есть. Правда, сам он признался, что писать ему сейчас некогда: он активно занимается фондом Чарли Чаплина:

— Я работаю в «Ассоциации Чарли Чаплина», которая занимается его наследием, а именно –защитой и его продвижением. Мой дед Чарли Чаплин оставил большое количество документов и фотографий, которые требуют большого внимания и обработки, и собственно этим мы занимаемся – архивацией.
И что еще важно, и чем мы основательно занимаемся – это показы фильмов Чарли Чаплина, что, наверное, самый лучший способ защищать и отдавать дань уважения его творчеству, как, например, показ на Потемкинской лестнице под открытым небом в сопровождении оркестра – мы довольно часто устраиваем подобные представления, и это прекрасно, это лучшее, что может быть.

Потемкинская лестница неразрывно связана с именем Эйзенштейна, и он постоянно звучало на фестивале в самых разных контекстах. Так, Чарли Систоварис продемонстрировал книгу Сергея Эйзенштейна о Чарли Чаплине, где есть воспоминания о его пребывании в Голливуде и об их общении. А вот что вспомнила Джеральдин Чаплин:

— Мой отец действительно был знаком и с Сергеем Эйзенштейном, и с Григорием Александровым, и он в тридцатые годы пригласил их в Голливуд, чтобы они освоили технику звукозаписи, где они и подружились. Я знаю, что мой отец играл с Эйзенштейном в теннис.

Говорил в Одессе об Эйзенштейне и другой классик мирового кино – британский режиссер, славящийся своими новаторскими парадоксальными фильмами и провокационными заявлениями – Питер Гринуэй. Именно в этот период он готовится к съемкам фильма о Сергее Эйзенштейне:

— Я посещаю страны, в которых говорят, или еще говорят по-русски, в связи с рядом проектов, и мы ищем актера на роль Эйзенштейна в возрасте 33-х лет. Он совершил в 1929-м, 30-м, 31-м году поездку в Мексику, где ему пришлось столкнуться с некоторыми событиями, которые в корне, я считаю, перевернули его мировоззрение. Эйзенштейн, на мой взгляд, самый выдающийся из всех режиссеров за всю историю кинематографа, и хотя я считаю, что кинематограф умер, тем не менее, мне хотелось бы вернуться к его истоками и снять фильм о таком замечательном человеке.
Надо сказать, что мы сами себе очень осложнили задачу, поскольку существует большой фото- и кино-архив: мы знаем, как выглядел, как ходил, как говорил Эйзенштейн, и мы хотим использовать эти кадры в нашем фильме – фактические кадры наряду с воображаемым нами Эйзенштейном, и они подчас будут находиться вместе на экране, поэтому достаточно сложно совместить эти два образа, два изображения, но тем не менее, мы хотим попытаться это сделать. Мы не собираемся снимать в Одессе: весь фильм будет снят в небольшом мексиканском городке.

Что касается утверждения Питера Гринуэя, которое так полюбили повторять средства массовой информации – о том, что кино умерло, здесь следует иметь в виду контекст, в котором режиссер делает подобные заявления. Дело в том, что с юности он тяготел к искусству живописи, и получил образование художника в Школе искусств Уолтемстоу. Всю жизнь Питер Гринуэй делает кино, исследует его и экспериментирует именно с точки зрения возможностей визуализации в кино. В Одессе, делясь своим пониманием киноискусства, он провел для слушателей летней киношколы мастер-класс, а на встрече с журналистами сделал своеобразный экскурс в историю искусств:

— Человечество в силу особых психофизических качеств всегда стремилось к удовлетворению своих аудиовизуальных потребностей. Это пришло к нам еще от древних греков, это чудесно использовали римляне, потом это появилось в средневековой Европе.
Мир вокруг нас полон таких богатств, и задачей и долгом любого художника является воспевание, изучение, участие в показе всего этого многоцветия. Мы должны ценить это и воспевать всеми методами, которые нам доступны или будут доступны.
Я действительно всегда говорю, что кино умерло, но когда я говорю, что умерло кино, я не говорю о том, что умер экран. Например, я вижу здесь порядка двадцати камер, не считая камер скрытого наблюдения, которые тоже здесь где-то есть. Вообще, существует поговорка, что если тебя не снимают, если ты не на пленке, то тебя не существует. Поэтому я предлагаю нам перестать дискутировать, и попытаться глубже разобраться во всех тех огромных возможностях, которые нам предоставляются новыми технологиями, не только в плане техническом, но даже в социально-философском, потому что новые горизонты открывают новые пути мышления. И надо думать о том, как это использовать, причем, это настолько новый процесс, что каждый может внести в него свою лепту, а вместе мы можем сделать гигантский шаг, отойдя от старых привычных стереотипов.

Что ж, дорогие друзья, возвращаясь к началу выпуска, остается лишь вновь вздохнуть: нельзя объять необъятное! Интересных встреч и разнообразных фильмов на одесском кинофестивале было множество. Они не только подарили праздник, но дали мощный импульс многим творческим людям – режиссерам, сценаристам, актерам, критиками, продюсерам, зрителям. И нам остается ждать нового фестиваля, и новых встреч в эфире радио «Гармония мира».

Выпуски подготовила и провела Виктория ФРОЛОВА

Фото автора