Босяк - этимология понятия

Сергей Колибаба
                В Петербурге его называют «вяземским   
                кадетом», в Москве «золоторотцем», в
                Одессе «шарлатаном», в Харькове
                «раклом». В Киеве имя ему «босяк»
                А. Куприн               




1) Существующая этимология понятия БОСЯК
Викисловарь
Корень: -бос-; суффикс: -як-.
Значение
разг., пренебр. опустившийся, нищий человек из деклассированных слоёв общества.
Синонимы
Голодранец
Этимология – нет, других сведений – нет.

Словарь русских синонимов
оборванец, лохмотник, золоторотец; бич, хулиган, бездомный, вор, бродяга, преступник, люмпен, бомж.

В толковых и этимологических словарях подобная интерпретация, в словаре Даля и Макса Фасмера термин не истолкован, в русских летописях найти слово не удалось; в «Ономастиконе» академика С.Б. Веселовского (1876-1952) упоминаются: «Босые — много лиц и несколько фамилий разного происхождения; Босые, московские гости, XVI—XVII вв.»; отметим, что комментаторы слова БОСЯК не принимают связь понятий  БОСЯК=БОСОЙ за основу в истолковании термина, во всех истолкованиях исходное положение – социальная иерархия.

2) Обстоятельства возникновения понятия БОСЯК
Очевидно, что понятие возникло в период после отмены крепостного права (1861-1883), в это время на российский рынок труда попала масса крестьян, лично свободных, но не имеющих средств для существования, на «выкуп» земли крестьяне были переведены с 1.1. 1883 года. В результате действий царского правительство, охранявшего интересы дворянства, образовалась прослойка населения существующая за счет случайного заработка и благотворительности: бурлаки, грузчики в портах, временные с/х и строительные рабочие и большое число просто нищих людей.
А. Куприн в своём очерке указывает на место возникновения понятия – Киев (город славился своими нищими), и условия формирования «босяцкой» прослойки.  «В публике почему-то укоренилось мнение, что среди босой команды влачат свое жалкое существование бывшие богатые помещики, гусарские офицеры, чуть ли даже не бывшие ученые, которых заставила так низко упасть слабость к спиртному. Без сомнения, эти слухи весьма преувеличены, однако в них есть доля правды: почти всегда между босяками есть пять-шесть человек, бывших когда-то учителями, армейскими капитанами, подающими надежды музыкантами... Но большинство членов босой команды все-таки составляется из пропившихся мастеров и подгородних крестьян, дошедших вследствие безработицы, лености или пьянства до ночлежного дома» (Босяк, 1895).

Все крупные российские писатели конца XIX века отметили в своих произведениях появление новой социальной прослойки, в литературе появляется новый герой - БОСЯК, человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в произведениях М. Горького: «По костюму это был типичный босяк, по лицу - славянин” («Коновалов»; «На дне»); у А. Чехова (Новая дача), босяки строят мост.

Куприн упоминает термин «золоторотцы», «Золотая рота» - первоначально неофициальное название Роты дворцовых гренадер (старые заслуженные солдаты, носили мундиры красно-золотых цветов), введена Николаем I в 1827 году. Позже это выражение приобрело переносный и бранный смысл и стало обозначать представителей городских низов и преступного мира, термин стали применять к АРЕСТАНТСКИМ ротам при крепостях и вообще к арестантам, им обозначали  деклассированные слои общества, опустившихся, обнищавших людей. Рядовой представитель «золотой роты» назывался «золоторотцем», В. А. Гиляровский (писатель, знаток жизни низов общества и преступного мира) считал, что термин имел общерусское распространение.

Второй термин, употребленный А. Куприным – РАКЛА, словари указывают значение: мелкий воришка, молодой вор, некоторые авторы связывают слово с цыганским языком. Скорее всего, термин связан с ивритом (арамейским языком), цыгане также заимствовали понятия Библии, как и другие народы: РАК+ЛА = РАКА (Мф. 5:22): «кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону» (суду); в иврите РЕКА РЕИКА бездельник, пустой, не на что негодный человек, безумный (гомосексуалист); невежда, некультурный + ЛА принадлежность. Это бранное слово, по-видимому, было в большом употреблении между евреями во времена Иисуса и считалось очень оскорбительным. Очевидно, что формирование новых терминов процесс СОЦИАЛЬНЫЙ, новое явление (предмет) вызывает появление нового идеального понятия – ТЕРМИНА, основу для нового слова выбирают из господствующей ИДЕОЛОГИИ, а она, как известно - ИУДЕОХРИСТИАНСКАЯ.


3) Роль еврейства в развитии юга России
Влияние еврейства на экономическую и культурную жизнь России после отмены крепостного права исследовано плохо, информация разбросана по многим малоизвестным работам или представлена в урезанном, общем виде. На юге Российской империи (в черте оседлости) евреи являлись важнейшим финансовым, торговым и ремесленно-промышленным элементом, о чем сообщают данные Всероссийской переписи 1897 г., 72,5 %  «русских» купцов – евреи. В Киевском уезде еврейское население составляло в 1847 году 5476 чел.; в Киеве - 1411 (1862 г.), 3013 (1863), 13803 (1874), 18000 (1887, всего жителей 170 000); в Киевской губернии в городах проживало до 31, 6% евреев, в местечках 37,9%, в сельской местности – 3,1%; при общем населении в 3,5 мил. человек, евреев – полмиллиона (кон. XIX в). Основные занятия:  торговля (50% - торговля с/х продуктами), изготовление одежды, извозный промысел, строительство и ремесло; примерно 28% еврейского населения относилось к малообеспеченным слоям населения, многие из них жили за счет благотворительности и перебивались случайными заработками.
К январю 1910 г., по данным городской полиции, в Киеве проживало 50.792 евреев (всего 468.702 жит.), реальное число евреев было всегда выше представленных цифр, так как город (экономический центр региона), привлекал массы неоседлых и  незарегистрированных евреев. Существовавшее в то время законодательство, враждебное отношение христианского населения и властей,  существенно ограничивало деятельность и свободу передвижения  евреев на самом элементарном бытовом уровне. Тем не менее, значительное увеличение еврейского населения во второй половине XIX века и его экономическое влияние на развитие России необходимо должно было привести к образованию новых слов-понятий. Мы привели эти очень краткие сведения лишь для того, чтобы читатель мог представить себе культурную и экономическую ситуацию того времени, появление новых ТЕРМИНОВ всегда связано с изменениями, происходящими в экономической, политической и ЭТНИЧЕСКОЙ жизни общества.

4) Терминология иврита и библейские образы

БОС + ЯК = иврит - БАС, БУС, БОСЕС растаптывать, уничтожать, разрушать, питать отвращение; НИЗВЕРГУТЬ, сразить; попирать, топтать, брезгать; ИТБОСЕС валяться на земле; БАСА растаптывать, уничтожать; БАСАС растаптывать + ЙАКА (яка) вывихнуться; сдвигаться; ЙК клеймить, уличать; АКА беда.

Библейские образы
Захария 10:5: «И они будут, как герои, попирающие (БУС) врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях».

Исаия 63:18 «Короткое время владел им народ святыни Твоей: враги наши попрали  (БУС) святилище Твое».

Таким образом, сложное русское слово БОСЯК очевидно составлено из двух понятий иврита, которые характеризуют положение членов социальной прослойки, находящейся «на дне» общества   –  НИЗВЕРГНУТЫЙ (из общества) и ЗАКЛЕЙМЕННЫЙ (сурово осуждаемый обществом, заклейменный позором) человек.