Быть полезным...

Иаков Липянский
Когда-то в детстве, взрослые задавали мне главный вопрос жизни: «Кем хотел бы ты стать, мальчик, когда вырастешь?». И я смело, не сильно задумываясь, отвечал, что обязательно стану защитником Родины, буду приносить Ей неизмеримую пользу, и отдавать Ей все свои силы, здоровье и, даже, когда потребуется, не пожалею для Неё и всей жизни своей. Стану, например, лётчиком или танкистом, а на гражданке, возможно, шофёром или строителем, в крайнем случае, учителем или врачём. В армии Родину буду защищать, а на гражданке стану Её созидателем, но уж никак не разрушителем. Что буду в армии простым пехотинцем, даже и не помышлял. Однако, когда вырос, пошёл, как и все юноши в армию и бегал по полям и лесам, по просторам Русской земли нашей, простым пехотинцем во всём обмундировании с вещмешком и автоматом за плечами, ползал на брюхе с противогазом на голове, даже было, что тонул в болоте и взорвался на мне взрыв пакет. Вышел из армии живым и немного возмужавшим, но принёс ли я пользу Родине? Думается мне, что за всю мою прожитую жизнь никакой пользы я так и не принёс. Больше всё думали и пеклись обо мне. А значит, прожил я жизнь свою напрасно и был лишь её иждивенцем. Наверное, ещё один короткий анекдот получился - иждивенец Родины. Горько, но факт!

Вот и задумался: когда же стану я отдавать, когда стану платить доброй монетой и добрыми делами Отечеству своему, Родине своей, так пекущейся обо мне ежечасно и ежеминутно? Что оставлю после себя своим потомкам: своим детям и внукам своим? Что скажут они обо мне, как будут поминать меня и будут ли поминать вообще? Неужто с уходом моим из жизни сей канет в лету имя моё, сгинет и рассеется, как дым. И только дети, но уже не внуки и, уж тем более, не правнуки, будут изредка приносить на могилку цветы, убирая и приводя её в порядок, потомучто так нужно, потомучто так делают все, потомучто и я делаю изредка то же самое...
И потому сегодня, когда мне уже за пятьдесят, осмыслив своё прошлое, и глядя в будущее, я снова задаю себе тот же вопрос - кем мне быть и что делать; да и не поздно ли...? Если раньше мне хотелось стать частью человеческого общества, то сейчас хочется быть неотъемлемой частью любимой Родины моей, неотъемлемой частью Её природы. Например, стать бы мне, безкрайней речушкой, или чистым нескончаемым родником, чтобы орошать поля и луга живою водою, особенно в жаркую погоду, когда засуха, чтобы и животным, и людям, и птицам, да и всей, окружающей нас природе, было где утолить жажду. Или стать пышным деревцем - стройной берёзкой, могучим дубом; хвоёю: сосною иль елью, очищающим воздух от смрада, ведь когда рядом такие красивые, разнородные и разнообразные живые деревья, дышится легче, и живётся светлее, да радостнее. Возможно стать бы мне небом ясным, глубинным, загадочным; или солнышком, всех согревающим и всех осветляющим; дождиком, орошающим и омывающим землю, а то можно стать и грохочущим громом с грозою, и молнией, которые очищают души людские, да и несут большую пользу самой земле для её жизнедеятельности. Хотел бы стать: светлой тропиночкой в лесу, выводящей заблудших из дремучего, тёмного, дикого леса, да и лес сей, чем он дремучее и дичее, тем более полезней. Согласен быть и громким эхом, для ищущих выхода, для заплутавших, для растерянных, чтоб радостью детской наполнялись глаза их людские. Иль стану я лучше уж зорькою ясной с предутренним туманом и свежею росою на траве, чтоб всяк мог освежиться, омыться росою и насладиться чистотою и радостью встречи с природой и всем, что её окружает на день грядущий. В конце концов, не помышляя о большем, мог бы стать зелёной травиночкой или ароматным луговым цветочком.

Человек – самая главная и неотъемлемая часть Природы, часть Родины, часть Отечества, где он рождён и вскормлен, где прошли годы детства и юности, а значит, доживши до преклонных лет, он должен оставить частичку добра, тепла и света после себя, как память, пусть не о себе лично, но о человеке добром, ибо всякое доброе имя, всякое доброе дело, всякое доброе живительное слово не остаётся незамеченным, записано на Небесах и не проходит безследно. Он должен жить по совести, и быть, как родник - чистым и прозрачным, простым и искренним, чтоб всяк, уставший путник, мог в нужный момент напиться от него и от него живиться. Быть солнышком, или хотя бы лучиком его, осветляющим дорогу путнику; подпитывающим природу, чтобы она становилась ещё краше и светлее. Однако, нужно помнить, что где произрастает добрый плод, там обязательно будет окружать его и множество сорняков, а по-сему - "Не мечите бисера пред свиньями и не отдавайте святыни псам, дабы не попрали...". Сорняки будут сохнуть и погибать, а всякий добрый плод, найдёт свой выход и будет множиться, при условии, если только сам человек пожелает быть полезным и добрым, а не вредным и безполезным сорняком, ибо вредным и безполезным быть куда проще, чем приносящим пользу. Только человеку нужно об этом обязательно задуматься, хотя бы на мгновение, и оценив свои возможности приступить к доброделанию. Конечно же, и сорняки будут множиться, но и они в свою очередь приносят не малую пользу добрым всходам - "На то и щука, чтоб карась не дремал.". Ведь иначе и не отличишь добрый плод от плода злого...

08.07.2012