Домна

Тамара Бакина
     Она жила на отшибе. В деревне появлялась редко. Помню статную фигуру, платок в мелкую чёрно-белую клетку повязан так, что кисти обрамляют смуглое лицо. Глаза опущены. Говорит с лёгким акцентом. Каким?...
       В деревне не было медпункта, и к бабке Домне бежали за неотложной помощью.
       Нас жизнь свела трижды.
       В песочницу посадили совсем маленького ребёнка. Он набрал пригоршню песка и бросил мне в лицо. Сильная боль, слёзы, полные глаза песка.
       Баба Домна пришла на кухню, развела в тёплой воде марганцовку и процедила через марлю в стакан. Потом посадила меня на колени, крепко сжала и, выворачивая мне веки, вылизала из глаз песок, макая язык в раствор марганцовки. Положила на веки какие-то листики и завязала глаза мягким белым платком. На следующий день я была здорова.
       В следующий раз она пришла, когда я лежала в бреду. Свирепствовала знаменитая "испанка". Она накрыла меня большим колючим чёрным платком и стала шептать на ухо. Я не помню её слов, но помню, что осталась ради неё: потому, что она любит меня больше всех на свете.
       После этого я стала прибегать к домику бабы Домны и сидеть во дворе. Я смотрела и слушала. Мне было очень интересно всё, что она делала и говорила. В моей пятилетней голове это задержалось навсегда и в подробностях.
       Вот приводят детей со стригущим лишаём. Домна выносит белую фаянсовую тарелку и газеты. Комкает газеты, кладёт их на тарелку и поджигает. Потом сдувает пепел. На тарелке осталась жёлтая мазь. Этой мазью (ещё горячей) она смазывает лишай. Он проходит за один раз.
       Вот приносят младенца с пупковой грыжей. Домна кладёт ребёнка на стол, заголяет ему животик и накрывает пупок льняной салфеткой. Потом берёт тяжелый серебряный нож и постукивает тыльной стороной по салфетке, как бы рисуя решетку. А потом склоняется и губами обхватывает место пупа, как бы собирая. Эти действия чередуются. Ребёнка приносят три-четыре раза, и грыжа исчезает.
       Я видела, как Домна вылечила женщине опущение желудка. Для этого она что-то выщупывала и вымеривала на животе, а потом в нужном месте, поджигая, ставила банку. Первая была пол-литровая. Потом размер банки менялся, и ставила она её всё выше. При этом что-то шептала.
       Домна лечила не всех. Если приходил очень больной человек, она сажала его на крылечке и просила закрыть глаза. Потом спрашивала, какой цвет он видит под закрытыми веками. Если человек отвечал, что видит красный или желтый, она бралась за лечение. А тех, кто называл зелёный, синий или фиолетовый, не лечила.
       В последний раз я видела Домну, когда мне было тридцать лет. Она меня узнала и подошла. А я только потом поняла, что это была она. Казалось, она одета в ту же самую чёрную одежду и тот же платок с кистями вокруг лица. Только Домна совсем худая и чёрные глаза не опущены, а улыбаются и кажутся слишком молодыми для лица. Как она попала в этот город? Села со мной рядом на скамейку, зашептала на ухо и опять спасла меня от смерти.