Воркута. Я там работал

Владимир Иванов 14
     Я до сих пор храню Комсомольскую путевку, которую получил в Воркутинском горкоме комсомола, чтобы пойти работать на шахту.
Наша Тиманская геологическая партия, завершив полевой сезон , сначала разместилась в оленеводческом поселке Индига, а затем перебралась в пос. Седловая, под Воркутой. Это был 1958год. На одной из воркутинских шахт (кажется на шахте №8) произошел очередной взрыв.
В поселке Седловая только об этом и говорили. Я решил, что шахта - это как раз то, чего мне для полного счастья не хватает. Обратился к директору шахты 9-10. Он меня послал, потому что мне еще не исполнилось восемнадцати лет. Обратился в отдел кадров шахты №1 "Капитальная" - снова послали. Пошел в горком комсомола. Там не послали. Выслушали и выдали комсомольскую путевку, где было написано: «Иванову Владимиру Александровичу, изъявившему желание работать на ВШТ шахты №1 “Капитальная». ВШТ - это участок «Внутришаахтный транспорт» . Так я стал шахтером.
      «Комсомольская путевка» давала привилегию на каторжный труд. Например, разгружать вагоны с лесом в тридцатиградусный мороз на лесоскладе шахты. Это привилегия для мужиков, а не для «блатных» от комсомола. В шахте работа полегче, чем на лесоскладе, но опаснее. График травматизма в медпункте шахты, заполнялся ежедневно «без роздыха». Ни дня- без травмы! Мне самому пришлось вывозить нашего десятника «на гора». Он попал под «скип», ему раздробило таз. На его месте мог оказаться любой А на другом горизонте работягу затянуло в «опрокид» - только мозги фонтаном брызнули! Были травмы и у меня, но,слава богу, легкие.Несколько позже на этой шахте случился пожар. Об этом даже одна из центральных газет вынуждена была написать. Статья называлась «Реверсия»; о том, как инженеры воркутинской шахты №1 «Капитальная» смогли изменить направление  вентиляционного потока и таким образом затушили пожар.
     Я проработал на шахте №1 “Капитальная” почти два года, сначала на лесоскладе, а когда исполнилось 18 лет - на участке ВШТ.